Виды отчетности, ее назначение. Нормативное регулирование составления отчетности в России

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности. Положение разрешает организациям самостоятельно устанавливать форму бухгалтерской отчетности, закрепляя лишь понятие отчетной даты, отчетного года, языка и валюты бухгалтерской отчетности.
Отчетность по видам подразделяется:
1) Статистическая отчетность представляет собой систему количественных и качественных показателей, характеризующих работу организации за определенный период времени. С ее помощью осуществляется контроль за объемом и качеством произведенной продукции, за движением производственных, финансовых и трудовых показателей.
При составлении статистической отчетности используются данные статистического учета, текущего бухгалтерского учета и отчетности.
2) Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля за работой хозяйственного органа. Она содержит минимальное количество показателей, характеризующих результаты работы по отдельным видам деятельности. Оперативная отчетность является способом текущего наблюдения за ходом деятельности. По своему содержанию и порядку составления она близка к статистической отчетности.

3) Налоговая отчетность (налоговые расчеты) представляет собой совокупность показателей, характеризующих полноту расчетов с бюджетами разных уровней по налогам. По данным налоговых расчетов (деклараций) определяется правильность исчисления сумм налоговых платежей. Этот вид отчетности составляется по данным бухгалтерского учета и специальных расчетов.
4) Бухгалтерская отчетность. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. С помощью бухгалтерской отчетности осуществляются систематическое наблюдение и контроль за выполнением конкретных показателей работы и сохранностью имущества хозяйствующего субъекта.
По назначению отчетность подразделяется:
1) Государственная отчетность содержит круг показателей, характеризующих наиболее важные стороны деятельности организации.
2) Специальная отчетность включает совокупность определенных показателей. Так, хозяйственные органы составляют отчетность об отчислениях на социальное страхование и обеспечение и расходах за счет этих отчислений, декларацию о налоге на имущество и др.
3) Внутренняя отчетность содержит данные, необходимые для повседневного оперативного руководства производственно-финансовой деятельностью организации. Например, отчеты о работе цехов, сведения о ходе производства и т. д.
По срокам составления и представления:
Внутригодовая отчетность содержит показатели о ходе и результатах работы за день, декаду, месяц, квартал. Внутригодовая оперативная и статистическая отчетность называется текущей отчетностью. Внутри- годовая бухгалтерская отчетность называется промежуточной, к ней относятся квартальная и полугодовая.
В состав промежуточной отчетности включают:
• бухгалтерский баланс (форма №1). В балансе содержится совокупность показателей, характеризующих имущество хозяйствующего субъекта и источники его формирования на отчетную дату;
• отчет о финансовых результатах (форма №2). В этом отчете содержится информация, раскрывающая формирование финансовых результатов работы организации.
В состав промежуточной отчетности могут включаться и другие отчетные формы.
Годовая отчетность характеризует итоговые результаты работы хозяйствующего субъекта.
Годовая бухгалтерская отчетность, кроме бухгалтерского баланса (форма №1) и отчета о прибылях и убытках (форма №2), включает также:
• отчет о движении капитала (форма №3). В этом отчете содержится информация о величине и изменениях собственного капитала и средств целевого финансирования;
• отчет о движении денежных средств (форма №4) включает показатели об остатках, поступлении и расходовании денежных средств;
• приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) раскрывает информацию, содержащуюся в бухгалтерском балансе;
• пояснительную записку к годовому отчету. В ней раскрываются учетная политика и данные об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта;
• формы специализированной отчетности, характеризующие особенности деятельности организации;
• аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организаций, подлежащих обязательному аудиту.
По степени обобщения информации:
Первичная отчетность составляется хозяйствующими субъектами и характеризует их производственно-финансовую деятельность.
Сводная (консолидированная) отчетность составляется компаниями (фирмами), имеющими в своем составе дочерние и зависимые организации. Сводную отчетность составляют также и вышестоящие организации. Основой составления консолидированной отчетности является информация, содержащаяся в первичной отчетности.
В настоящее время сводная (консолидированная) отчетность составляется в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Нормативно правовое регулирование бухгалтерской отчетности представляет собой четырехуровневую систему:

первый уровень – это постановления Правительства и указы Президента, законодательные акты. (Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ)

; второй уровень – Положения и стандарты по бухгалтерской отчетности (ПБУ, в данный момент их всего 24:

• ПБУ 1/2008 Учетная политика организации
• ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда
• ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
• ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации
• ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов
• ПБУ 6/01 Учет основных средств
• ПБУ 7/98 События после отчетной даты
• ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
• ПБУ 9/99 Доходы организации
• ПБУ 10/99 Расходы организации
• ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах
• ПБУ 12/2010 Информация по сегментам
• ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи
• ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов
• ПБУ 15/2008 Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию
• ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности
• ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
• ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль
• ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений
• ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности
• ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений
• ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности
• ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств
• ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов)

третий уровень – инструкции и методические рекомендации Министерства финансов и иных организаций: например: Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н);

четвертый уровень – внутренние акты самого предприятия. Стандарты экономического субъекта разрабатываются организациями самостоятельно и по своему усмотрению. Но в случае их принятия - носят обязательный характер для всех его подразделений, включая филиалы и представительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: