Повторим главный тезис: только отчетливое понимание причин выгодности для фирмы международных (а не внутристрановых) операций позволяет понять природу и специфику международного бизнеса как объекта взаимодействия формируемого им же международного менеджмента. Речь, таким образом, идет о мотивации предпринимателя (менеджера), а она развивалась в контексте исторического развития цивилизации в целом и ее экономического ядра — прежде всего. Каковы же основные этапы этого развития?
Интересную структуру для исследования этой проблемы предложил американский исследователь Р. Робинсон1, который разделил историческое развитие международного бизнеса за пять последних веков на четыре эры. Приведем их краткие характеристики.
1См.: S.Ronen. Comparative and Multinational Management. John Wiley & Sons, 1986.
Коммерческая эра (1500-1850 гг.)
Начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой XIX в.