Реинвойсинговые центры

Реинвойсинговый центр — это отдельный филиал МНК, который централизованно занимается всеми валютными рис­ками, возникающими в ходе международной торговли.28

28 ibid.-p.59.

Рассмотрим следующий пример. Допустим, филиал МНК, производящий то­вары, продает их филиалу, который занимается дистрибьюцией, но продажа про­исходит не напрямую, а через посредника — реинвойсинговый центр. Таким обра­зом, товары как бы сначала продаются реинвойсинговому центру (в данном случае идет только движение документов, товар как был на складе, так там и нахо­дится), а затем центр перепродает товар филиалу, занимающемуся дистрибьюци­ей. Таким образом, центр фактически вовлечен только в документооборот.

На рис. 6.12 показан пример действия реинвойсингового центра транснацио­нальной корпорации, имеющей филиал, занимающийся производством в стране А, и филиал-дистрибьютор в стране Б. Филиал-производитель получает по своим счетам в национальной валюте, филиал-дистрибьютор покупает товар также в ва­люте своей страны, а все вопросы, связанные с пересчетом валют, решаются в реинвойсинговом центре.

Обычно ценой перепродажи товаров является цена производителя, переведен­ная в валюту филиала-дистрибьютора по форвардному курсу на день поставки ре­альных товаров, хотя возможны различные вариации. Но, чтобы избежать обви­нения в укрывательстве прибыли от налогов (а это возможно сделать при помощи спланированного перераспределения затрат), многие центры, «перепродавая» то­вар, включают в его цену небольшой комиссионный процент как плату за услуги.

Для реинвойсинговых центров необходимо избегать любых торговых опера­ций с резидентами страны, где зарегистрирован центр, для того, чтобы сохранять за собой статус нерезидента. Хотя юридический статус нерезидента в разных стра­нах трактуется по-разному, часто иностранные финансовые компании, не вовле­ченные в местный бизнес, имеют ряд налоговых и других льгот.

Так, фирма-нерезидент может иметь больший доступ на внешний валютный рынок, чем местные фирмы; она имеет больше прав для работы с такими инстру­ментами мирового рынка, как еврооблигации, евроноты и т. д.; она имеет возмож­ность открывать счета и брать кредит за границей, что в большинстве случаев за­прещено для резидентов.

МНК получает следующие выгоды от создания реинвойсингового центра:29

1. Создание центра позволяет сосредоточить управление валютными рисками при внутрикорпоративной торговле в одном месте. Менеджеры центра на­прямую занимаются всеми проблемами, связанными с хеджированием рис­ков, и выбирают наиболее подходящую стратегию страхования. Большой оборот по сделкам в различных валютах и по всему миру позволяет менеджерам выбирать наиболее приемлемый курс обмена за счет покрытия од­них сделок другими.

Рис. 6.12. Структура реинвойсингового центра

2. На базе форвардных курсов центр определяет стоимость товара на опреде­ленную дату, позволяя, тем самым, дочерним компаниям точно рассчиты­вать свои будущие расходы. Благодаря этому филиалы-дистрибьюторы имеют возможность устанавливать твердые цены на товар и защищать себя от риска отказа клиента подтвердить предварительную оферту на покупку товара из-за новых цен. Таким образом, филиал-дистрибьютор, благодаря реинвойсинговому центру, может полностью сконцентрироваться на мар­кетинговой деятельности, не заботясь о проблемах, связанных с валютны­ми курсами.

3. Центр также занимается управлением денежными потоками между филиа­лами, что позволяет всем филиалам корпорации вести расчеты только в на­циональной валюте. Наличие же разнонаправленных потоков различных валют дает возможность хеджировать только непокрытые валютные транз­акции.

Главным недостатком использования реинвойсинговых центров являются те расходы, которые несет корпорация по их содержанию. Фактически со­здается еще один филиал со своей бухгалтерией, офисом и персоналом и т. п. Центр должен иметь полный объем информации о правовом законодатель­стве каждой отдельной страны, о том, какие необходимо платить налоги, какие существуют национальные особенности расчетов с иностранными клиентами. В целом, реинвойсинговый центр может оказаться слишком до­рогим и, следовательно, ненужным.

29Т. Bachman.Thc Corporate Finance Blue Book.- N.Y., 1993. — p. 151.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: