1. Познание как процесс активного отражения действительности в сознании человека. Субъект и объект познания. Образ и информация.
2. Агностицизм и его формы.
3. Понятие практики. Практика как основа и цель познания.
4. Диалектический характер процесса познания. Основные формы чувственного и рационального познания.
5. Общелогические методы познания: дедукция, индукция, анализ, синтез, аналогия.
6. Понятие истины. Релятивизм и догматизм. Конкретность истины. Критерии истины.
7. Наука как важнейшая форма познания мира. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Критерии науки. Отрасли наук. 8. Формы и методы научного познания. Отличие научного знания от ненаучного. 9. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
Литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов. М.: Проспект, 2012.
2. Горелов А. А. Философия: учебник для вузов. М.: Кнорус, 2012.
3. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полн. собран. соч. – Т. 18. – Гл. 1. §1,2. Гл. 2 §1,4, 5, 6.
|
|
4. Радугин А.Л. Философия: Курс лекций. - 2-е изд. - М.: Центр, 2001. С. 177- 184.
5. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. Иванов В.А. Ярославль, 2005.
6. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд. Т. 20. – М.,1961. – Отделение 1 гл. 9. С.87-93, 500-501, 544-546.
Контрольные вопросы: 1. Что такое гносеология?
2. Как соотносятся знание и незнание? В каком смысле знание всегда начинается с незнания?
3. Прокомментируйте высказывание Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».
4. Что такое сенсуализм, рационализм?
5. В чем заключается диалектический характер познания?
6. Назовите основные формы чувственного познания.
7. Назовите основные формы рационального познания.
8. Прокомментируйте утверждение К. Маркса: «практика есть критерий истины».
9. Есть ли абсолютное и относительное в истине?
10. В чѐм заключается сущность и специфика социального познания?
11. Перечислите формы и методы научного познания.
12. Чем отличаются друг от друга классическая, неклассическая и постклассическая науки?