Русская Церковь в царствование Екатерины II и Павла

Спустя три месяца после издания указа о секуляризации, 28.07.1762, император Петр III был низложен с престола и вскоре «скоропостижно скончался». Российской самодержицей была провозглашена зачинщица заговора, супруга Петра III, урожденная принцесса София Фредерика Августа, дочь герц. Ангальт-Цербстского Екатерина II. В манифесте Екатерины II от 28.06.1762, который был составлен архиеп. Димитрием (Сеченовым), устранение Петра объяснялось прежде всего тем, что в его правление нависла угроза над православной Церковью: «Всем прямым сынам Отечества Российского явно оказалось, какая опасность всему Российскому государству начиналась самым делом, а именно: закон наш православный греческий первее всего восчувствовал свое потрясение и истребление своих преданий церковных, так что Церковь наша Греческая крайне уже подвержена оставалась последней своей опасности переменою древнего в России православия и принятием иноверного закона» (ПСЗ. Т. 16. № 11582). Церковную политику самой Екатерины хорошо характеризует одно замечание, сделанное ею до восшествия на престол: «Уважать веру, но никак не давать ей влиять на государственные дела» (Сб. РИО. 1871. Т. 7. С. 97). Искусный политик, она не сразу обнаружила свои намерения относительно Церкви. Через две недели после переворота, 12 авг., сенат издал манифест о возвращении в собственность епархиальных домов, мон-рей и церковных причтов принадлежавших им ранее земельных владений, иными словами, об отмене указа Петра III, так и не приведенного в исполнение. Но радость духовенства по этому поводу оказалась преждевременной. Спустя три недели вышел манифест, в котором объявлялось намерение правительства заново рассмотреть вопрос о церковных недвижимостях. С этой целью 29.11.1762 была образована Комиссия о церковных имениях, в которую вошли первенствующий член Синода митр. Новгородский Димитрий (Сеченов), архиеп. С.-Петербургский Гавриил (Кременецкий), еп. Переяславский Сильвестр (Страгородский), а также обер-прокурор кн. А. С. Козловский, кн. А. Б. Куракин, кн. С. В. Гагарин, сенатор гр. И. И. Воронцов и Г. Н. Теплов. Результатом работы этой комиссии явился манифест о секуляризации церковных недвижимых имуществ, изданный 26.02.1764, которым подводился итог многовековым спорам о монастырских вотчинах. Манифест окончательно упразднил церковное землевладение в России: все церковные имения передавались Коллегии экономии и церковные учреждения совершенно устранялись от управления ими. Мон-ри и архиерейские дома утратили 8,5 млн. дес. земли и 910 866 душ (мужского пола) крестьян, мон-ри лишились 1,5 млн. р. годового дохода. После ряда сокращений всего лишь 1/7 часть средств, поступавших от секуляризованных имений, 188 тыс. р. в год, Коллегия экономии должна была выдавать на содержание епархиальных кафедр, мон-рей и приходских причтов. Остальное шло на государственные нужды. Епархии разделялись на три класса (см. Классы русских епархий и мон-рей), и содержание их назначалось в зависимости от класса. Для мон-рей вводились штаты. Штатные обители были разделены на три класса; оговаривалось количество обителей, ежегодно получавших содержание в соответствии с этими штатами. В штаты вошло 272 мон-ря (190 мужских и 82 женских) — менее четверти всех обителей, находившихся в великорусских епархиях, где проводилась секуляризация. Из мон-рей, оставшихся за рамками штатов, 573 были упразднены, ок. 195 не были закрыты, но должны были существовать на приношения верующего народа и за счет небольших участков земли, которая обрабатывалась самими иноками. В 1780 г. такая же реформа была проведена на Украине, в юго-западных епархиях закрылось еще более 40 мон-рей. Число монашествующих сократилось с 12 тыс. до 5 тыс. Закрылись древние и прославленные обители: Спасо-Каменный мон-рь на севере, киевский Братский, Межигорский, Дивногорский и Святогорский Успенские мон-ри на юге. Нилова Сорская пустынь в 1764 г. стала приписной.

Указ о секуляризации церковных владений явился сильным ударом по мон-рям и монашеству. Закрытые обители обращались в казармы, госпитали и даже в дома для умалишенных. Изъятие церковных имений в казну проводилось под предлогом лучшего устроения церковных дел и государственной пользы, на деле реформа не только влекла за собой разорение церковной жизни, но и не принесла большой выгоды государственной казне, ибо значительная часть секуляризованных имений роздана была фаворитам императрицы. Ревностные архиереи, монахи, клирики и миряне тяжело переживали разорение мон-рей. Однако мало кто решился на открытое возражение. Указ о секуляризации критиковали митр. Тобольский Павел (Конюскевич), митр. Ростовский Арсений (Мацеевич), за что последний был подвергнут суровой расправе — лишению сана, заключению в каземат, в котором скончался 28.02.1772 после беспримерных страданий. Участь митр. Арсения устрашила иерархов и позволила правительству без всякого риска провести секуляризацию церковных земель в великорусских епархиях. В 1786 г. такого же рода реформа была проведена в Малороссии, а через два года — в Слободской Украине.Некоторые же архиереи, особенно из числа великороссов, искали пути устроения монастырской жизни в новых условиях. В оскудении обителей «селами и виноградами» они видели новые возможности для возрождения аскетического духа. Главной заботой поборника аскетического делания митр. Новгородского и Петербургского Гавриила (Петрова) было возрождение духовной жизни в мон-рях, разоренных реформами. Сам он поддерживал духовное общение со многими подвижниками благочестия, ближайшим помощником владыки в управлении мон-рями епархии был его келейник прп. Феофан (Соколов), впоследствии архим. новоезерский, опытный в духовной жизни старец. Митр. Гавриил находил неполезным обычное для того времени назначение настоятелями мон-рей ученых монахов, не прошедших школы духовного делания и рассматривавших порой свое настоятельское служение как ступеньку к занятию архиерейской кафедры. Это были люди крепкой веры, талантливые проповедники, прекрасные администраторы, но не особенно даровитые учителя духовной жизни. Вопреки всеобщей практике митр. Гавриил старался назначать настоятелями подвижников из обителей со строгим уставом. В мон-рях своей епархии (Валаамском, Коневецком, Валдайском Иверском, Тихвинском Большом, Кирилловом Белом Новоезерском, Савво-Вишерском и др.) митр. Гавриил вводил общежительный устав, составленный им самим по образцу Святогорского устава. Святитель содействовал введению и укоренению в мон-рях старчества, с которым связан расцвет подвижничества в русских мон-рях в кон. XVIII в. Возрождение старчества в России произошло во многом благодаря прп. Паисию (Величковскому), подвизавшемуся в обителях Афона и Молдавии. Кроме управления Нямецким мон-рем прп. Паисий в 1770–1794 гг. занимался переводами творений святых отцов: Исаака Сирина, Максима Исповедника, Феодора Студита, аввы Варсонофия и, наконец, составил аскетический сборник «Добротолюбие», основой для которого послужила греческая «Филокалия» св. Никодима Святогорца. Ученики прп. Паисия, возвращаясь в Россию и разнося весть о «благочестивом и чудном отце Паисии», взращивали в русских мон-рях старчество. Один из первых его учеников, иером. Клеопа I († после 1778), принес основы старчества в Островскую (Островную) Введенскую пустынь Владимирской епархии. Учеником прп. Паисия был и прп. Феодосий (Маслов), архим. Молчанской Софрониевой пустыни, введший в ней общежительный афонский устав. К сонму избранников Божиих, стяжавших благодатные дары, принадлежали и архиереи. Великим иноком-аскетом был свт. Тихон Задонский. Среди самых почитаемых святых XVIII в.— блж. Ксения Петербургская. В 26 лет Ксения погребла скоропостижно скончавшегося мужа. Потрясенная утратой любимого человека, раздав имение нищим, она приняла на себя подвиг юродства во Христе. Ныне часовня над могилой блаженной на Смоленском кладбище С.-Петербурга стала одной из святынь православной России.
После секуляризации церковных земель и расправы над митр. Арсением правительство стало относиться к Церкви с бесцеремонностью, которая заставляла вспомнить о временах бироновщины. 10.06.1763 обер-прокурором Синода был назначен И. И. Мелиссино, не скрывавший своих деистских воззрений. В 1767 г., когда подавались законодательные проекты в Комиссию по составлению нового уложения, Мелиссино представил на рассмотрение Синода проект, в котором помимо введения неограниченной веротерпимости предлагал ослабить и сократить посты, отменить вечерни и всенощные, а вместо них ввести краткие молитвы с поучениями пастве, прекратить содержание монахов, епископов и белого духовенства из казны, епископам дозволить «с законными женами сожитие иметь», отменить «поминовение усопших» и даже воспретить причастие младенцев в возрасте до 10 лет. Члены Синода отказались принимать этот документ на рассмотрение. 24.10.1768 Мелиссино был уволен с поста обер-прокурора.Уже при Елизавете на первенствующее место в российской иерархии выдвинулся архиеп. Новгородский Димитрий (Сеченов), сразу по воцарении Екатерины 8.10.1762 возведенный в сан митрополита. Впоследствии виднейшими иерархами стали митр. Гавриил (Петров), митр. Платон (Левшин), архиеп. Иннокентий (Нечаев), архиеп. Амвросий (Подобедов).
Правительство Екатерины II ослабило поддержку православной миссии. Указом Екатерины Святейшему Синоду 1773 г. провозглашались принципы неограниченной веротерпимости: «Как Всевышний Бог терпит на земле все веры, то и Ее Величество из тех же правил, сходствуя Его святой воле, в сем поступать изволит, желая только, чтобы между ее подданными всегда любовь и согласие царили» (ПСЗ. Т. 19. № 13996). При Екатерине муллам и ламам было назначено содержание из государственной казны, которое подчас превышало средства, выделенные на содержание православного духовенства. Указами 1788-го и 1794 гг. (ПСЗ. Т. 22. № 16710, 16711, 17174) мусульмане получили свободу строить мечети и религиозные школы, и правительство помогало им в этом. В Оренбургском крае, где местное кочевое население (казахи) еще пребывало в полуязычестве, светская власть поддерживала миссионерские усилия мусульманского духовенства. В то же время российское правительство проявляло заботу о положении единоверцев в Османской империи. В 1774 г., после победоносной для России войны с Турцией, был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Российское гос-во приобрело право покровительства православным христианам Турции. После кончины 6.11.1796 Екатерины II престол перешел к ее сыну Павлу I, которого до тех пор тщательно устраняли от участия в государственных делах. Отчуждение от двора внушило Павлу отрицание всех начинаний матери. В противоположность вольтерьянской атмосфере екатерининского двора Павел взращивал в себе религиозные и почти клерикальные настроения. Указом от 6.12.1796 он освободил духовных лиц от телесного наказания (ПСЗ. Т. 24. № 17624), увеличил штатные оклады духовенству, принял меры по обеспечению вдов и сирот духовного звания, повысил ассигнования на духовные школы, в 1797 г. освободил духовное сословие от полицейских сборов (ПСЗ. Т. 25. № 18772). Однако, будучи неуравновешенным и вспыльчивым человеком, Павел часто подвергал духовенство несправедливой опале: при нем пострадал митр. Петербургский Гавриил (Петров), которого он невзлюбил за уважительное отношение к нему Екатерины II. 30.09.1796 совершена была вторая за ХVIII столетие канонизация — к лику святых был причислен прп. Феодосий Тотемский. 11.03.1801 был совершен очередной государственный переворот: имп. Павел был убит группой заговорщиков, руководимых петербургским военным губернатором генералом П. А. фон дер Паленом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: