Невежество и таклид не считаются оправданием в ширке

Часть 1

Доказательства на то, что невежество и таклид (слепое следование) не считаются оправданием в отправлении поклонения кому-то помимо Аллаха.

Сказал Всевышний Аллах: «А если кто-нибудь из многобожников (с которыми Аллах повелел сражаться) (после завершения запретных месяцев)попросит у тебя (о, Пророк) безопасности, то предоставь ему безопасность, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Потом (если он не уверует) доставь [сопроводи] его в безопасное для него место[откуда он пришёл] (не совершая по отношению к нему предательства). Это – потому, что они [многобожники] – люди, которые не знают (истинной сути Ислама).» Покаяние 6

Всевышний Аллах называет людей мушриками до того, как они услышали Слово Аллаха и говорит: «А если кто-нибудь из многобожников попросит у тебя (о, Пророк) безопасности, то предоставь ему безопасность, чтобы он мог услышать Слово Аллаха.» затем описывает их тем, что они «люди, которые не знают»

Сказал Абу Исхак Ахмад ибн Ибрахим Ан-Найсабурий:

«чтобы он мог услышать Слово Аллаха» и дойдет до него худжа и прояснится ему религия Аллаха. И если он примет Ислам, то получит величие и благо дунья и Ахира. А если откажется… «Это – потому, что они – люди, которые не знают» религию Аллаха и Таухид. (Аль-Кашфу уа Аль-Баян ан тафсири Аль-Куран 13\5)

Сказал Ан-Насафий:

«чтобы он мог услышать Слово Аллаха» мог поразмышлять о нем и увидеть, как все на самом деле, что мустаъману не причиняется вред, но, в тоже время не разрешено ему постоянное проживание на наших землях и разрешается ему вернутся к себе. «Это –» то есть приказ предоставить ему безопасность«потому, что они – люди, которые не знают» по причине того, что они- невежды, не знают сущность Ислама и к чему он призывает. (103\2)

Сказал имам Аль-Багауий:

«чтобы он мог услышать Слово Аллаха» и узнать, что ему из награды и наказания… «Это – потому, что они – люди, которые не знают»религию Аллаха и Таухид. (Тафсир Аль-Багауий 14\4)

Сказал шейх мухаддис АбдульАзиз Ат-Торифий –да сохранит его Аллах—:

«Известно, что люди на этой земле либо мусульмане либо кафиры, нет третьего. Однако бывает, что человек называется кафиром, но не считается кафиром со стороны хукма (не убивается и т.д, как шейх разъяснит об этом далее).Любой, кто совершил куфр, даже если и есть у него оправдание внутри (у Аллаха, как это ясно из дальнейшего контекста), все равно своим действием он уподобился кафирам и считается, что он стал кафиром, даже если не дошел до него довод.Поэтому сказал Аллах Свят Он и Велик: “А если кто-нибудь из многобожников попросит у тебя (о, Пророк) безопасности, то предоставь ему безопасность, чтобы он мог услышать Слово Аллаха”назвал их многобожниками (мушриками) до того, как они услышали Слово Аллаха, это потому, что внешне их действия — действия кафиров, а то, что внутри, это Аллаху. У ученых это называется “Раздел имен и ахкамов” (это важнейший раздел, знание которого в основе своей и влияет на понимание как шариатских текстов, так и слов ученых, и о котором не знают те, которые начали разговаривать в этом вопросе без знания. Заблудились сами и начали заблуждать других прим. Абу Ханиф) и человек, если внешне совершил куфр, заслуживает имя «кафир», а со стороны ахкамов, его дело у Аллаха. Поэтому тот, кто сделал деяние из деяний куфра, называется кафиром, но не опускаются на него ахкамы кафира (убийство и т.д.) до тех пор, пока не дойдет до него довод. Поэтому и вынес Всевышний Аллах постановление (хукм) о куфре и ширке того, кто совершает действия кафиров даже если и есть у него оправдание. Поэтому и говорит Аллах: “А если кто-нибудь из многобожников попросит у тебя(о, Пророк) безопасности, то предоставь ему безопасность, чтобы он мог услышать Слово Аллаха” назвал их мушриками до того, как они услышали Слово Аллаха.

Также в начале суры Аль-Бейина Аллах вынес решение о куфре и ширке тех:“которые стали неверными из числа людей Писания [иудеи и христиане]и многобожников, не отделялись (от своего неверия), пока не пришло к ним (от Аллаха) ясное знамение” в то время как ясное знамение еще не пришло к ним.” (Шарх Муфид Аль-Мустафид стр. 2)

2. Сказал Всевышний Аллах: «Но, большинство их не знает истины (и совершают многобожие по своему невежеству и подражая кому-либо), и они уклоняются (от истины)» Пророки 24

Упомянул Аллах в этом аяте, что причина отказа кафиров от истины — их невежество.

Сказал имам Ибн Джарир Ат-Тобари:

«Большинство мушриков не знают истины, поэтому уклоняются от нее из-за своего невежества и малого понимания» (Тафсир Ибн Джарир Ат-Тобари 249\16)

Сказал Абу Хайян в Аль-Бахр Аль-Мухит:

«Они (мушрики) не знают, то есть основа их зла и нечестия — невежество и отсутствие различения между истиной и ложью. Отсюда и вытекает их отказ от истины.

Сказал Аз-Замахшарий: «… Отворачивание происходит по причине отсутствия знания, и когда они (мушрики) потеряли различение между истиной и ложью и отвернулись от истины.»» (Аль-Бахр Аль-Мухит 6\375)

Сказал шейх АбдурРахман ибн Насыр Ас-Са’дий:

«И слова Аллаха: “Но, большинство их не знает истины” и пребывают на том, на чем они, слепо следуя за своими предшественниками. Спорят без знания и без руководства (от Аллаха). И отсутствие знания об истине у них не по причине ее неясности или непонятности, а только лишь по причине их отказа от нее.Иначе, если бы они обратились к истине хотя бы немного, непременно стала бы ясной она для них. Поэтому сказал Аллах: “и они уклоняются (от истины)”.»(Тайсиру Аль-Карими Ар-Рахман фи тафсири калями Ал-Маннан 1\521)

3. От ‘Адий ибн Хатим сказал: «Я пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и на моей шее крест из золота. Сказал пророк: «О ‘Адий, выбрось этот идол», и я слышал как он (пророк) читает из суры Бара(Покаяние): “(Они) [иудеи и христиане] взяли своих книжников [учёных] и монахов за господ себе (которые устанавливают для них положения их вероучений и закона), божествами помимо Аллаха”, Сказал: «поистине они не поклонялись им, однако когда они (книжники) разрешали им что-либо они считали это дозволенным, а когда запрещали что-либо – считали это запретным»»

(То есть ‘Адия удивило то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал аят, в котором Аллах рассказывает про действия иудеев и христиан, а затем называет это все ширком в конце аята. И поэтому он сказал: «Мы не поклоняемся им» и пророк сказал ‘Адию вышеприведенные слова.)

Этот хадис передал Ат-Тирмизий (3115) и сказал: «Этот хадис гариб, мы не занем его кроме как от АбдуСсаляма ибн Харб и Гутейф Ибн А’йяна (не известный в хадисе.)» Также его передал Ат-Табараний (13673), передал Ибн Теймия, что Ат-Тирмизий посчитал этот хадис достоверным (Аль-Фуркан бейна аулияи Ар-Рахман уа аулияи Аш-шайтан 1\185)

Передал Аль-Хафиз в “атТахридж ли Ахадиси Аль-Кашшаф” что он посчитал его хасан. (Ас-Сахиха 3293)

Также посчитал его достоверным Ибн Теймия (Минхадж Ас-Сунна 1\21) и Аль-Альбаний (Ас-Сильсиляту Ас-Сахиха 3293)

’Адий не знал о том, что подчинение книжникам и монахам – поклонение (т.е. не могли они понять это разумом, в противоположность некоторым тем, которые вобрали в себя акыду ашаритов, что якобы разумом поклонение не понимается, и несли в себе эту акыду в вопросах ширка и поклонения, на которой были иудеи и христиане до пророчества, которую опроверг Аллах и Его пророк. О мусульмане уразумейте! Прим. Абу Ханиф), поэтому и сказал: «Мы не поклоняемся им» и вместе с этим Аллах не оправдал их, наоборот назвал их мушриками в конце аята суры «Покаяние»: “(Он [Аллах] преславен (и превыше того), что они [многобожники и неверные] придают в сотоварищи (Ему) [пречист, чтобы иметь равных Себе]).

Сказал шейх АбдуЛлах ибн АбдурРахман Абу Батын, да помилует его Аллах, комментируя этот хадис:

«Аллах порицает их и называет мушриками вместе с тем, что они не знали о том, что их действие является поклонением (т.е. не смогли понять это разумом! Ну а у некоторых тех, которые без знания и понимания и неся в себе акыду ашаритов начали разговаривать в этой важной теме, получается так, что Аллах и Его пророк ошиблись, вынеся на них хукм, что они мушрики и кафиры. О Аллах ты тот, который дает понимание, укрепи нас на истине! Прим. Абу Ханиф), и не оправдываются они по невежеству.» (Фатауа Аль-Аиммати Ан-Надждия 3\185)

Сказал шейх Абу Мухаммад Аль-Макдисий, да освободит его Аллах, упоминая некоторые пользы из этой истории:

«Невежество в этом вопросе опасно, нет в этом оправдания, потому, что этот вопрос связан с основой религии, таухидом Аллаха посредством поклонения или таухидом Аль-Улюхия, ради призыва к которому и предостережения от его противоположности (ширк) пришли все посланники. Разве ты не видишь (мы увидели, О Аллах! засвидетельствуй, что мы увидели и уверовали! Прим. Абу Ханиф), что невежество ‘Адия ибн Хатима Ат-Тоий, да будет доволен им Аллах, и других из христиан о том, что подчинение в установлении законов — ширк и поклонение не Аллаху (несмотря на то, что разумами это не постигается, по мнению ашаритов прим. Абу Ханиф), не стало препятствием для вынесения на них хукма о том, что они кафиры и том, что они мушрики» (взято из послания шейха под названием: «Хазани хасмани ихтасаму фи роббихим» стр. 4)

Перевод — Абу Хамза, из книги шейха Абу азЗубейра ашШанкытый: “альИдах ва атТабйин”, являющейся научным разбором по данной теме, в которой шейх разъясняет этот важный вопрос, в котором запутались запутывающие.

Часть 2

Возражают некоторые исследователи, что эти аяты о тех, кто является кафирами изначально и не являются они доводом в отношении тех, у кого основа Ислам.

Ответ на это будет с нескольких сторон:

Во-первых:

Смысл берется из обобщенности выражения, а не из конкретизации причины (из-за которой ниспослался конкретный аят например) как это установлено у ученых.

Во-вторых:

Если они оправдывают мушриков, поклоняющихся могилам из-за того, что они относят себя к Исламу (считают себя мусульманами), то им надо также считать мусульманами тех, кто умер до послания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из кафиров курейшитов потому, что они утверждали, что они на религии Ибрахима (а это ислам прим. Абу Ханиф). И также иудеи и христиане, все они считают, что они на религии ниспосланной Аллахом (а это ислам прим. Абу Ханиф).

Сказал шейх АбдульАзиз ибн Рашид ибн Хамдан Ат-Тувейли’ий–да освободит его Аллах-:

«Из тех вопросов, в которых участились разногласия и ошибки, — вопросы оправдания по невежеству в основах религии. Многие из оправдывающих по невежеству тех, кто совершил большой ширк, считают причиной для этого то, что они относят себя к Исламу и утверждают, что они — мусульмане. И если человек поклоняется кому-то помимо Аллаха, делает ему дуа, жертвоприношение и вырос на этом от рождения до самой смерти, и говорит своим языком, что он – мусульманин, они считают его из мусульман. А если человек поклоняется кому-то помимо Аллаха, делает ему дуа, жертвоприношение и говорит своим языком, что он на религии, приказанной ему Аллахом (как делали это мушрики арабы) они не оправдывают его, и это без сомнения — противоречие.

Когда приводится ему сравнение между могилопоклонниками и поклоняющимися идолам и то, что они (поклоняющиеся идолам) не оправдываются по невежеству, он делает разницей между ними (могилопоклонники и поклоняющиеся идолам),“отношение себя к Исламу” и по причине этого отношения считает кафиром — поклоняющегося идолам и мусульманином -поклоняющегося могилам.

И такое понятие как “отношение к исламу”, если они хотят этим — отношение именно к этой религии без того, чтоб относить себя так же и к предыдущим религиям, то это положение (понятие) на которое нет далиля (т.е. нет такого понятия в исламе – “отношение себя к исламу”, так как человек либо в исламе либо нет, иначе эти люди приблизились к му’тазилитской акыде прим. Абу Ханиф). А если они хотят этим понятием отношение к религии Аллаха в общем, все равно это будет ислам с которым был послан Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, или иудаизм или христианство или любые другие небесные религии с которыми приходили пророки, то является обязательным им оправдывать по невежеству невежественных иудеев, христиан и других, которые относят себя к небесной религии и также обязаны оправдывать их последователей (так как все они джахили прим. Абу Ханиф). И этим самым (те которые оправдывают по невежеству) попали в противоречие сами себе. Так как если они начнут оправдывать их, то сами станут кафирами.

Также им надлежит считать на Исламе мушриков курейшитов до послания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, потому, что они на религии Ибрахима, как они об этом утверждали и думали, и были у них некоторые обряды из религии Ибрахима да благословит его Аллах и приветствует, как хадж, обрезание и т.д. Они утверждали, что Аллах – Господь, нет сотоварища у него в Творении, Послании пропитания, Оживлении и Умерщвлении, однако они придавали Аллаху сотоварищей (в поклонении) чтобы приблизиться к Аллаху думая, что Он разрешил это посредничество между Ним и созданиями. И могилопоклонники точно такие же во всем этом, разница только в том, что они относят себя к последнему из пророков, да благословит его Аллах и приветствует, а те относили себя к Ибрахиму, да благословит его Аллах и приветствует, затем эти и те одинаковы во всем остальном. И не поможет могилопоклонникам их следование за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и соблюдение некоторых обрядов его религии, так же как и не помогло курайшитам, отношение себя к религии Иброгима да благословит его Аллах и приветствует, и выполнение некоторых из обрядов.

Таким образом, “отношение себя к Исламу”, соответствует “отношению себя к религии Ибрахима”. И соблюдение некоторых обрядов (у могилопоклонников),соответствуют соблюдению некоторых обрядов (у мушриков курейшитов) и признание Господства Аллаха у одних, соответствует признанию Господства Аллаха у других, и каждый из этих двух групп кафир, вышедший из религии…

И утверждение могилопоклонников, что их действия узаконены Аллахом и Его посланником соответствует тому, что говорили мушрики в джахилии, как сообщил нам Всевышний Аллах: ((А когда они [неверующие] совершают какую-нибудь мерзость [поклонение идолам, голым обходя вокруг Каабы, убивая родившихся девочек,…], то говорят: «Мы нашли в таком положении наших отцов (этот аят и ему подобные, явный довод, что такое понятие как — “мы нашли наших шейхов или отцов на этом”, является запретным как минимум прим. Абу Ханиф), и Аллах приказал нам это»)) Преграды 28, и это аргумент большинства мушриков могилопоклонников в наши дни.

Я даже встречал из шейхов людей ширка такого, который привел в довод тоже самое, чем аргументировали первые кафиры, один в один и сказал: «Ты не можешь порицать то, что делают люди, ведь они взяли это от своих отцов, последующий берет то предыдущего и так пока не дойдет до посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» это точь в точь то, о чем говориться в аяте: Они нашли на этом своих отцов и Аллах приказал им это.

Сказал хафиз Ибн Касир в тафсире этого аята: «И они убеждены, что действия их отцов опираются на приказ Аллаха»

И хоть и истолковано слово «мерзость» как — их обход вокруг Каабы раздетыми, в аяте указание на то, каким образом мушрики (и заблудшие в общем) пытаются оправдать свои действия, думая, что действия и отцов узаконены Аллахом.

И эта ошибка (в оправдании по невежеству), случается как у некоторых из требующих знания, также еще чаще случается у простых людей, когда они оправдывают упорствующего (на том, что он делает из ширка и куфра)“относящего себя к Исламу”, и не выносится такому такфир никогда.

Даже больше этого, я слышал как один из тех, кого называют истинным призывающим, говорил: «Я не делаю такфир тому, кто говорит Я мусльманин!»,когда был спрошен про подобных Хафизу Аль-Асаду и арабским тогутам из числа арабских правителей вероотступников.

Интересно, если это и есть истинный путь, то зачем утруждал себя Ас-Сыддик(Абу Бакр) сражаясь с Мусейлимой и теми, кто был с ним до тех пор, что погибли лучшие из сподвижников из числа ученых?! И очень многие, если не сказать большинство из тех, на кого ученые выносили когда-либо решение о куфре, относили себя к Исламу и не позволили бы сказать про себя, что они не мусульмане.

Все сказанное выше не означает, что нет вообще никакой разницы между относящим себя к Исламу и тем, кто себя к нему не относит, нет, если человек относит себя к Исламу после куфра, он считается мусульманином внешне.Затем, если он не придерживается положений Ислама или совершает действие, нарушающее самую основу таухида, выносится на него решение о вероотступничестве.

А что касается групп (сект, как равафид, исмаилия и т.п. прим. Абу Ханиф), которые являются кафирами, то в утверждении Ислама у них по причине отношения себя к нему два мнения у ученых. Из них есть те, кто сказали, что они изначально считаются мусульманами из-за того, что относят себя к Исламу и следом за этим они считаются вероотступниками по причине того, что делают из куфра. И есть те ученые, кто сказал, что они изначально не входили в Ислам и что их отношение себя к Исламу точно такое же как и отношение мушриков курайшитов к религии Ибрахима, и это мнение более правильное опираясь на все приведенное выше из того, что нет разницы между ними.»

(Масаиль Аль-И’тикод лифадыляти Аш-Шейх Абд Аль-Азиз Ат-Тувели’ий – да освободит его Аллах- стр. 50-52)

Сказал имам Аш-Шауканий –да помилует его Аллах- опровергая того, кто сказал, что могилопоклонники утверждают таухид в отличии от других:

«… И очевидно, что это утверждение ложное. Если они и утверждают таухид только языком, то они многобожники в этом, как иудеи и христиане и мушрики и мунафики. А если они утверждают таухид делами, то их убеждения в их мертвых точно такие же, как у идолопоклонников в их идолах.» (Ар-Расаиль Ас-Саляфия 8\35)

В-третих:

Между Адамом и Нухом люди были на Исламе и ширк произошел только после того как умерли праведники из них, стерлось знание и не осталось никого, кроме невежд. Пришел к ним шайтан и приукрасил для них идею об установлении изображений этих праведников для напоминания. Затем, когда умерли эти люди, внушил шайтан тем, кто пришел после них, что эти изображения были установлены для поклонения, и люди стали поклоняться им помимо Аллаха. В это время и послал Аллах к ним своего посланника Нуха, чтобы он призывал их к поклонению одному лишь Аллаху. Сказал Всевышний: “((И послали Мы Нуха к его народу (и сказал он им): «Поистине, я для вас – разъясняющий увещеватель (который доводит до вас то, что повелел ему Аллах Всевышний)! Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха: поистине, я боюсь для вас мучительного наказания в Судный день!»)) Худ 25-26.

Таким образом, не помогло этому народу то, что в начале, они были на таухиде и что они потомки единобожников.

Перевод — Абу Хамза, из книги шейха Абу азЗубейра ашШанкытый: “альИдах ва атТабйин”, являющейся научным разбором по данной теме, в которой шейх разъясняет этот важный вопрос, в котором запутались запутывающие.

Аль-Идох уа Ат-Табйин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: