Монастыри при Петре I и его приемниках (1700-1762 гг.)

Реформа Петра I коснулась и мон-рей. Чтобы удобно было извлекать доходы из «тунегибельных», как он говорил, монастырских вотчин в казну, в 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ. «Сидеть на Патриаршем дворе в палатах и писать Монастырским приказом» (ПСЗ. Т. 4. № 1829),— велено было боярину И. А. Мусину-Пушкину. Этот приказ ведал всеми Патриаршими, архиерейскими, монастырскими и церковными вотчинами (см. Землевладение церковное в России). Лишь малая часть (на 1707 г. для 15 епархий — от 1000 до 1500 р.) доходов от церковных земель шла на содержание архиерейских домов, мон-рей и приходов. Все остальное поступало в казну. Монастырский приказ назначал настоятелей, влиял на поставление архиереев, распоряжался Патриаршей типографией. В 1722 г. издано было составленное архиеп. Феофаном и одобренное царем «Прибавление к Духовному регламенту». В «Прибавлении» запрещалось постригать мужчин, не достигших 30 лет, а для пострига женщин определен был возраст от 50 до 60 лет. Исключения допускались лишь с разрешения Святейшего Синода. Военнослужащим и чиновникам поступление в мон-ри запрещалось вовсе. Не разрешалось принимать в обители лиц, имевших несовершеннолетних детей или обремененных долгами. Крепостные могли поступать в мон-ри только с разрешения своих помещиков. Неграмотные принимались в мон-ри с ведома царя или Синода. «Прибавлением» возбранялось основание новых обителей без дозволения Синода, а строительство скитов запрещалось окончательно. Маленькие пустыни подлежали либо упразднению, либо соединению с другими мон-рями. Многие мон-ри закрывались тогда и от недостатка средств. Лишь ученые монахи пользовались благоволением царя, большей частью это были выходцы из Киевской академии, они-то и становились кандидатами на замещение высших церковных должностей, в т. ч. и архиерейских кафедр. Ученым монахам полагалась иная, лучшая, чем простым братиям, еда и одежда, с немалой щедростью им выдавалось денежное содержание. Рассадником ученого монашества в России должен был, по замыслу Петра, стать основанный в 1712 г. в Петербурге Александро-Невский мон-рь. Для аскетических подвигов, столь мало ценимых царем-реформатором, вроде бы не оставалось места. Но и в эту эпоху, охваченную горячкой преобразований,— в эпоху бесцеремонного отношения к Церкви и развала мон-рей русские обители не оскудели иноками высокого молитвенного духа. Одни из них остались сокрытыми от мира, подвиги других были явлены людям и сохранились в церковной памяти. В суровое петровское время подвизались первоначальник Саровской пустыни иеросхим. Иоанн и прп. Симеон (в мантии Серапион), первоначальник Белобережский, в древней Соловецкой обители спасался прп. Иисус (в мантии Иов) Анзерский. В петровскую эпоху начался роковой для судеб гос-ва религиозно-нравственный раскол между высшим слоем об-ва и простым народом, традиционно хранившим верность заветам своих предков. Народный быт и народная набожность, религиозно-нравственные идеалы народа остались почти не затронутыми петровскими преобразованиями России, но стиль жизни, нравы и взгляды дворянской верхушки, поступившей в ученичество к иностранцам, стремительно менялись.

После смерти Петра I в положении мон-рей произошло некоторое улучшение. При Петре II в «малобратственных» мон-рях, оскудевших до такой степени, что часто в них некому было служить, разрешалось увеличить число братии. Некоторые разорившиеся, заброшенные при Петре I обители были открыты заново. В ночь на 19.01.1730 15-летний император скончался. Верховный Тайный совет призвал на престол старейшую в роде Романовых, племянницу Петра I Анну Иоанновну, вдову Курляндского герцога. С ее воцарением Верховный Тайный совет, управляемый кн. Д. М. Голицыным, связывал надежды на то, чтобы впредь «самодержавию не быть».

В годы царствования Анны Иоанновны особенно тяжким испытаниям подверглись мон-ри. Указом 1734 г. за постриг монаха в обход закона (а по закону разрешалось постригать только вдовых священников и отставных солдат) на епархиального архиерея налагался штраф в 500 р. (по тем временам чрезвычайно разорительная сумма), настоятель мон-ря, в котором состоялся недозволенный постриг, осуждался на пожизненную ссылку, а сам новопостриженный инок лишался монашеского звания и подвергался телесному наказанию. На настоятелей налагалась обязанность доносить в Синод о малейших проступках насельников, а виновных монахов либо отдавали в солдаты, либо ссылали в сибирские рудники. Игуменов и игумений то и дело вызывали в Петербург и там подвергали допросам в Тайной канцелярии. Тайная канцелярия проводила разборы монашествующих. Иноков, заподозренных в политической неблагонадежности (а заподозрить можно было кого угодно и по любому поводу), изгоняли из обителей и ссылали на каторжные работы. В результате этих гонений число монашествующих сократилось почти вдвое: в 1724 г. в мон-рях насчитывалось 25 207 монахов и монахинь, а в 1740 г. в них осталось лишь 14 282 насельника. В 1740 г., после смерти царицы Анны, Синод докладывал Анне Леопольдовне, регентше при имп. Иоанне VI, что одни мон-ри стоят совсем пустые, а в других остались только старики и некому совершать богослужение, множество настоятелей взяты под стражу и управление монастырское в плачевном состоянии, что вся жизнь мон-рей в крайнем расстройстве.

В 1740 г. после смерти Анны Иоанновны Российский престол перешел к ее внучатому племяннику младенцу Иоанну VI Антоновичу (1740–1741). 25.11.1741 зачинщики заговора, ок. 300 офицеров гвардейского Преображенского полка, возвели на престол дочь Петра I Елизавету Петровну.

В царствование Елизаветы с мон-рей снята была правительственная опала, которую они претерпели в годы бироновщины. Прекратились разборы монахов, возобновились постриги юных иноков. В 1749 г. вышел указ, по которому семинаристам постриг разрешался с 17 лет, а в 1761 г. было дозволение свободно постригать выходцев из всех сословий. На средства казны восстановили две древние северные обители, пришедшие при Анне в полный упадок,— Валаамскую и Коневецкую. Троице-Сергиев мон-рь (см. Троице-Сергиева лавра, ТСЛ), пользовавшийся особым почитанием царицы, в 1744 г. был возведен на степень лавры. Елизавета делала лавре щедрые пожертвования. Денежная помощь из средств государственной казны оказывалась и другим мон-рям. Им были возвращены их вотчины:

31.08.1753 императрица издала указ, в силу которого управление монастырскими вотчинами возвращалось самим мон-рям. В царствование Елизаветы совершена была первая в ХVIII столетии канонизация — 15.04.1757 указом Святейшего Синода был причислен к лику святых митр. Ростовский Димитрий (Туптало).

25.12.1761 скончалась имп. Елизавета. Престол перешел к ее племяннику — сыну Шлезвиг-Голштинского герцога Карлу Петру Ульриху, вызванному теткой из Германии, присоединенному к православной Церкви и переименованному в Петра III Феодоровича. Сразу по воцарении Петр III заявил о своем намерении сократить число икон в православных церквах. По подсказке окружавших престол временщиков — графов И. И. Воронцова и И. И. Шувалова 19.02.1762 Петр III издал указ о полной секуляризации церковной недвижимости с передачей ведавшей ими Коллегии экономии cенату. Проект указа составлен был сенатором Д. В. Волковым. Эта мера, однако, не была осуществлена ввиду последовавшего вскоре государственного переворота.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: