Теория поведения потребителя

Студент должен иметь представление:

о потребительском равновесии; об «эффекте замещения»; об «эффекте дохода»;

уметь:

строить бюджетную линию и кривую безразличия; опреде­лять точку максимальной полезности.

Методические указания

Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета.

Теория потребительского поведения рассматривает, прежде всего, категорию ресурсных ограничений и возможностей денежного дохода, определяющего платежеспособность покупателя.

Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют «бюджетными ограничениями», которые изображают графически, в виде функции бюджетного ограничения.

Рациональный потребитель соизмеряет не только полезность това­ров, но и их цены. Точнее, именно цены и позволяют соизмерить про­порции закупаемых товаров. Уравновесив свою выгоду и затраты, по­купатель достигает равновесия, сбалансированного по показателю «равной предельной полезности на равновеликую денежную единицу расходов)».

Графическая интерпретация выбора потребителем определенного набора товаров может быть представлена с помощью «кривых безраз­личия». Каждая «кривая безразличия» - это набор товаров, обладающих одинаковой полезностью. Так что потребителю как бы «безразлично», какой из них выбрать.

Необходимо понять также, что закон спроса можно объяснить при помощи эффектов дохода и замещения.

Эффект дохода - это когда снижение цены увеличивает реаль­ный доход потребителя, тем самым позволяя ему покупать большее количество товара.

Эффект замещения - это когда снижение цены делает продукт более привлекательным и заставляет потребителя стремиться к при­обретению его в большем количестве.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обуслов­ливая способность и желание потребителя купить большее количест­во определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

Более подробно материал темы необходимо изучить по рекомен­дуемой или имеющейся в учебном заведении литературе.

 

Контрольные вопросы

26. Потребительское поведение. Бюджетные ограничения и по­купательная способность.

27. Предельная полезность и потребительский выбор. Закон убывающей предельной полезности.

28. Потребительское поведение в категориях «кривых безраз­личия».

29.| Эффект замещения и эффект дохода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: