1. По соотношению названных выше функций условно выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фа-тические (установление и поддержание контакта).
2. По типу отношений между участниками различают: межличностные, публичные, массовые коммуникации.
3. По средствам различают: речевую (письменную и устную); паралингвистическую (жест, мимику, мелодию) и вещественно-знаковую коммуникацию (продукты производства, изобразительного искусства и т.д.).
Если классифицировать управленческие коммуникации, то следует различать: межуровневые коммуникации; коммуникации по восходящей, т. е. снизу вверх; коммуникации между различными подразделениями или отделами; коммуникации между руководителем и рабочей группой, а также неформальные коммуникации.
Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя или более людьми.
В процессе обмена информацией или коммуникативном процессе можно выделить четыре базовых элемента:
|
|
■ отправитель, т. е. лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
■ сообщение, т. е. собственно информация, которая закодирована с помощью символов;
■ канал, т. е. средство передачи информации;
■ получатель, т. е. лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задачей является составление сообщения, выбор и использование определенного канала для его передачи таким образом, чтобы его стороны поняли и разделили исходную идею.
Этапы, которые проходят отправитель и получатель, следующие:
■ зарождение идеи;
■ кодирование информации и выбор канала;
■ передача информации;
■ декодирование — перевод символов отправителя в мысли получателя.
Преграды в организационных коммуникациях и пути их преодоления. В организационных коммуникациях могут возникать определенные преграды.
1. Искажение сообщений. Оно может быть преднамеренным, когда лицо искажает какое-то сообщение с определенной целью. Это может быть фильтрация, т.е. лицо, передающее сообщение, что-то специально утаивает от получателя. Сообщение может искажаться из-за несовпадения статусов, уровней.
2. Информационные перегрузки. В этом случае преграды могут возникнуть по причине большого объема информации, невозможности и неумению со стороны менеджера отбирать действительно нужную и важную информацию.
3. Неудовлетворительная структура организации. Проблемой многих современных предприятий является неоправданно усложненная структура организации, в которой информация как бы «запутывается» при прохождении по ней, искажается или неправильно трактуется.
|
|
4. Неудовлетворительный кадровый состав.
5. Неудовлетворительный состав рабочих групп.
6. Неудовлетворительный способ организации власти и распределения задач.
7. Конфликты между различными группами или подразделениями.
Если есть преграды в коммуникативном процессе, значит, должны существовать пути их преодоления. Таких путей существует несколько (квалифицированный менеджер, имеющий большой опыт работы, может владеть своими собственными секретами преодоления преград):
■ регулирование информационных потоков. Именно это на
правление вызвало необходимость создания на предприятии системы информационного менеджмента, что в свою очередь повлекло создание системы knowledge- менеджмента (управление знаниями);
■ управленческие действия. Они включают в себя планирование, организацию, мотивацию, реализацию и контроль;
■ системы обратной связи. Если системы обратной связи не отработаны, то теряется смысл в самом коммуникативном процессе;
■ системы сбора предложений. Это могут быть анонимные ящики или анонимные звонки. На многих предприятиях (например, Siemens) такие ящики существуют в подразделениях и цехах;
■ информационные бюллетени, публикации и видеозаписи организации тоже относятся к информационному менеджменту, или knowledge –менеджменту;
■ современные информационные технологии. Оснащение предприятий персональными компьютерами, установка Internet и Intranet, электронная почта, факсы, видеоконференции и т. п.