Период Местоблюстительства (нач. XVII в.)

Последний Предстоятель Русской Церкви в ХVII в. Патриарх Адриан скончался 16.01.1700. В это время в России происходили серьезные исторические перемены, в ходе которых складывался новый облик гос-ва. Среди преобразований имп. Петра I (1689–1725) важнейшей по своим последствиям была церковная реформа, ибо абсолютизм государственной власти начавшегося петербургского периода существенно отличался от старомосковского самодержавия с его не подчиненной светскому государю высшей церковной властью. Начиная с Петра I светское правительство смотрело на Церковь как на одно из учреждений государственного аппарата, нуждавшееся в опеке и надзоре. Для этого правительству понадобилось сломать старый строй церковного управления, сочетавший в себе соборное начало и Первосвятительство, а на его месте учредить новую, синодальную систему (см. Святейший Правительствующий Синод). Произошло это не сразу. Весть о кончине Патриарха Адриана застала Петра I в действующей армии под Нарвой. Одновременно от сановников из Москвы поступило предложение подождать с избранием Патриарха, что совпало с намерением самого царя. Вместо избрания нового Патриарха по распоряжению Петра 16.12.1700 вышел указ о назначении одного из самых молодых архиереев — митр. Рязанского Стефана (Яворского), воспитанника Киево-Могилянской коллегииМестоблюстителем Патриаршего Престола («экзархом, блюстителем и администратором Патриаршего стола» (ПСЗ. Т. 4. № 1818)). Период Местоблюстительства затянулся на 20 лет. Для Петра этот выбор оказался неудачным. Царь упрощенно представлял характер западного образования и не предполагал, что «западник» и «латынник» может оказаться более принципиальным противником запланированной им церковной реформы на протестантский лад, чем великорусские архиереи. Митр. Стефан, воспитанный в католических школах Львова, Люблина, Вильна и Познани, был поборником Патриаршества, высокого авторитета Церкви и независимости ее от государственных структур. Ревнители старины в Москве вскоре поняли, что в лице столь нежеланного для них поначалу митр. Стефана они обрели если и не единомышленника, то союзника, к тому же человека принципиального и мужественного. Вместе с ними Местоблюститель не одобрял второго брака царя с Екатериной, заключенного при жизни насильственно постриженной царицы Евдокии Лопухиной. С негодованием узнал он об отмене церковных постов в войсках, на что царь, в обход Предстоятеля Русской Церкви, заручился разрешительной грамотой от К-польского Патриарха Афанасия V (1710–1711). В своих проповедях митр. Стефан стал открыто обличать не хранящих постов и оставляющих своих жен, прозрачно намекая на личность самого царя. Все недовольные царем-реформатором с надеждой смотрели на царевича Алексея Петровича, который сочувствовал настроениям ревнителей старины. С большой теплотой относился к царевичу и митр. Стефан. В слове, произнесенном в 1712 г. в день именин наследника, он не без вызова его отцу назвал именинника «единой надеждой» России. А в 1718 г. открылось два судебных дела: в заговоре против царя обвинялся вначале царевич, а потом и его мать Евдокия. К этому оказались причастными и духовные лица. Розыск закончился казнями. Против Местоблюстителя улик не оказалось, но Петр подозревал его в сочувствии заговорщикам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: