Особенности внешней торговли социально-культурными услугами

Внешняя торговля социально-культурными услугами, к кото­рым в своем подавляющем большинстве относятся услуги отрас­ли «физическая культура и спорт», в отличие от внешней торгов­ли товарами, имеет определенные особенности.

Во-первых, внешняя торговля социально-культурными услу­гами регулируется не на границе, а внутри страны соответствую­щими положениями внутреннего законодательства.

В настоящее время российское законодательство не содержит четкого определения понятия «экспорт услуг». В связи с этим пред­ставляется целесообразным осветить этот вопрос на основе прак­тики его регулирования международными торговыми организа­циями.

Принципы и правила международной торговли социально-куль­турными услугами зафиксированы в Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС).

Торговля услугами определяется ГАТС как предложение услуги посредством следующих четырех способов:


с территории одной страны на территорию другой страны (транспортные услуги, услуги связи и т.п.). Этот способ получил название трансграничного оказания услуг. Его специфической осо­бенностью является то, что в данном случае только сама услуга (например, телетрансляция спортивного соревнования и т.п.), а не ее поставщик перемещается через границу;

на территории одной страны потребителю услуги другой стра­ны (услуги международного туризма и т.п.);

посредством коммерческого присутствия производителя услу­ги одной страны на территории другой страны, иными словами торговля услугами с использованием представительства (дочер­ней компании и т.п.) поставляющей услугу страны на террито­рии потребляющей услугу страны;

физическими лицами одной страны на территории другой стра­ны (преподавательская, тренерская, соревновательная и т.п. дея­тельность).

Все способы внешней торговли социально-культурными услу­гами отрасли «физическая культура и спорт» используются при проведении крупнейших международных спортивных соревнова­ний (см. главу 17).

В классификатор услуг для целей упорядочения внешней тор­говли ими включено более 160 видов, сгруппированных в 12 ос­новных разделов: деловые услуги; услуги связи; строительство и инжиниринговые услуги; дистрибьюторские услуги; общеобразо­вательные услуги; услуги по защите окружающей среды; финан­совые услуги, включая страхование; услуги по охране здоровья и социальные услуги; туризм и путешествия; услуги в области орга­низации досуга, культуры и спорта; транспортные услуги; прочие

услуги.

Во-вторых, социально-культурные услуги производятся и по­требляются одновременно, в связи с чем не подлежат хранению. Поэтому внешняя торговля ими в подавляющем большинстве слу­чаев базируется на прямых контрактах между производителями и

потребителями.

В-третьих, отрасли, производящие социально-культурные ус­луги, во многих странах мира находятся в полной или частичной собственности государства или же под его строгим контролем. В связи с этим производство и реализация данных услуг, в том числе внешняя торговля ими, имеют большую государственную защиту, чем производство и реализация материальных услуг и то­варов.

В-четвертых, внешняя торговля социально-культурными услу­гами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и ока­зывает на последнюю сильное воздействие.

В-пятых, не все виды социально-культурных услуг, в отличие от товаров, могут являться предметом внешней торговли. Так, ус-


дуги, предназначенные преимущественно для личного потребле­ния, не всегда могут быть вовлечены в международный хозяй­ственный оборот.

Глава 16


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: