Европейская зона экономической интеграции

В начале 1990-х годов была создана Европейская экономическая зона, при участии стран признавших создание ЕС и ЕАСТ (Европейской Ассоциации свободной торговли). Членами ЕАСТ в 1993 году стали Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

История становления и развития ЕС является наиболее показательной среди других интеграционных союзов. Уже в 20-е годы ХХ века становятся популярными идеи об объединении Европы. Немецкий социолог О.Шпенглер в 1922 году пишет о «Соединённых штатах Европы», австрийский философ Р. Куденхове-Калерги в 1923 году создаёт «Панъевропейскую организацию», выступающую за объединение Европы, французский министр иностранных дел А. Бриан в 1929 году призывает европейцев к созданию «Европейского федерального союза».

После второй мировой войны интеграционные процессы в Европе активизируются, чему способствует план Маршалла. В 1947 году появляется международный комитет Движения за объединённую Европу, в 1949 создаётся Совет Европы и Европейский платёжный союз. В 1951 году создаётся Европейское объединение угля и стали, в 1957 году – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Евроатом. В 1967 году Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), ЕЭС и Евроатом подчиняются единому Совету и единой Комиссии. В 60-е годы ХХ века создаётся общий рынок, принимается общая сельскохозяйственная политика. В 1970 году начинается поэтапное создание экономического и валютного союза. В 1979 году избирается первый Европейский парламент, в 1985 – подписано Шенгенское соглашение.

В 1993 году официально образуется Европейский союз (ЕС), а в 2004 – принимается его Конституция.

Весь интеграционный процесс был направлен на повышение уровня жизни населения, на создание зоны валютной стабильности, общего рынка, единого таможенного тарифа, на устранение ограничений во взаимной торговле и миграции рабочей силы.

Европейская интеграция проходила под лозунгами: «Свободное перемещение капиталов, товаров и услуг!», «Общие культурные, религиозные и идеологические взгляды!». В странах ЕС был установлен примат права ЕС над национальным правом членов союза. При этом была сохранена европейская традиция разделения законодательной, исполнительной и судебных функций, созданы Европейский парламент, Совет министров ЕС, Комиссия, Европейский суд, Европейский совет. ЕС представлена во Всемирной торговой организации (ВТО) как её коллективный член, при этом каждая страна, входящая в этот союз, имеет в ЕС своих полномочных представителей. ЕС активно сотрудничает с другими региональными интеграционными образованиями мира.

Членами Европейского союза на июль 2013 года являются 28 государств, отличающихся друг от друга по своим экономическим возможностям или особым статусом членства в ЕС. Рассмотрим более подробно последовательность европейской интеграции.

В 1957 году с целью углубления и развития взаимоотношений между Бельгией, Люксембургом, ФРГ, Италией, Нидерландами и Францией, которые создали в 1951 году Европейское объединение угля и стали, создаётся новый таможенный союз - Европейское экономическое сообщество – общий рынок (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии.

В 1960 году Великобритания, Дания, Ирландия и Норвегия создают альтернативную ЕЭС структуру – Европейскую ассоциацию свободной торговли.

В 1967 году три европейских союза Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии создают Европейское сообщество (ЕС).

В 1973 году членами ЕС становятсяВеликобритания, Ирландия и Дания, в 1975 году – Израиль, в 1981 году – Греция, в 1986 году - Испания и Португалия.

В 1992 году Европейское сообщество переименовывается в Европейский союз (ЕС) в связи с созданием в нём наднациональных структур управления.[4] Сфера компетенции этих структур: единая экономическая и валютная политика, общая внешняя политика и политика безопасности, общие требования к ведению внутренних дел и к юстиции.

В 1995 году в Европейский союз вступают Австрия, Финляндия, Швеция. В 2004 году членами ЕС становятся 10 государств с населением в 75 млн. человек, с паритетом покупательной способности 840 млрд. долл. В том числе: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальма. В 2007 году из кандидатов в члены ЕС членами ЕС становятся Болгария и Румыния, в 2013 году – Хорватия. В числе кандидатов остаются Македония, Турция, Исландия, Сербия, Молдавия, Украина и Албания.

Экономически активное население ЕС после вступления Хорватии составило 223,3 млн. человек. Совокупный ВВП ЕС в 2010 году равнялся 15,9 трлн. долл. США. Средний показатель экономического роста составил в 2010 году 1,7%, в 2011 году он уменьшился на 0,4%, в 2012 на 0,5%.

В 2012 году серьёзные финансовые проблемы возникли у Греции, Испании, Португалии, Италии, Франции, в 2013 году у Кипра, наблюдался серьёзный спад промышленного производства в Швеции, Финляндии и в ряде других стран.

В валовом внутреннем продукте ЕС сфера услуг занимает 72,9 %, сельское хозяйство – 1,8%, промышленность – 25,2%.

Финансово-бюджетная политика ЕС регулируется «Пактом о стабильности и росте». Этим Пактом предусматривается, что бюджетный дефицит не должен превышать 3% от ВВП, государственный долг – 60% от ВВП. Однако данное требование выполняется не всеми государствами, например, Великобритания, Италия и Испания имеют 70% государственного долга от объёмов своих ВВП. По прогнозам экспертов Eurostat в 2014 году совокупный государственный долг ряда стран ЕС и их совокупный ВВП станут равными. Приоритетными направлениями экономического развития ЕС являются: научно-техническая сфера, инновационная экономика, образование.

Евразийская зона экономической интеграции по ряду объективных причин остаётсяслабо интегрированным сектором в мировой экономике. Наиболее заметным интеграционным образованием является ЕврАзЭС ( Евразийское экономическое сообщество), созданное в 2001 году. Её члены: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан (был членом в период с 2006 по 2008 гг.). Наблюдателями в ЕврАзЭС с 2002 года являются Молдавия и Украина, с 2003 года - Армения.

Цель ЕврАзЭС – формирование общих внешних таможенных границ, выработка единой внешнеэкономической политики, тарифов и цен. Высшим органом управления ЕврАзЭС является Межгосударственный Совет, координирующим органом – Интеграционный комитет. Экономический потенциал[5] ЕврАзЭС огромен, особенно это касается природных ресурсов, сырья и демографического фактора. Совокупный ВВП ЕврАзЭС в 2006 году составил 1,2 трлн. долл. Высокотехнологичный экспорт в общем объёме экспорта стран участниц ЕврАзЭС в 2010 году составил в Казахстане – 29,9%, в России – 8,8%, Кыргызстане – 1%. Для сравнения в США – 19,9%, в ЕС – 15,3%.

Дополняет это интеграционное образование Организация экономического сотрудничества центрально-азиатских государств (ЦАС), созданная в 2002 году Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном. В 2004 году к ЦАС присоединилась Россия. Цель организации – создание единого экономического пространства.

Таможенный союз создан в 2006 году с участием Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь. Благодаря Таможенному союзу торговый оборот между его участниками увеличился в несколько раз. Органом управления Таможенным союзом является Высший Евразийский экономический совет, способствующий развитию экономических отношений между странами-участницами. Перспективы развития Таможенному союзу хорошие, он открыт для различных государств мира, вызывает интерес у многих стран не только постсоветского пространства, но и других регионов мира.

Азиатская зона экономической интеграции представлена несколькими зональными союзами и ассоциациями.

Лига арабских государств (ЛАГ) создана в 1945 году для координации экономической деятельности и обеспечения безопасности. Членами ЛАГ являются с 1945 года Сирия, Иордания, Ирак, Ливан, Египет, Саудовская Аравия; с 1956 года – Судан Ливия; с 1958 года – Марокко, Тунис; с 1960 года – Кувейт; с 1962 года – Алжир; с 1967 года – Йемен; с 1971 года – ОАЭ, Катар, Оман; с 1974 года – Сомали; с 1976 года – Палестина; с 1977 года – Джибути; с 1993 года - Коморы.

Высший орган ЛАГ – Совет Лиги, штаб-квартира находится в Египте.

Совокупный ВВП ЛАГ составляет 1,05 трлн. долл. США, количество населения превышает 300 млн. человек.

Важную роль в экономическом сотрудничестве ЛАГ играет ислам и принцип единства веры, поэтому страны-участницы ЛАГ однозначно идентифицируют себя в принадлежности к исламу. Они создали в 1969 году «Организацию исламская конференция», в 1975 году – Исламский банк развития, в 1978 году – Исламскую торгово-промышленную палату и другие организации, способствующие координации торговой, финансовой, инновационной и иной экономической деятельности.

Схожие принципы легли в основу создания Организации экономического сотрудничества (ОЭС-ЭКО), созданной в 1992 году по инициативе Ирана, Пакистана и Турции. Позже членами этой организации стали Афганистан, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.

Особое место в мировой экономике занимает Азиатско-тихоокеанская зона интеграции. Она представлена рядом крупных региональных экономических объединений.

АСЕАН – Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, была созданав 1967 году при участии Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда. В 1984 году в АСЕАН вступил Бруней – Даруссалам, в 1995 году – Вьетнам, в 1997 году – Лаос и Мьянма, в 1999 году – Камбоджа. Статус наблюдателей имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор.

Демографический потенциал – 500 млн. человек, совокупный ВВП – около 737 млрд. долларов (данные 2006 года).

Высший орган АСЕАН – встреча глав государств и правительств. Координационный орган – совещание министров иностранных дел. Ежегодно работают 22 комитета и 122 рабочие группы.

Основными целями организации являются:

- ускорение экономического развития;

- развитие сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства;

- укрепление региональной стабильности;

- содействие социальному и культурному развитию;

- сотрудничество с различными международными и региональными организациями.

С 1994 работает региональный форум АСЕАН, усилия которого направлены на создание условий бесконфликтного развития региона. В работе форума принимают участие Россия, США, Китай, Япония и многие другие страны.

В соответствии с поставленными целями и задачами, члены АСЕАН придерживаются правила, по которому государственные тарифы не должны превышать 5%. За период с 1976 по 1996 годы торговля между членами ассоциации увеличилась в два раза и достигла 155 млрд. долларов. После 1998 года страны АСЕАН направили усилия на создание единого рынка капиталов и приоритетное развитие обрабатывающей промышленности.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС) создано в 1989 году по инициативе Австралии. Членами АТЭС являются: с 1989 года - Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США; с 1991 года Китайский Тайбэй, Гонконг, КНР; с 1993 года - Мексика, Папуа–Новая Гвинея; с 1994 года – Чили; с 1998 года – Перу, Россия, Вьетнам.

АТЭС стремится к повышению экономического развития и процветания в регионе, к укреплению сотрудничества внутри сообщества. Особое внимание уделяется развитию торговли и инвестиций, стандартизации и сертификации сырья, товаров, услуг. Экономический потенциал АТЭС – 54% мирового ВВП, 44% мировой торговли, демографический потенциал – 40% населения планеты.

Совет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (СТЭС) является неправительственной организацией, созданной в 1980 году представителями деловых кругов. Членами СТЭС стали 26 государств.

Высшим органом является Генеральная сессия. СТЭС содействовал появлению ПАФТАД – Тихоокеанской конференции по торговле и развитию, которая способствовала привлечению инвестиций в регион. Спонсорами ПАФТАД стали фонды Форда, Рокфеллеров, ассоциации Кейданрен и КанКейрен (Япония), Университет Торонто и другие. Координационным центром СТЭС является Совет директоров.

Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) была создана в 1985 году. Государствами-участниками стали Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивская Республика, Непал, Пакистан, Шри-Ланка. В 2007 году к СААРК присоединился Афганистан. Странами-наблюдателями в СААРК являются Япония, Китай, Южная Корея, Иран, США и Европейский союз.

Основная цель СААРК связана с развитием регионального сотрудничества, ускорением процесса экономического и социального развития. Областями сотрудничества являются: сельское хозяйство, наука и технологии, культура, здравоохранение, контроль над рождаемостью, противодействие торговле наркотиками и борьба с терроризмом. Интеграционные процессы в СААРК развиваются крайне слабо. Демографический потенциал – 1, 5 млрд. человек.

Участники СААРК в январе 2004 года подписали Договор о создании Южно-азиатской свободной торговой зоны. Договор о свободной торговле с января 2006 года предусматривает снижение таможенных пошлин, ликвидацию таможенных барьеров, создание Южно-Азиатской зоны свободной торговли.

Американская зона экономической интеграции делится на Североамериканскую и Южноамериканскую зоны.

Североамериканская зона представлена экономическим союзом – НАФТА – Североамериканской ассоциацией свободной торговли, созданной в 1994 году как региональное экономическое объединение. Его членами являются США, Канада и Мексика. Основной целью деятельности НАФТА стало развитие взаимной торговли, содействие свободному движению товаров и услуг. Главная роль в этом объединении принадлежит США, которые имеют двусторонние отношения с Мексикой и Канадой. Что характерно, экономическое сотрудничество между Мексикой и Канадой весьма не существенно.

Координационные функции по интеграционному взаимодействию в НАФТА выполняет Комиссия по свободной торговле. В этой ассоциации не существует положения о таможенном союзе, потому что это невыгодно основному члену союза – США. Моноцентризм данной региональной ассоциации объясняется колоссальным различием экономических потенциалов стран-участниц: ВВП США в 14,5 раз превышает ВВП Канады и в 19 раз ВВП Мексики.

Совокупное население ассоциации составляет 406 млн. человек, совокупный валовой продукт – 10,3 трлн. долларов. Товарооборот между США и Мексикой увеличился за пять лет со дня основания НАФТА в 2,5 раза: с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд. долларов, а между США и Канадой – почти в два раза: с 197 млрд. до 364 млрд. долларов. В США реализуется 75-80% канадского экспорта, что составляет 20% ВВП Канады. Доля США в прямых инвестициях, поступающих в Канаду, составляет примерно 75%, а в Мексике превышает 60%. В свою очередь 65% всего мексиканского импорта реализуется в США.

Южноамериканская зона экономической интеграции представлена несколькими интеграционными образованиями.

МЕРКОСУР - Общий рынок Южного конуса. Свою деятельность начал в 1986 году, после подписания договора об экономическом союзе между Аргентиной и Бразилией. В 1990 году к МЕРКАСУР присоединились Парагвай и Уругвай. В 1996 году ассоциированными членами МЕРКАСУР стали Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу. Официальными наблюдателями в МЕРКАСУР с 2006 года являются Мексика и Новая Зеландия. В июне 2012 года из союза был выведен до 2013 года Парагвай, за нарушение положений союза. В 2012 году членом МЕРКАСУР стала Венесуэла.

Уставными документами предусмотрено, что данная организация будет содействовать развитию свободной торговли, поддерживать инициативы стран-участниц в деле движения товаров, населения и валюты.

Совокупный ВВП МЕРКАСУР составляет 3,3 трлн. долл. США, демографический потенциал – 300 млн. человек.

Южноамериканская экономическая зона располагает 18% мировых запасов нефти, 30% чёрных и легирующих металлов, 25% цветных металлов, 55% редких и рассеянных элементов. Только экономика США получает из Южноамериканской экономической зоны 70% стратегического сырья, 90% оловянного концентрата и бокситов, 50% медной и железной руды. Особо следует отметить огромные запасы воды, леса и большие людские ресурсы, которыми располагают страны-участницы.

Организационная структура МЕРКОСУР отличается гибкостью, простотой и практичностью. Все решения в этой организации принимаются на основе консенсуса.

Высшим руководящим органом МЕРКОСУР является Совет общего рынка, в который входят министры иностранных дел и экономики. Исполнительным органом является Группа общего рынка (ГОР), в состав которой входят четыре полномочных представителя и четыре их заместителя, назначаемых правительствами стран-участниц. Координация деятельности ГОР осуществляется министерствами иностранных дел через деятельность 10 рабочих групп, представляющих собой конкретные направления сотрудничества. Возглавляют Совет и ГОР страны-участницы поочередно каждые полгода.

МЕРКОСУР придает большое значение вопросам создания системы, гарантирующей выполнение взятых странами-участницами обязательств, как непременного условия успешного продвижения интеграционных начинаний.

Латиноамериканская Ассоциация Свободной торговли (АЛАЛК) основана в 1960 году Аргентиной, Бразилией, Мексикой. Целью организации стало устранение таможенных, протекционистских и административных барьеров, мешающих эффективной торговли между странами-участницами. Идея оказалась настолько популярной, что к АЛАЛК присоединились: Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Венесуэла, Колумбия, Эквадор. Деятельность АЛАЛК позволила увеличить товарооборот между членами ассоциации в 2 раза.

Под патронажем АЛАЛК в 1966 году была создана Андская группа. Пакт о её создании подписали Чили, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия. Основная цель этой группы поддерживать страны-участницы в экономическом и торговом развитии.

В 1969 году члены Андской группы заключили Картахенское соглашение, предусматривающее дальнейшую либерализацию торговли, создание единых таможенных правил. Более того они согласовали и одобрили создание в перспективе в перспективе латиноамериканского общего рынка. В 1973 году к Картахенскому соглашению присоединилась Венесуэла, в 1976 году из него вышла Чили. Совокупный ВВП составляет 268 млрд. долл. США, демографический потенциал – 111 млн. человек.

Участники Андской группы в своей деятельности руководствуются едиными правилами, которые распространяются на порядок привлечения иностранных инвестиций, интеллектуальную собственность и процесс национализации иностранных компаний. В соответствии с договорённостью, объектами национализации могут быть: банковская, страховая и торговая сферы экономики, а также транспортные и информационные отрасли.

В 1990 году было подписано соглашение об образовании зоны свободной торговли, созданы такие надгосударственные структуры управления как межгосударственная комиссия, парламент, суд.

В 1980 году по договору «Монтевидео-2» вместо АЛАЛК была создана Латиноамериканская ассоциация интеграции – ЛАИ. Членами ЛАИ стали Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

ЛАИ выполняет функции консультационного органа, деятельность которого способствует развитию экономики всего Латиноамериканского региона. Деятельность ЛАИ дополняется Латиноамериканской Экономической системой (СЕЛА), которая действует с 1975 года. В неё входят 27 государств и такие организации как «Группа РИО» и «Инициатива для Америк». СЕЛА принимала участие в разработке новых правил ГАТТ и принципов ВТО.

Ещё одним интеграционным экономическим союзом Южной Америки является Карибская ассоциация свободной торговли (КАСТ), созданная в 1968 году при участии Тринидад и Тобаго. В 1973 году вместо этой ассоциации создаётся Карибское Сообщество, с расширенным составом участников. Членами Карибского Сообщества стали Антигуа и Барбуду, Барбадос, Белиз, Гаити, Гренада, Доминикана, Сент-Венсент и Гренадины, Сент-Люсия, Суринам, Тринидад и Тобаго.

Новый этап экономической интеграции Южноамериканской зоны связан с созданием в 2004 году Южноамериканского сообщества наций (ЮСН) в перуанском городе Куско (Cuzco). В сообщество вошла Андская группа и МЕРКАСУР, а также Чили, Суринам и Гайана – всего 12 стран Южной Америки. Они подписали декларацию о создании политического и социально-экономического союза.

Согласно договоренностям, вся территория стран сообщества в перспективе станет общим рынком с едиными таможенными, торговыми правилами и валютой. Предполагается создать такие надгосударственные структуры как парламент и суд, а для населения стран сообщества будет введён единый паспорт. Предусмотрено, что стратегические задачи сообщества будут определять главы государств на ежегодных встречах, а текущие вопросы, связанные с деятельностью ЮСН, будут решаться министрами иностранных дел.

ЮСН должно стать одним из крупнейших в мире интеграционных объединений. На территории стран-участниц сообщества, равной 45% всего американского континента, проживает около 360 миллионов человек, а совокупный ВВП достигает более 973 миллиардов долларов.

Лидеры стран блока заявляют, что при его создании они руководствовались опытом Европейского Сообщества. Целью ЮСН является такое ускоренное экономическое развитие, которое позволит этому континентальному блоку составить конкуренцию США и ЕС.

Такое большое количество различных групп, союзов и ассоциаций экономической интеграции в Латинской Америке создаёт сложную систему межгосударственных экономических отношений, дублирующую и дополняющую принципы взаимодействия.

Южно-тихоокеанский форум, созданный в 1971 году по своим принципам и духу сотрудничества практически повторял уже созданные интеграционных образований Южной Америки. Он отличался только по составу частников. В 2000 году ЮТФ был преобразован в Форум островов Тихого океана (ФОТО).

ФОТО - межправительственный союз государств, целью которого является содействие развитию сотрудничества между странами региона и защита их экономических интересов. В этот союз входят Австралия, Вануату, Кирибати, Маршалловы острова, Микронезия, Науру, Новая Зеландия, Ниуэ, острова Кука, Палау, Папуа - Новая Гвинея, Самоа, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу и Фиджи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: