Команды как инструмент сервисного обслуживания

В основном производственном процессе фирмы по оказанию услуг часто применяется идея команды. Такие команды называются полуавтономными, самоуправляемыми группами или производственными участками. Вводя эти команды, организация отдаляется от тэйлористской модели производственной организации. Команды получают ответственность за весь комплекс производства продукта или обслуживания или же за значимую его часть. Члены команды учатся выполнять все задачи или важнейшую часть задач. Задачи интегрируются и/или вводится ротация членов команды. Команды также назначаются ответственными за решение косвенных задач, например составление графика работы, контроль качества, техническое обеспечение и распределение заказов.

Такие команды имеют ряд преимуществ:

· Значительно снижается гнет контроля. Большое число операций контролируется прямо при их выполнении, что, в свою очередь, означает, что проблемы будут решаться непосредственно там, где они возникают, без вме­шательства руководства. Таким образом, существенно снижается размер административной работы.

· Возрастает гибкость, так как при работе в единой команде легче вводить новые виды продукции, чем перестраивать всю производственную линию. Время простоя между функциями и операциями снижается, так что длительность производственного цикла выполнения заказа также уменьшается. Более того, небольшие партии выпускаются гораздо быстрее. Таким образом, не только обслуживание клиентов ускоряется, но также снижаются объемы запасов.

· Мотивация для выполнения процессов повышается, так как простые задачи, на которые разбита работа в бюрократическом механизме, объединяются в более значимые и сложные. Переход ответственно­сти на уровень цеха и интеграция процессов мыслительных и исполнительных создают перспективную возможность для формирования внутри организации стиля соучастия сотрудников в процессе принятия решения; этот стиль в большей степени соответствует демократическим ценностям, существующим и вне организации.

Существуют и другие классификации типологии команд. В качестве примера приведу классификацию, предложенную Хэкменом (см. Таблицу 5).

Таблица 5. Классификация групп Дж. Хэкмена и связанные с ними риски и возможности

Тип команды Риски Возможности
Команды менеджеров высшего звена (определение направлений развития организаций) Разобщенность; отсутствие организационного контекста Самостоятельность; влияние на основные вопросы деятельности организации
Группы особого назначения (разработка и реализация уникальных проектов) Вновь сформированная команда и незнакомая работа Ясная цель и ограниченные сроки
Профессиональные группы поддержки (предоставление помощи специалистов) Зависимость от работы других людей Использование профессионального опыта
Группы антреприз (игра на зрителя) Недостаточная поддержка организации Высокий уровень игры стимулируется конкуренцией и/или зрителями
Группы заботы о человеке (забота о людях) Эмоциональное истощение; борьба за контроль Осознание огромного значения помощи людям
Группы обслуживания потребителей (продажи товаров и услуг) Недостаточная степень участия в работе материнской организации Организация и поддержание связей между материнской организацией и потребителями
Производственные группы (разработка и производство товаров) Увлеченность технологией; недостаточные контакты с конечными пользователями Непрерывность работы, возможность постепенного совершенствования структуры и продукта команды

Классификация «не гениальная», но она отражает важную истину, о которой Хэкмен, видимо, не подозревает – «команда» может возникнуть повсюду, даже среди гладиаторов, конкурирующих друг с другом за выживание.

ЗАДАНИЕ

Как Вы думаете, можно ли назвать тот коллектив, в котором Вы работаете или учитесь, командой. Если да, назовите признаки команды, проявляющиеся в этом коллективе. Если нет, попробуйте поразмышлять, можно ли сделать из этого коллектива команду. Предложите пять конкретных шагов, которые помогут начать процесс выращивания команды.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Можно ли назвать работников ресторана быстрого обслуживания «Макдональдс» в России командой? Аргументируйте свой ответ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите любые три известные Вам коллектива, в которых проявляются признаки команды. Укажите критерии, на основании которых Вы причислили именно эти коллективы к командам.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: