Управление предприятием не может эффективно проводиться без достаточной оперативной, надежной, своевременной и достоверной информации. Информация является основой управленческого процесса, и от того, насколько она совершенна, во многом зависит качество управления предприятием. Информационная деятельность менеджера требует от него четкой организации процесса сбора, анализа и обработки информации, причем он должен уметь определять важность или второстепенность поступающей информации. Опытный менеджер также должен уметь упорядочивать коммуникации и обмен информацией в рамках предприятия и фирмы.
На предприятии работу с информацией можно представить в виде схемы (рис. 7.1).
Управляющая система получает от управляемой системы информацию о состоянии заданных ею технико-экономических параметров в процессе производственной и финансово-хозяйственной деятельности. На основе полученной информации управляющая система (менеджмент) вырабатывает команды управления и передает их в управляемую систему для исполнения. Информация, которая функционирует на предприятии в процессе управления, может быть классифицирована следующим образом:
■ по форме отображения (визуальная, аудиовизуальная и смешанная);
■ по форме представления (цифровая, буквенная, кодированная);
■ по роли в процессе управления (аналитическая, прогнозная, отчетная, научная, нормативная);
■ по качеству (достоверная, вероятностно достоверная, недостоверная, ложная);
■ по возможности использования (необходимая, достаточная, избыточная);
■ по степени обновляемости (постоянная, переменная);
■ по степени деятельности предприятия (экономическая, управленческая, социальная, технологическая);
■ по источнику возникновения (внутриорганизационная, внешняя);
■ по степени преобразования (первичная, производная, обобщенная);
■ по виду носителя (печатный текст, микрофильм, кинофильм, видеофильм, машинный носитель);
■ по времени поступления (периодическая, постоянная, эпизодическая, случайная).
Можно выделить и еще один вид информации, который существует в памяти каждого человека, включающий знание наук, накопленный опыт, схожие управленческие ситуации, которые уже были использованы в управлении, а также данные, опубликованные в печати о работе других предприятий, факторы, влияющие на производственную и финансово-хозяйственную деятельность и управление и др.
В качестве примера приведем три основных направления сбора информации о конкуренте.
Информация о рынке:
■ цены, скидки, условия договоров, спецификация продукта;
■ объем, история, тенденция и прогноз для конкретного продукта;
■ доля на рынке и тенденции ее изменения;
■ рыночная политика и планы;
■ отношения с потребителями и репутация;
■ численность и размещение торговых агентов;
■ каналы, политика и методы сбыта;
■ программа рекламы.
Информация о производстве и продукции:
■ оценка качества и эффективности;
■ номенклатура изделий;
■ технология и оборудование;
■ уровень издержек;
■ производственные мощности;
■ размещение и размер производственных подразделений и складов;
■ способ упаковки;
■ доставка;
■ возможности проведения научно-исследовательских работ (НИР).
Информация об организационных особенностях и финансах:
■ определение лиц, принимающих ключевые решения;
■ философия лиц, принимающих ключевые решения;
■ финансовые условия и перспективы;
■ программы расширения и приобретений;
■ главные проблемы и возможности;
■ программа НИР.
Большое внимание со стороны менеджера должно уделяться вопросам сохранности информации и предотвращения ее утечки.
Интересным представляется высказывание английских специалистов в области защиты информации: «Нет смысла тщательно проверять помещение перед заседанием, если кофе в помещение подается непроверенным сотрудником без соответствующего наблюдения».
Особое внимание менеджер должен уделять построению на предприятии информационных систем.
Информационные системы могут быть простыми. В этом случае происходит доставка информации от места ее возникновения до места потребления. Такая информация может поступать по телефону или через сигнализации как одноразовое сообщение, она свойственна низшей ступени управления, например: рабочее место — мастер. Более распространены сложные системы информации, соответствующие сложности производства и организационной структуре управления, которые охватывают и линейное управление, и функциональные службы предприятия.
Информационные системы различаются:
■ по обработке информации — на централизованные и децентрализованные;
■ степени охвата информацией — на комплексные и локальные.
Комплексные информационные системы охватывают весь комплекс служб предприятия, а локальные — предназначены для определенных функций управления.
В последнее время при построении информационных систем стали выделять бэк-офисную и фронт-офисную информацию. Бэк-офисная — такая информация, доступ к которой имеют только сотрудники предприятия (все или из определенных подразделений). Фронт-офисная — такая информация, доступ к которой имеют все желающие, например клиенты предприятия.
КОММУНИКАЦИЯ
Понятие коммуникации. Важнейшими составляющими эффективности деятельности менеджера и предпринимателя являются организаторские и коммуникативные качества.
Психологическое исследование по определению индивидуально-психологических особенностей предпринимательской деятельности было проведено И. В. Ромазаном. Исследование выявило, что предприниматель и менеджер обладают следующими свойствами личности:
■ преобладание мотивации «достижения успеха»;
■ чутье, самостоятельность, ответственность;
■ смелость, адекватная самооценка, развитое чувство собственного достоинства;
■ быстрота реакции, способность анализировать ситуацию и извлекать нужную информацию;
■ способность к умеренному, взвешенному риску, способность переносить неудачу;
■ эвристический стиль мышления, склонность предугадывать события;
■ компетенция в области экономики, технологии, юридических прав;
■ отсутствие морально сдерживающих стереотипов.
Кроме вышеперечисленных организаторских качеств для менеджера и предпринимателя важны коммуникативные качества — умение общаться, нравиться и убеждать.
Любое общение, в том числе и деловое — это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения. Само понятие «коммуникация» (от лат. communicatio — сообщение, связь, путь сообщения, а это слово, в свою очередь, произошло от communico — делаю общим, связываю, общаюсь) обозначает смысловой аспект социального взаимодействия.
Эффективная коммуникация — коммуникация, способствующая достижению целей участников общения. Она предполагает выяснение следующих вопросов:
■ каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения;
■ как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной.
Коммуникативность — способность к общению.
В менеджменте одним из главных элементов является общение. Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общение имеет три стороны проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми.
Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие людей друг с другом в процессе межличностных отношений. (Интеракция — это взаимодействие.)
Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов. Такими социальными объектами могут быть другие люди, сами общающиеся, группы людей, другие социальные общности.
Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическими) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Различают процесс коммуникации и составляющие его акты. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах коммуникации реализуются следующие функции: управленческая, информативная, эмотивная и фатическая (связанная с установлением контактов). Управленческая функция является генетически и структурно исходной.