План:
1. Манифест 17 октября 1905 г. и его значение для формирования парламентской монархии в России.
2. Сущность политической системы России в 1907–1917 гг.
1. Одним из итогов революции 1905 – 1907 гг. стала частичная модернизация государственного строя, получившая законодательное оформление в Манифесте «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г.
В системе высших государственных органов появилась Государственная Дума - представительное учреждение с законодательными полномочиями.
В соответствии перестройкой центрального управления, в 1906 г. в текст «Основных государственных законов Российской империи» были внесены изменения.
Законодательная власть закреплялась за Государственной Думой и Государственным советом.
Любой закон нуждался в одобрении обоих органов и в утверждении императором.
В случае прекращения или перерыва деятельности Думы и Государственного совета «при чрезвычайных обстоятельствах» законопроекты могли обсуждаться в Совете министров и утверждаться императором в форме указов (ст. 87 Основных законов).
|
|
Срок деятельности Думы определялся в пять лет. Указом царя она могла быть распущена досрочно.
Предметы ведения Государственной думы определялись Манифестом «Об учреждении Государственной Думы», регламентировавшим ее деятельность.
Компетенции: представительного органа власти включали:
- предварительное обсуждение законодательных инициатив,
- утверждение государственного бюджета,
- обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ.
Практическая деятельность парламентских институтов выразилась в работе Государственной Думы четырех созывов.
I созыв (27 апреля – 9 июля 1906 г.);
II созыв (20 февраля – 2 июля 1907 г.);
III созыв (1907 – 1912 гг.);
IV созыв (15 декабря 1912 г. - 27 февраля 1917 г.)
Рассмотрите:
а) состав, спектр политических партий и течений;
б) характер работы, обсуждаемые вопросы, особенности взаимодействия с правительством.
2. Понятие «думская монархия», или «третьеиюньская политическая система» означает государственный строй 1907 – 1917 гг., установившийся в России после выборов III Государственной думы.
Ее начало было положено принятием нового избирательного закона от 3 июня 1907 г., изменившего состав Думы в пользу крупных цензовых слоев.
Охарактеризуйте эволюцию политической системы 1907 – 1917 гг.
Обратите внимание, что российский парламентаризм характеризовался слабостью институтов и ограниченностью приемов и средств воздействия на власть и общество:
а) не существовало ответственности правительства перед Государственной Думой;
|
|
б) Государственный Совет, как верхняя палата парламента, сдерживал внутреннюю законодательную инициативу.
Подобное положение Думы в системе монархического правления не позволяет считать Россию конституционной монархией.
Вместе с тем, Государственная Дума стала политическим инструментом, позволившим реализовать комплекс реформ Витте-Столыпина; способствовала легализации различных политико-идеологических программ и распространению в России идей парламентаризма.
Литература:
1. Аронов Д.В. Законотворчество думских фракций. 1906 – 1917 гг. Документы и материалы // История государства и права. – 2007. - № 21.
2. Бородина О. Правая группа Государственного Совета в 1906–1917 гг. // Отечественная история. – 1998. – № 3.
3. Гайда Ф.А. Русские либералы в восприятии правящей бюрократии в период кризиса третьеиюньской системы (1911-1917 гг.) // Отечественная история. – 2007. - № 4.
4. Демин В.А. Государственная дума России (1906-1917): механизм функционирования. М., 1996.
5. Демин В.А. Соотношение Государственного Совета и Государственной думы в законодательном процессе начала XX века // История государства и права. – 2007. - № 3.
6. Иванов А.А. Депутаты правых фракций в Государственной думе: новые биографические сведения // Вопросы истории – 2010. - № 6.
7. Искендеров А.А. Российская монархия, реформа, революция // Вопросы истории. – 1993. – № 5,7.
8. Коковцев В.Н. Из моего прошлого: Воспоминания [министра финансов России], 1911 – 1919. – М., 1991.
9. Кудинов О.А. Государственные думы 3-го и 4-го созывов и последние попытки конституционной реформы монархического строя в России // История государства и права. – 2002. - № 6.
10. Кудинов О.А.Правовой статус Государственной Думы и Государственного Совета Российской империи 1906 – 1917 гг.: парламентские правление или псевдоконституционализм? // История государства и права. – 2004. - № 4.
11. Любиганковский С.В. Ремонтируемая вертикаль. Губернаторская реформа в планах правительства Николая II // Родина. – 2008. - № 7.
12. Медведев В.Г. Несостоятельность отечественного парламентаризма – одна из важных причин возникновения белого движения и гражданской войны в России 1917 – 1920 гг. // История государства и права. – 2000. - № 2, 3.
13. Медушевский А. Конституционная монархия в России // Вопросы истории. – 1994. – № 8.
14. Митрохина Н.В. История первой Государственной Думы Российской империи // История государства и права. – 2000. - № 1, 2.
15. Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской империи. - М., 1998.
16. Соловьев К. Думская монархия // Родина. – 2006. - № 12.
17. Швечкова О.А. Правовой статус депутата Первой Государственной думы // История государства и права. – 2007. - № 1.
18. Швечкова О.А. Учреждение Государственной Думы Российской империи (к столетию учреждения Государственной Думы) // История государства и права. – 2006. - № 11.
19. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. - М., 1996.
20. Шелохаев В.В. Российские либералы в годы первой мировой войны // Вопросы истории. – 1993. – № 8.