План
1. Сущность международной торговли
2. Система показателей развития международной торговли.
3. Типы внешнеторговой политики государства
4. Государственное регулирование международной торговли
5. Классические теории международной торговли
6. Динамика и тенденции мировой внешней торговли
Литература:
1. Киреев А.П. Международная экономика. Раздел 1, гл. 3,6,7.
2. Козик В.В. та Міжнародні економічні відносини: Навчальний посібник. - К.: Знання-Прес, 2000. гл. 1.5.
1. СУЩНОСТЬ международной торговли
Международная торговля исторически и логически является первой формой мирохозяйственных связей в международной экономике. Для национальной экономики участие в международной торговле приобретает форму внешней торговли.
Внешняя торговля – это торговля одной страны с другими странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. В совокупности внешняя торговля разных стран образует международную торговлю.
Под международной торговлей понимается сфера международных товарно-денежных отношений по обмену продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.
Значение международной торговли для развития национальной экономики состоит в том, что благодаря ей:
- преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;
- интенсифицируется производственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения техники и технологий;
- увеличивается возможность накопления, индустриализации, повышения темпов экономического роста, национализации, использования природных ресурсов, что в конечном счете способствует повышению производительности труда и доходов;
- на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;
- повышается уровень международной специализации страны.
В зависимости от происхождения и назначения в объем экспорта товаров входят:
1. Вывоз товаров, изготовленных (изготовленных и переработанных) в данной стране.
2. Вывоз отечественных товаров, в особенности сырья и полуфабрикатов, для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвращением.
3. Реэкспорт – вывоз товаров, прежде завезенных из-за границы, включая товары, которые проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.п.
4. Временный вывоз за границу отечественных товаров (на выставки, ярмарки и т.п.) с последующим их возвращением, а также вывоз временно завезенных зарубежных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки и т.п.).
5. Поставка в рамках ТНК, а также вывоз продукции в порядке прямых производственных связей.
В объем импорта входят:
1. Ввоз из-за границы товаров для реализации на рынке.
2. Реимпорт – обратный ввоз из-за границы отечественных товаров, прежде вывезенных туда.
3. Импорт товаров (сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей) для переработки в данной стране и вывоз за границу.
4. Временно завезенные (на международные выставки, аукционы, ярмарки) товары.
5. Импортное снабжение продукции в рамках ТНК.
Реэкспортные сделки связаны с продажей и вывозом из страны ранее ввезенного в нее товара без его переработки. Страна, которая ввозит, а затем вывозит товар, называется реэкспортирующим. Главное условие реэкспорта – товар не должен подвергаться какой-либо переработки.
Реэкспортные операции возможны в самых разных ситуациях. Во-первых, реэкспорт возникает как естественное продолжение торговой операции. Продавец ввозит товар в страну для реализации его на бирже или аукционе, но он может быть продан покупателю из третьей страны и вывезен. Во-вторых, реэкспорт может появиться из-за перерыва нормального хода реализации товара. Если продавец отправил товар покупатель, но покупатель по каким-либо причинам не может его оплатить, то он стремиться перепродать товар покупателю в этой стране или в третьей стране. Уход товара в третью страну и есть реэкспортом. В-третьих, возможно также выполнение реэкспортных операций без предварительного завоза товаров из-за границы, так как они могут быть отправлены новому покупателю, минуя реэкспортную страну. Реэкспортные операции без завоза в страну реэкспортера, по сути, не являются экспортом данной страны, но они учитываются таможенной статистикой и поэтому относятся к классу реэкспортных операций.
Реэкспортирующая страна является посредником между поставщиком и покупателем товара, играя роль импортера по отношению к продавцу и экспортера по отношению к покупателю.
Реимпортные сделки представляют собой не состоявшиеся экономические сделки, т.е. ввоз в страну ранее вывезенных из нее товаров, не проданных на внешних рынках (на аукционах, торгах, ярмарках, через посредников или напрямую).
Международная торговля имеет специфические особенности по сравнению с внутренней торговлей:
- применение разных валют;
- различия в перемещении факторов производства между странами;
- политическое вмешательство и контроль.
Изменения в структуре и динамике международной торговли вызваны существенными изменениями и развитием ее форм и методов.
Систематизация форм международной торговли:
- по специфике регулирования (обычная, режим наибольшего благоприятствования, преференциальная[1], дискриминационная);
- по специфике взаимодействия субъектов (традиционная, торговля по кооперации, компенсационная (встречная));
- по специфике предмета торговли (торговля сырьем, промышленными товарами, интеллектуальным трудом, торговля услугами)
В международной торговой практике используются два основных метода осуществления экспортно-импортных операций: прямой (direct) экспорт и импорт, который предусматривает поставку товаров промышленными предприятиями непосредственно иностранному потребителю или закупку у него соответствующих товаров, и косвенный (indirect) экспорт и импорт, который предполагает покупку и продажу товаров через торгово-посредническое звено на основе заключения специального соглашения с торговым посредником.
В целом через прямую торговлю осуществляется не более 20% внешнеэкономических товарных операций.
Прямой метод внешнеэкономических операций используется:
Þ при продаже и закупки промышленного сырья на основании долгосрочных контрактов;
Þ при экспорте дорогого и габаритного оборудования;
Þ при экспорте стандартного оборудования через заграничные филиалы;
Þ при закупке сельскохозяйственных товаров у фермеров;
Þ при государственной продаже и закупки.
Прямые связи дают ряд преимуществ: более тесные контакты с контрагентом; лучшее знание конъюнктуры рынка; более быстрое приспособление своих производственных мощностей к потребностям потребителя.
Однако и косвенный экспорт, и импорт продолжают сохранять свое значение. По некоторым оценкам, с помощью торговых посредников в мировой товарооборот втягивается около половины всех товаров.
Этот метод используется:
Þ при сбыте стандартного промышленного оборудования;
Þ при сбыте потребительских товаров;
Þ при реализации второстепенной продукции;
Þ на отдельных труднодоступных и малоизвестных рынках;
Þ при продвижении новых товаров;
Þ при отсутствии собственной сбытовой сети;
Þ при условии, что торговля монополизирована большими торгово-посредническими фирмами.
Косвенный метод экспортно-импортных операций также имеет свои преимущества: большой опыт; собственная сеть обслуживания, хорошие связи, знание рынка и конъюнктуры.
В роли продавцов и покупателей в международной торговле выступают государства, государственные и негосударственные организации, отдельные лица, частные, акционерные и кооперативные предприятия и фирмы.
Любому государству для успешного функционирования на всемирном рынке необходимо иметь свою внешнеэкономическую инфраструктуру - систему, которая может обеспечить продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю в другой стране. В этой системе основными являются: материально-техническая база (склады, которые имеют необходимое оборудование) и специализированные организации для послепродажного технического обслуживания. Страна, которая не имеет внешнеэкономической инфраструктуры, вынужденная много тратить для обеспечения доступа к внешнеэкономической инфраструктуре других государств (для оплаты транспортировки, страховых и банковских услуг, услуг торговых домов или компаний и т.п.).
2. Система показателей развития международной торговли.
Состояние внешнеэкономической торговли характеризуется рядом показателей, среди которых основными являются ее объем, динамика экспорта и импорта, товарная и географическая структура.
Объем мировой торговли определяется в натуральных и стоимостных показателях. Стоимостные показатели преимущественно рассчитываются в национальной валюте и переводятся в доллары США для их сравнения. Страны с высоким уровнем инфляции рассчитывают экспорт и импорт сразу в долларах США.
Физический объем мировой торговли оценивается в весовых единицах (тоннах, килограммах, фунтах) или специфических единицах измерения (баррелях, бушелях, мешках).
Изменение объема торговли характеризуется динамикой внешнеторгового товарообороту. Внешнеторговый товарооборот стран – это сумма ее экспорта и импорта. Разница между совокупным импортом и экспортом на протяжении определенного периода (года, квартала и т.п.) составляет сальдо торгового баланса. Оно является активным (положительным), если экспорт по стоимости превышает импорт, и пассивным (отрицательным), если ситуация противоположная.
На стоимостные показатели влияют цены. Поэтому стоимость, например, экспорта может уменьшиться, даже если увеличиваются физические объемы проданных товаров, если цены на них снизились, и наоборот, увеличение стоимостных показателей внешнеторгового товарообороту может отображать не физическое увеличение торговли, а рост товарных цен.
Географическая структура международной торговли – это распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделенными за территориальным или организационным признаком. Например: Азия, Африка, Европа, Америка – за территориальным признаком; страны ЕС, страны НАФТА, страны МЕРКОСУР и т.п. – за организационным признаком.
Товарная структура международной торговли характеризует товарное наполнение экспорта и импорта (сельскохозяйственной продукции, продукты добывающей промышленности, промышленные товары и т.п.).
Степень активности в мировые торговли является одной из главных признаков участия страны в международных экономических отношениях. Для ее оценки используются такие показатели:
1. экспортная квота;
2. импортная квота;
3. структура экспорта;
4. структура импорта;
5. сравнительное отношение доли страны в мировом производстве ВВП/ВНП и их доли в мировой торговле.
Экспортная квота отображает отношение объема экспортированных товаров и услуг к ВВП/ВНП. На уровне отрасли – это удельный вес экспортированных отраслью товаров и услуг в их общем объеме.
Импортная квота – это отношения объема импорта к ВВП/ВНП.
Удельный вес экспорта и импорта в ВВП/ВНП это количественный индикатор открытости экономики в первом приближении. Более комплексным показателем открытости считают внешнеторговую квоту. Она выражается отношением объема внешнеторгового оборота к ВВП/ВНП.
Структура экспорта – это отношения или удельный вес экспортированных товаров по видам и степенью их переработки. Этот показатель характеризует направленность экспорта (сырьевая, машинотехническая и т.п.) и роль стран в международной отраслевой специализации.
Структура импорта характеризует склад и отношение объема сырья и готовой конечной продукции, которые ввозятся в страну.
Показатель сравнительного отношения доли страны в мировом производстве ВВП/ВНП и ее долю в мировой торговле характеризуют соответствие выработанных товаров мировому уровню качества и уровень развития области. Так, если доля страны в мировом производстве определенного вида товаров составляет 5%, а доля в мировой торговле этим видом товара 1%, то это свидетельствует о несоответствии качества этого вида товара мировым требованиям, и о низком уровне развития области вообще.
3. ТИПЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ
Для регулирования своей внешней торговли каждое государство законодательно устанавливает определенные правила и условия внешнеторговой политики. Ними государство старается обеспечить наиболее благоприятные условия национальным товаропроизводителям, создать необходимые условия для вывоза национальных товаров на рынки других стран и ограничить ввоз иностранных товаров в свою страну. Так государство существенно влияет на общее состояние экспортно-импортных отношений.
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают два типа внешнеторговой политики:
- политика свободной торговли;
- политика протекционизма.
Политика свободной торговли – это политика минимального вмешательства государства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных отношений спроса и предложения. Такая политика базируется на устранении любых препятствий к ввозу или вывозу иностранных и отечественных товаров. Таможенные органы выполняют лишь регистрационные функции. Эту политику проводят страны с высоким уровнем развития продуктивных сил, которая дает возможность местным предприятиям выдерживать конкуренцию.
Протекционизм – это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции с использованием системы ограничений импорта. Проводя политику протекционизма, государство защищает национальных производителей, стимулирует развитие национального производства. С другой стороны, такая политика может привести к застойным явлениям, поскольку ослабляет стимулы к техническому прогрессу, который, в свою очередь, ведет к падению конкурентоспособности национальных товаров. При такой политике усиливается нелегальный ввоз товаров контрабандой. Кроме того, торговые партнеры могут принять соответствующие меры относительно экспорта товаров этой страны, которая нанесет убытки ее экономике. Протекционизм преобладает во внешнеторговой политике стран, которые развиваются.
Выделяют несколько форм протекционизма:
- селективный – направленный против отдельных стран или отдельных видов товаров;
- отраслевой – направленный на защиту отдельных областей, чаще всего сельского хозяйства;
- коллективный – проводится объединениями стран относительно стран, которые не входят в эти объединения;
- скрытый – осуществляется методами внутренней экономической политики.
Украина в международной торговле отдает предпочтение политике свободной торговли, но вместе с тем выборочно проводит политику протекционизма относительно определенных стран и групп товаров. Сравнительно с другими странами бывшего социалистического лагеря экономика Украины является наиболее открытой.
4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Различают такие виды государственного регулирования международной торговли:
- одностороннее;
- двустороннее;
- многостороннее.
Одностороннее регулирование состоит в применении методов влияния правительства стран в одностороннем порядке без согласования или консультаций с торговыми партнерами. Такие мероприятия употребляют в основном во время обострения политических отношений.
Двустороннее регулирование предусматривает, что мероприятия торговой политики предварительно согласовываются странами – торговыми партнерами. Любая из сторон предупреждает своего торгового партнера о принятии любых мер, которые, как правило не вносят существенных изменений в торговли, а лишь оказывают содействие им.
Многостороннее регулирование предусматривает согласование и регулирование торговой политики многосторонними соглашениями.
Важнейшее значение в регулировании торгово-экономических отношений стран мирового содружества имеет Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).
ГАТТ заключен в 1947 г. и ее участники были большинство государств мира (по состоянию на 1996 г. – близко 130 стран). Это международная организация, которая действовала на базе международного многостороннего соглашения, которая регулировала режим взаимной торговли и торговую политику стран-членов. Штаб квартира организации находилась в Женеве. ГАТТ была одной из самых больших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94 % объема мировой торговли.
С 1996 ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО). ВТО использует структуры ГАТТ и положение о торговле между членами соглашения. В рамках ГАТТ (ВТО) проводятся переговоры по актуальным проблем международной торговли и внешнеторговой политики. Многосторонние переговоры ведутся в сфере “раундов”, которые охватывают, как правило, значительный период.
Весной 1994 г. закончился восьмой раунд многосторонних переговоров, которые начались осенью 1986 г. в уругвайском городе Пунта-дель-Эсте.
На первых пяти раундах переговоров в 1947, 1949, 1951, 1956, 1960-1962 годах рассматривались проблемы снижения таможенных пошлин; на шестом раунде (1964-1967 гг.) – проблемы торговых отношений США и стран ЕЭС; на седьмом (1973-1979 гг.) основными были вопросы устранения нетарифных барьеров и либерализации международной торговли.
Программа восьмого раунда касалась тарифных и нетарифных барьеров, торговли отдельными видами товаров и естественных ресурсов, регулирование международного обмена услугами.
В основу деятельности ГАТТ были положены следующие принципы:
Ø недискриминация в торговли, сравнение в правах товаров импортного и отечественного производства относительно внутренних показателей и сборов, а также правил, которые регулируют внутреннюю торговлю;
Ø режим наибольшего содействия, согласно которому любая из стран-партнеров обязуется предоставить партнеру такие же правила и льготы, которые она предоставляет или собирается предоставить любому другому партнеру;
Ø использование преимущественно тарифных методов защиты национального рынка, ликвидация импортных квот и других нетарифных ограничений;
Ø прогрессивное снижение таможенных тарифов, проведение с этой целью многосторонних переговоров;
Ø установление преференциального режима в торговли со странами, которые развиваются;
Ø решение торговых конфликтов с помощью переговоров, консультаций и арбитража.
Различают экономические и неэкономичные методы внешнеторговой политики.
Экономические методы делятся на тарифные и нетарифные (другие).
Тарифные методы применяются для государственного регулирования импорта. Они являются главным инструментом торговой политики государства; базируются на таможенных тарифах. Таможенные тарифы – это систематизированный соответственно товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности перечень товаров с указанием таможенных пошлин, которыми они облагаются во время пересечения таможенной границы государства.
Таможенные тарифы разрабатываются на основе товарных классификаторов. Сегодня наиболее распространенным классификатором товаров для торговли является Гармонизованная система описания и кодирование товаров (заключенная в 1983 г. вместо Брюссельской таможенной номенклатуры, которая действовала с 1978 г. и является одним из ее вариантов). Большинство государств начали применять Гармонизованную систему в 1988-1989 гг., Украина – с 01,01,91. Таможенный тариф каждой страны составляют конкретные ставки таможенной пошлины.
Таможенная пошлина – это обязательный денежный сбор, который получает государство через сеть таможенных учреждений из товаров во время пересечения ними границы страны. Таможенная пошлина выполняет несколько функций:
Ø защищает национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции (протекционистская таможенная пошлина);
Ø есть источником поступления средств в бюджет государства (фискальная таможенная пошлина);
Ø есть средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.
Тарифная квота – это разновидность таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара. Если оборот импорта больше некоторого количества, устанавливается повышенная ставка тарифа.
В нетарифных методах финансовые инструменты используются для государственного регулирования экспорта, скрытые – для импорта, а из количественных: квотирования – для импорта; “добровольные” ограничения – для экспорта, а лицензирование – для экспорта и импорта. Большинство современных методов регулирования внешней торговли принадлежат к нетарифным ограничениям.
Количественные ограничения – это административная форма регулирования торгового оборота установлением количества и номенклатуры товаров, разрешенных для экспорта или импорта.
Различают такие количественные инструменты нетарифных ограничений:
- квотирование (контингентирование);
- лицензирование;
- “добровольные» ограничения.
Квотирование (контингентирование) – это ограничения относительно стоимости или количества, которые вводятся на импорт или экспорт определенных товаров на определенный период.
Лицензирование предусматривает предоставление импортеру или экспортеру уполномоченным государственным органом специального разрешения (лицензии) на вывоз или ввоз определенного товара на протяжении установленного срока.
“Добровольные” ограничения экспорта – это количественное ограничение экспорта, который базируется на удовлетворении одного из партнеров добровольно ограничить или не увеличивать объем экспорта товара на определенный период в ограниченных соглашениями размерах.
Среди нетарифных методов регулирования важную роль играют скрытые методы, которые можно назвать методы скрытого протекционизма. Их очень много. По некоторым данным до нескольких сотен. Но основными из них являются:
- государственные закупки;
- внутренние налоги и сборы;
- технические барьеры;
- требования о содержимом местных компонентов.
Политика в рамках государственных закупок – это скрытый метод торговой политики, согласно которому от государственных органов и предприятий требуется покупать определенные товары лишь в национальных фирмах, если даже они дороже за импортные.
Внутренние налоги и сборы – это методы, направленные на повышение внутренней цены импортного товара, а значит, и снижения его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Они могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог и т.п.) и косвенными (сбор для регистрации, и таможенное оформление и т.п.).
Технические барьеры – это введения таких национальных, административных, технических и других норм и правил, которые не препятствуют ввозу товаров из-за границы. Например, требования о соблюдении национальных стандартов, специальная упаковка и маркирование и т.п.
Требования о содержимом местных компонентов – законодательно установленная доля конечного продукта, который должна быть произведен национальными производителями для продажи на внутреннем рынке.
Рассмотренные выше методы предназначены в большей мере для ограничения импорта. Для стимулирования экспорта используются финансовые методы торговой политики, наиболее существенными из которых являются:
- субсидии;
- экспортное кредитование;
- демпинг.
Субсидии – это денежные выплаты, направленные на поддержку национальных товаропроизводителей.
Экспертное кредитование – это метод, который предусматривает финансовое стимулирование государственного развития экспорта национальными производителями. Они могут осуществляться в формах:
- кредитов национальным экспортерам от государственных банков под ставку процента, ниже рыночной;
- государственных кредитов иностранным импортерам при условиях соблюдения ними обязательств покупать товары только у фирм страны;
- страхование коммерческих и политических рисков национальных экспортеров.
Одним из методов субсидирования экспорта есть демпинг – вывоз товаров по ценам, ниже, чем на внутреннем и мировом рынках, за счет государственных субсидий экспортерам или за счет заинтересованных фирм.
Одним из нетарифных средств регулирования международной торговли являются правовые инструменты, которые детально изучаются международным правом, но тесно связанные с международной экономикой. Важнейшими из них являются торговые соглашения и правовые режимы.
Тарифные соглашения заключаются между правительствами стран в основном на 5-10 лет и ратифицируются парламентом. По решению сторон они могут пересматриваться и продлеваться.
Из правовых режимов наиболее часто используются режим наибольшего содействия и национальный режим. Особенности первого из них рассмотрены раньше. Национальный режим – это режим экономических отношений между государствами, за который любая из сторон устанавливает для иностранных физических и юридических лиц такой самый режим, как и для своих.