Тема № 8. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Основные законы диалектики. (2 часа)

1. Диалектика как метод мышления противоположный метафизике.

 

Исторические формы диалектики.

2. Основные принципы, законы и категории диалектики.

Литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов. М.: Проспект, 2012.

2. Горелов А. А. Философия: учебник для вузов. М.: Кнорус, 2012.

3. Кемеров В. Философская энциклопедия. Национальная философская библиотека. [Электронный ресурс] – URL: http://terme.ru/dictionaryКатегории:

количества, качества, свойство, мера. 4. Ленин В.И. Философские тетради. К вопросу о диалектике. // Ленин В.И. Полн. собран. соч. – Т. 29. – С. 72, 82-86, 90, 129, 135-137, 142-145, 180, 252, 298, 301, 316-322, 329-330.

5. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. – № 1. – 1995.

6. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П.В. Алексеев. – 3-е изд. М.: Проспект, 2013.

7. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. Иванов В.А. Ярославль, 2005.

8. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд. Т. 20. –

М.,1961. – Введение. Общие замечания. – С. 19-25; Отдел 1. Гл. 12,13.

9. Энгельс Ф. Диалектика природы. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд. Т. 20. – М.,1961. – С.369-372, 392, 483-484, 488, 522, 523, 528, 544-547, 532-553, 585, 619-620.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите исторические формы диалектики.

2. Чем отличаются закон и закономерность?

3. В чѐм состоит принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности?

4. Какие концепции развития Вы знаете?

5. Назовите законы диалектики. Кто их сформулировал?

6. Прокомментируйте слова К. Маркса: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги…».

7. Почему закон единства и борьбы противоположностей называется «ядром диалектики»?

8. В чѐм заключается многообразие диалектических противоречий?

9. Что такое скачок? Как понятие скачка соотносится с количеством и качеством?

10. Какова роль диалектического отрицания в процессе развития?

11. Почему категории диалектики носят парный характер?

12. Прокомментируйте суждение: всякое явление несет в себе свою сущность, а всякая сущность проявляется в ряде явлений.

13. Соотнесите категории необходимость и случайность? Возможность и действительность?

14. Прокомментируйте высказывание Б. Спинозы: «свобода – есть познанная необходимость».

Практическое задание по теме № 8. (работа с первоисточниками) 1.В.С. Соловьѐв. Философские начала цельного знания. Соч. в 2-х т. М., 1988. – Т.2 // Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П.В.

Алексеев. – 3-е изд. М.: Проспект, 2013. Прочитайте текст на с.437-439.


Понятие развития с начала настоящего столетия вошло не только в науку, но и в обиходное мышление. Это не значит, однако, чтобы логическое содержание этой идеи стало вполне ясным для общего сознания; напротив, это содержание является весьма смутным и неопределенным не только для полуобразованной толпы, толкующей вкось и вкривь о развитии, но даже иногда и для ученых и quasi философов, употребляющих это понятие в своих теоретических построениях. Поэтому нам следует рассмотреть, что, собственно, содержится в понятии развития, что им предполагается.

Прежде всего развитие предполагает один определенный субъект (подлежащее), о котором говорится, что он развивается: развитие предполагает развивающегося. Это совершенно просто, но тем не менее иногда забывается. Далее, субъектом развития не может быть безусловно простая и единичная субстанция, ибо безусловная простота исключает возможность какого бы то ни было изменения, а следовательно, и развития. Вообще должно заметить, что понятие безусловно простой субстанции, принадлежащее школьному догматизму, не оправдывается философской критикой. Но подлежать развитию, с другой стороны, не может и механический агрегат элементов или частей: изменения, происходящие с гранитною скалой или с кучей песка, не называются развитием. Если же подлежащим развитию не может быть ни безусловно простая субстанция, ни механическое внешнее соединение элементов, то им может быть только единое существо, содержащее в себе множественность элементов, внутренне между собою связанных, то есть живой организм. Действительно, развиваться в собственном смысле этого слова могут только организмы, что и составляет их существенное отличие от остальной природы. Но не всякие изменения в организме образуют его развитие. Такие изменения, в которых определяющее значение принадлежит внешним, чуждым самому организму деятелям, может влиять на внешний ход развития, задерживать его или и совсем прекращать, разрушая его субъект, но они не могут войти в содержание самого развития: в него входят только такие изменения, которые имеют свой корень или источник в самом развивающемся существе, из него самого вытекают и только для своего окончательного проявления, для своей полной реализации нуждаются во внешнем воздействии. Материал развития и побуждающее начало его реализации даются извне, но это побуждающее начало может действовать, очевидно, лишь сообразно с собственною природой организма, то есть оно определяется в своем действии воздействием этого организма, и точно так же материал развития, чтобы стать таковым, должен уподобиться (ассимилироваться) самому организму, то есть принять его основные формы, должен быть обработан деятельностию самого организма для органических целей, так что способ и содержание развития определяются из внутри самим развивающимся существом. Говоря языком схоластики, внешние элементы и деятели дают только causam materialem и causam efficientem развития, causa же formalis и causa finalis заключаются в самом субъекте развития. (материальная причина (лат.); действующая причина (лат.); то же – греч.; формальная причина (лат.); целевая причина (лат.))

Ряд изменений без известной исходной точки и продолжающийся без конца, не имея никакой определенной цели, не есть развитие, ибо каждый член такого ряда за отсутствием общего начала, определяющего его относительное значение, не мог бы быть определенным моментом развития, а оставался бы только безразличным изменением. Если, как было сказано, понятие цели предполагает понятие развития, то точно так же последнее необходимо требует первого. Следовательно, развитие есть такой ряд имманентных изменений органического существа, который идет от известного начала и направляется к известной определенной цели: таково развитие всякого организма; бесконечное же развитие есть просто бессмыслица, contradicto in adjecto. Итак, мы должны предположить три общие необходимые момента всякого развития, а именно: известное первичное состояние, от которого оно зачинается; другое известное состояние, которое есть его цель, и ряд промежуточных состояний, как переход или посредство, ибо если бы не было последовательного и постепенного перехода от первого к последнему, то они сливались бы в одно, и мы не имели бы никакого развития, а только одно безразличное состояние. Общая формула, выражающая эти три момента, есть закон развития. Определив закон развития, мы определим и цель его. Не то чтобы закон и цель были одно и то же, но знание первого дает и знание второй: так, зная закон, по которому развивается растение, мы знаем и цель этого развития – плодоношение – как последний момент прогрессивного изменения, которое определяется тем законом.

Если развитие есть процесс имманентный, пользующийся внешними данными только как возбуждением и как материалом, то все определяющие начала и составные элементы развития должны находиться уже в первоначальном состоянии организма – в его зародыше. Это фактически доказывается тем, что из семени известного растения или из эмбриона известного животного никакими средствами невозможно произвести ничего иного, кроме этого определенного вида растения или животного. Итак, первоначальное состояние организма, или его зародыш, по своим образующим элементам есть уже целый организм, и если, таким образом, различие между зародышем и вполне развитым организмом не может заключаться в разности самих образующих начал и элементов, то оно, очевидно, должно находиться в разности их состояния или расположения. И если в развитом организме составные его элементы и формы расположены таким образом, что каждый из них имеет свое определенное место и назначение, то первоначальное, или зародышевое, состояние представляет противоположный характер: в нем составные формы и элементы организма еще не имеют своего строго определенного места и назначения – другими словами, они смешаны, индифферентны; их различие представляется невыразившимся, скрытым, существующим только потенциально, они не выделились, не проявили своей особенности, не обособились. Таким образом, развитие должно состоять собственно в выделении или обособлении образующих форм и элементов организма ввиду их нового, уже вполне органического соединения. Если, в самом деле, в развитие не должны привходить извне новые составные формы и элементы, то оно, очевидно, может состоять только в изменении состояния или расположения уже существующих элементов.

Ответьте на вопрос. Бесконечное развитие есть просто бессмыслица, считает В.С. Соловьев. Почему?

2. Ленин В.И. Философские тетради. К вопросу о диалектике. // Ленин

В.И. Полн. собран. соч. – Т. 29. – С. 316-322

//http://libelli.ru/marxinew/len_pss.htm // Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П.В. Алексеев. – 3-е изд. М.: Проспект, 2013. Прочитайте текст на с.462-464.

Ответьте на вопрос. Как В.И. Ленин оценивает две концепции развития?

3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М. 1986. – С.34-37, 4750, 53-61, 65-66 // http://yanko.lib.ru/books/betweenall/prigogine-stengers_ru.htm

// Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П.В. Алексеев. – 3-е изд. М.: Проспект, 2013. Прочитайте текст на с. 522-525.

Ответьте на вопросы:

1. Какова специфика развития диссипативных структур, согласно И.

Пригожину?

2. Каково соотношение диалектики и синергетики?

4. М. Бунге. Причинность. Место принципа причинности в современной науке». М., 1962 // Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П.В. Алексеев. – 3-е изд. М.: Проспект, 2013. Прочитайте текст на с. 513-516.

Для того чтобы охарактеризовать причинную детерминацию как можно


точнее, необходимо указать ее место в общем детерминизме. Причинность в том виде, как она понимается здесь, есть лишь одна из категорий среди ряда категорий детерминации. Несомненно, неполным перечнем таких категорий, появившихся в онтологии современной науки, является следующий.

Количественная самодетерминация: детерминация последующего предшествующим. Примеры: а) последовательные положения свободно движущегося макроскопического тела однозначно определены его положением и скоростью в любой заданный момент времени; б) самопроизвольные изменения изолированной термодинамической системы являются процессами, сопровождающимися повышением энтропии системы. Количественная детерминация — это категория детерминации, доминирующая в непрерывном развертывании состояний, которые отличаются одно от другого только в количественном отношении; в некоторых случаях, особенно в термодинамике, может быть показано, что количественная самодетерминация возникает из процессов, характеризующихся другими категориями детерминации, в том числе и причинностью.

Причинная детерминация, или причинение: детерминация действия посредством действующей (внешней) причины. Примеры: а) если пуля попала в окно, стекло разбивается; б) если электродвижущая сила приложена к концам куска металла, в металле возникает электрический ток в соответствии с законом Ома Категория причинности особенно заметна, когда главные изменения производятся внешними факторами.

Взаимодействие (взаимная причинность, или функциональная взаимозависимость): детерминация следствия взаимным действием. Примеры: а) орбиты компонентов двойной звезды детерминированы их гравитационным взаимодействием; б) функционирование каждой железы в человеческом теле зависит от функционирования остальных желез.

Механическая детерминация последующего предшествующим, обычно с прибавлением действующих причин и взаимных действий. Примеры: а) силы видоизменяют состояние движения тел (но движение может существовать до приложения сил); б) направление течения в жидкости детерминируется предыдущим состоянием жидкости, внешними силами, воздействующими на нее, трением (вязкостью) и разностью внутренних давлений.

Статистическая детерминация конечного результата объединенным действием независимых или почти независимых сущностей. Примеры: а) в игре в кости общая чистота случая «выпадания двух очков подряд» составляет 1:36; б) около половины новорожденных детей составляют девочки. Как и в случае других категорий детерминации, статистическая детерминация может возникнуть из процессов на более глубоких уровнях, в которые по-прежнему включены другие категории детерминации.

Структурная (или холистская) детерминация частей целым. Примеры:

а) поведение индивида (молекулы в жидкости, личности в социальной группе) детерминируется общей структурой коллектива, к которому он принадлежит; б) функционирование органа частично детерминируется потребностями целого организма. Но, конечно, целое, отнюдь не предшествуя своим частям, в свою очередь детерминируется ими.

Телеологическая детерминация средств целями или задачами.

Примеры:

а) птицы строят свои гнезда «для того, чтобы» охранять своих птенцов;

б) стандартизация принята в промышленности для того, чтобы снизить стоимость производства Излишне говорить, что целенаправленные струк туры, функции и поведение не обязательно кем-то заранее планируются.

Диалектическая детерминация (или качественная самодетерминация) всего процесса внутренней «борьбой» и последующим конечным синтезом его существенных противоположных компонентов. Примеры: а) изменения состояния вещества в объеме происходят посредством взаимодействия и установления господства одной из двух противоположных тенденций — тепловых колебаний и молекулярного притяжения; б) противоположны экономические интересы социальных групп детерминируют изменения в самой социальной структуре таких групп. В противоположность количественной самодетерминации внутренняя диалектика включает качественные изменения. И само собой разумеется, что диалектические противоречия не имеют ничего общего с логическим противоречием.

Дальнейшие типы детерминации, конечно, будут обнаружены в результате более глубокого анализа. Во всяком случае, причинная детерминация оказывается одним из видов среди многих видов детерминации, одним из типов закономерного производства (или номогенезиса). Следовательно, причинный детерминизм, или причинность, которая занимает место между двумя крайностями фортюитизма и фатализма, является лишь одной разновидностью детерминизма; вместе с другими типами детерминизма причинность в итоге составляет общий детерминизм.

Всякое четкое различие между типами детерминации включает в себя предположение, что они несводимы друг к другу, то есть что ни один из них не может рассматриваться как простая смесь других форм закономерного производства, так как каждый из них характеризуется своими специфическими чертами. То, что это так, может быть видно из соответствующих дефиниций категорий детерминации, и это будет показано с помощью более детального анализа в соответствующем месте.

Здесь я хочу только указать, во-первых, что вышеупомянутые категории детерминации, как бы они ни были взаимно несводимы, также связаны друг с другом, образуя иерархию типов детерминации, и, во-вторых, что ни один тип детерминации вследствие этой связи не действует в совершенно чистом виде, исключая все другие типы, что возможно только в идеальном случае.

Чтобы проиллюстрировать мое первое утверждение, возьмем механическую детерминацию, которая представляет собой специфическую комбинацию чисто количественной самодетерминации (в этом случае инертного движения) и взаимного действия, которое часто может быть расчленено на причину и действие. Или возьмем статистическую детерминацию, которая возникает со своими собственными характерными особенностями как результат взаимодействия большого количества элементов, индивидуально детерминированных в соответствии с другими типами детерминации (механической или телеологической). Различные типы детерминации генетически связаны друг с другом, и более высокие типы зависят от более низких, не будучи целиком к ним сводимы. Нет такой области, где имел бы место только один тип детерминации, исключающий другие типы закономерного производства. Правда, можно попытаться охарактеризовать различные области действительности с точки зрения преимущественного применения разных категорий детерминации; но это все равно не приведет к точному разграничению различных сфер применимости причинности. Возьмем, например, область жизненных процессов, которая, по утверждению виталистов, вполне определенно и исключительно характеризуется господством конечных причин. В биологии, по-видимому, применяется в какой-то степени телеология, применение которой не ведет к заблуждениям, поскольку телеология очищена от своих традиционных ненаучных наслоений, но при объяснении биологических явлений также необходима категория детерминации благодаря внутренним процессам, а именно — категория самодетерминации или свободы, которая встречается во всех уголках материальной вселенной и которой живые существа обладают в наибольшей степени; кроме того, в биологии также необходимо применение такой категории детерминации, как целостная детерминация (по-немецки Ganzheitsbestimmung), поскольку одна из характерных черт жизненных явлений — это организмическое неполное подчинение частей целому; далее, в биологии также требуется учитывать статистическую детерминацию, так как фактически соответствие средств целям всегда бывает не необходимым, а только статистическим; кроме того, биология не может обходиться без учета взаимодействия, которое внутри организма является типично синтетическим или целостным и играет столь значительную роль в эволюции путем отбора; и конечно, биология не может не учитывать действующие внешние причины, так как живые существа всегда находятся под действием внешней среды и оно часто носит почти односторонний характер. Таким образом, весь спектр категорий детерминации используется биологией и тем более науками о культуре, которые онтологически (не исторически) включают в себя биологию, даже если они несводимы к ней.

Ответьте на вопрос. Какие разновидности детерминации выделяет М. Бунге? Как они взаимосвязаны?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: