Принципы международной экономической интеграции

Международная экономическая интеграция представляет собой качественно новый этап хозяйственной деятельности взаимодействующих государств, направленной на обеспечение интересов национальных экономик.

Одним из важных принципов такой интеграции является «регионализм», то есть создание условий для тесного сотрудничества отдельных стран по типу зон свободной торговли и таможенных союзов. Число таких группировок в мире к концу 90-х годов по разным оценкам составляло от 80 до 100.

Отличие интеграции от исторически сложившихся форм международного экономического сотрудничества заключается в следующем:

1. Формируются постоянные объединения государств, имеющие общие экономические цели и интересы по сближению механизмов функционирования национальных экономик.

2. Создаются международные и наднациональные органы заинтересованных государств, которым государства-участники передают расширенные полномочия по обеспечению международного сотрудничества и координации совместной деятельности.

3. Внутри интеграционного объединения устанавливается специальный режим для движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, ориентируемый в первую очередь на интересы государств-участников, а потом уже на международные нормы.

4. Между интеграционными экономическими образованиями развиваются взаимосвязи, учитывающие партнёрские интересы друг друга.

Существующие в современном мире интеграционные экономические объединения ориентированы как на создание единого экономического пространства, так и на геополитическую консолидацию. В этих условиях страны-участники, как бы уступая часть своего суверенитета, получают возможность приобретения части чужого суверенитета. Такое понимание интеграционных процессов является идеальным, хотя на практике существует градация возможностей и иерархия значимости национальных экономик.

Введение в начале ХХI века общеевропейской валюты – евро – было воспринято рядом европейских государств как посягательство на их финансовую систему. В результате такие страны как Великобритания, Греция, Дания и Швеция продолжали ещё несколько лет держаться за свою национальную денежную единицу.

На различных континентах страны, имеющие граничащие территории, стали создавать зоны свободной торговли, новые таможенные и инвестиционные льготы для своих экономических союзов, кооперироваться для продвижения своих товаров на международные рынки, совместно противостоять конкурентам и т.д. Так появились многочисленные организации, союзы и ассоциации, создавшие мощные международные региональные экономические блоки. Их создание представляет собой закономерное развитие взаимосвязей между народами.

Образование зон свободной торговли не вносит принципиальных изменений в мировое хозяйство. Они, с одной стороны, способствуют развитию свободной международной торговли в рамках зон, блоков, регионов, а с другой, создают для нее определённые препятствия, являясь закрытыми структурами по отношению к остальным участникам мировой торговли. Остановимся на этом подробнее.

Любое региональное экономическое объединение начинает свою деятельность с подписания прав и обязанностей государствами-членами этого объединения. Страны-участницы экономического союза вынуждены следовать этим договорным обязательствам даже тогда, когда им это невыгодно по какой-то номенклатуре товаров. В международной практике такое событие характеризуется как "торговое отклонение ".

Более эффективная торговля возникает тогда, когда имеется возможность руководствоваться принципом "сравнительных преимуществ ". На примере это выглядит так: США импортирует мексиканские товары только потому, что разрешен их беспошлинный ввоз, хотя у Малайзии или Тайваня тот же товар был более качественным и более дешёвым, чем мексиканский. Другой пример, Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла, являющиеся членами МЕРКАСУР (общего рынка стран Южной Америки), по взятым на себя обязательствам должны импортировать-экспортировать товары внутри союза даже тогда, когда их было бы выгоднее купить или продать в других странах. В рамках региональных союзов такие «торговые отклонения» могут быть весьма существенными. Поэтому часто при создании региональных экономических союзов оговариваются возможности применения принципа «сравнительных преимуществ».
Объединение стран в экономические союзы не означает безусловного прогресса в реализации идеи свободной торговли. Дилемма «свободная торговля» или «протекционизм» остаётся, она как бы переносится на тот уровень внешнеторговых отношений, на котором определяется выбор экономической политики группой государств в отношении третьих стран. Практика показала, что между странами, являющимися членами одного экономического союза, периодически возникают противоречия и даже «торговые войны». В ЕС, например, уже были тресковые, винные, оливковые, мясные, молочные и иные столкновения между странами-участницами. Промышленный сектор экономики в этом плане также не являлся исключением, но там противоречия разворачивались между ТНК.

Какой вывод из всего этого можно сделать? Во-первых, процесс международной и региональной интеграции только тогда развивается успешно, когда он отвечает интересам национальной экономики. Во-вторых, экономическая интеграция в планетарном масштабе в большей степени пока выгодна ТНК и ФПГ, тогда как национальные экономики интегрируются во имя рациональной конкуренции с третьими странами и для противостояния давлению международных компаний.

В конце 90-х годов во внешнеэкономической деятельности стало формироваться противостояние между интеграционными союзами развитых стран и интеграционными союзами развивающихся стран. Это противостояние сформировало новую форму экономической экспансии, направленной на захват ключевых отраслей экономики в развивающихся странах. Она привела к появлению элитарной модели 20/80 (автор З. Бжезинский), согласно которой только 20% стран мира могут претендовать на достойный уровень жизни и динамичное экономическое развитие, а остальные обречены на существование и выживание. Эта модель нашла свое отражение в идеях «атлантизма» – политическое доминирование США в мире и «европоцентризма» – сохранение экономического превосходства европейских стран над развивающими странами мира. Все эти факторы нашли своё отражение в принципах интеграции.

В настоящее время экономическая интеграция между странами представляет собой ярко выраженный географический, вернее континентальный принцип. Были созданы Североамериканская зона интеграции, Южноамериканская зона, Европейская зона интеграции, Африканская зона интеграции, Азиатская зона, Азиатско-Тихоокеанская зона и другие. Всё это говорит о том, что в условиях интенсификации геоэкономических отношений создаётся новая планетарно-блочная система мировой экономики.

Плюсы интеграционных экономических сообществ заключаются в следующем:

а) упрощается доступ к финансовым, материальным и трудовым ресурсам;

б) облегчается взаимообмен новейшими технологиями;

в) улучшается координация промышленной, научной и торговой деятельности;

г) увеличивается, благодаря совместным действиям стран-участниц, конкурентоспособность каждой из них;

д) развивается процесс либерализации внешнеэкономических связей.

К отрицательным факторам региональной интеграции можно отнести:

а) усиление межрегиональной конкуренции;

б) необходимость следовать договорным обязательствам стран-участниц вопреки интересам национальной экономики;

в) существующая практика перераспределения ресурсов, квот и объёмов в пользу более сильных партнёров;

г) облегчение олигополистического сговора между отдельными странами-участницами.

Рассмотренные положительные и отрицательные стороны международной и региональной экономической интеграции позволяют сделать вывод о создании сетевой структуры мировой экономики, включающей в себя деятельность национальных экономик, международных, региональных и отраслевых интеграционных структур, ТНК и ФПГ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: