Тема 43. Думская монархия: сущность и характерные черты

План:

1. Манифест 17 октября 1905 г. и его значение для формирования парламентской монархии в России.

2. Сущность политической системы России в 1907–1917 гг.

1. Одним из итогов революции 1905 – 1907 гг. стала частичная модернизация государ­ственного строя, получившая законодательное оформление в Манифесте «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г.

В системе высших государственных органов появилась Государственная Дума - представительное учреждение с законодательными полномочиями.

В соответствии перестройкой центрального управления, в 1906 г. в текст «Основных государственных законов Российской империи» были внесены изменения.

Законодательная власть закреплялась за Государственной Думой и Государственным советом.

Любой закон нуждался в одобрении обоих органов и в утверждении императором.

В случае прекращения или перерыва деятельности Думы и Государственного совета «при чрезвычайных обстоятельствах» законопроекты могли обсуждаться в Совете министров и утверждаться императором в форме указов (ст. 87 Основных законов).

Срок деятельности Думы определялся в пять лет. Указом царя она могла быть распущена досрочно.

Предметы ведения Государственной думы определялись Манифестом «Об учреждении Государственной Думы», регламентировавшим ее деятельность.

Компетенции: представительного органа власти включали:

- предварительное обсуждение законодательных инициатив,

- утверждение государственного бюджета,

- обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ.

Практическая деятельность парламентских институтов выразилась в работе Государственной Думы четырех созывов.

I созыв (27 апреля – 9 июля 1906 г.);

II созыв (20 февраля – 2 июля 1907 г.);

III созыв (1907 – 1912 гг.);

IV созыв (15 декабря 1912 г. - 27 февраля 1917 г.)

Рассмотрите:

а) состав, спектр политических партий и течений;

б) характер работы, обсуждаемые вопросы, особенности взаимодействия с правительством.

2. Понятие «думская монархия», или «третьеиюньская политическая система» означает государственный строй 1907 – 1917 гг., установившийся в России после выборов III Государственной думы.

Ее начало было положено принятием нового избирательного закона от 3 июня 1907 г., изменившего состав Думы в пользу крупных цензовых слоев.

Охарактеризуйте эволюцию политической системы 1907 – 1917 гг.

Обратите внимание, что российский парламентаризм характеризовался слабостью институтов и ограниченностью приемов и средств воздействия на власть и общество:

а) не существовало ответственности правительства перед Государственной Думой;

б) Государственный Совет, как верхняя палата парламента, сдерживал внутреннюю законодательную инициативу.

Подобное положение Думы в системе монархического правления не позволяет считать Россию конституционной монархией.

Вместе с тем, Государственная Дума стала политическим инструментом, позволившим реализовать комплекс реформ Витте-Столыпина; способствовала легализации различных политико-идеологических программ и распространению в России идей парламентаризма.

Литература:

1. Аронов Д.В. Законотворчество думских фракций. 1906 – 1917 гг. Документы и материалы // История государства и права. – 2007. - № 21.

2. Бородина О. Правая группа Государственного Совета в 1906–1917 гг. // Отечественная история. – 1998. – № 3.

3. Гайда Ф.А. Русские либералы в восприятии правящей бюрократии в период кризиса третьеиюньской системы (1911-1917 гг.) // Отечественная история. – 2007. - № 4.

4. Демин В.А. Государственная дума России (1906-1917): механизм функционирования. М., 1996.

5. Демин В.А. Соотношение Государственного Совета и Государственной думы в законодательном процессе начала XX века // История государства и права. – 2007. - № 3.

6. Иванов А.А. Депутаты правых фракций в Государственной думе: новые биографические сведения // Вопросы истории – 2010. - № 6.

7. Искендеров А.А. Российская монархия, реформа, революция // Вопросы истории. – 1993. – № 5,7.

8. Коковцев В.Н. Из моего прошлого: Воспоминания [министра финансов России], 1911 – 1919. – М., 1991.

9. Кудинов О.А. Государственные думы 3-го и 4-го созывов и последние попытки конституционной реформы монархического строя в России // История государства и права. – 2002. - № 6.

10. Кудинов О.А.Правовой статус Государственной Думы и Государственного Совета Российской империи 1906 – 1917 гг.: парламентские правление или псевдоконституционализм? // История государства и права. – 2004. - № 4.

11. Любиганковский С.В. Ремонтируемая вертикаль. Губернаторская реформа в планах правительства Николая II // Родина. – 2008. - № 7.

12. Медведев В.Г. Несостоятельность отечественного парламентаризма – одна из важных причин возникновения белого движения и гражданской войны в России 1917 – 1920 гг. // История государства и права. – 2000. - № 2, 3.

13. Медушевский А. Конституционная монархия в России // Вопросы истории. – 1994. – № 8.

14. Митрохина Н.В. История первой Государственной Думы Российской империи // История государства и права. – 2000. - № 1, 2.

15. Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской империи. - М., 1998.

16. Соловьев К. Думская монархия // Родина. – 2006. - № 12.

17. Швечкова О.А. Правовой статус депутата Первой Государственной думы // История государства и права. – 2007. - № 1.

18. Швечкова О.А. Учреждение Государственной Думы Российской империи (к столетию учреждения Государственной Думы) // История государства и права. – 2006. - № 11.

19. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. - М., 1996.

20. Шелохаев В.В. Российские либералы в годы первой мировой войны // Вопросы истории. – 1993. – № 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: