Студент должен иметь представление:
о потребительском равновесии; об «эффекте замещения»; об «эффекте дохода»;
уметь:
строить бюджетную линию и кривую безразличия; определять точку максимальной полезности.
Методические указания
Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета.
Теория потребительского поведения рассматривает, прежде всего, категорию ресурсных ограничений и возможностей денежного дохода, определяющего платежеспособность покупателя.
Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют «бюджетными ограничениями», которые изображают графически, в виде функции бюджетного ограничения.
Рациональный потребитель соизмеряет не только полезность товаров, но и их цены. Точнее, именно цены и позволяют соизмерить пропорции закупаемых товаров. Уравновесив свою выгоду и затраты, покупатель достигает равновесия, сбалансированного по показателю «равной предельной полезности на равновеликую денежную единицу расходов)».
|
|
Графическая интерпретация выбора потребителем определенного набора товаров может быть представлена с помощью «кривых безразличия». Каждая «кривая безразличия» - это набор товаров, обладающих одинаковой полезностью. Так что потребителю как бы «безразлично», какой из них выбрать.
Необходимо понять также, что закон спроса можно объяснить при помощи эффектов дохода и замещения.
Эффект дохода - это когда снижение цены увеличивает реальный доход потребителя, тем самым позволяя ему покупать большее количество товара.
Эффект замещения - это когда снижение цены делает продукт более привлекательным и заставляет потребителя стремиться к приобретению его в большем количестве.
Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность и желание потребителя купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.
Более подробно материал темы необходимо изучить по рекомендуемой или имеющейся в учебном заведении литературе.
Контрольные вопросы
26. Потребительское поведение. Бюджетные ограничения и покупательная способность.
27. Предельная полезность и потребительский выбор. Закон убывающей предельной полезности.
28. Потребительское поведение в категориях «кривых безразличия».
29.| Эффект замещения и эффект дохода.