Дневной формы обучения
по специальностям:
Лечебное дело (060101); педиатрия (060103); стоматология (060201)
Составители:
М.В. Казьмина,
М.Н. Мякишев,
В.В. Асауляк
Кемерово 2015
УДК 94 (47) (075.32)
Рассмотрено и рекомендовано к печати на заседании кафедры истории и психологии…26 сентября 2014 г. протокол № 2
Рецензенты:
Ермоленко Л.Н. – доктор исторических наук, профессор кафедры археологии ФИиМО ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».
Макарчук С. В. - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории ФИиМО ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».
Казьмина М. В., д.и.н., Мякишев М.Н., к.и.н., Асауляк В.В. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по истории Отечества (IX – начало XXI вв.) студентам КемГМА дневной формы обучения по специальностям: «Лечебное дело» (060101); «Педиатрия» (060103); «Стоматология» (060201)[Текст]. - Кемерово, 2015. - 54 с.
Методические указания и планы семинарских занятий предназначены для организации самостоятельной работы студентов и подготовки их к аудиторным занятиям по дисциплине «История Отечества». Планы составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения и ориентированы на реализацию компетентностного подхода в обучении. Они содержат перечень тем и вопросов занятий, рекомендации по самостоятельной работе, список литературы и интернет ресурсов, тематику рефератов.
Пособие предназначено для студентов 1-го курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов Кемеровской государственной медицинской академии.
©М.В. Казьмина, М.Н. Мякишев, В.В. Асауляк, 2015
ВВЕДЕНИЕ
Планы семинарских занятий по истории Отечества составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.
Предмет дисциплины - отечественная история с древнейших времен до начала XXI в.
Структурнокурспостроен на основе проблемно-хронологического принципа. Отражены важнейшие периоды развития российской истории: древнейший и средневековье; новое и новейшее время.
Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях истории России.
Задачи дисциплины:
- подготовка студентов к личностному выбору своих мировоззренческих позиций и развитию творческих способностей;
- углубление и систематизация исторических знаний;
- формирование аналитического мышления;
- обучение студентов самостоятельности и критичности при оценке различных интерпретаций событий отечественной истории.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- сущность, формы и функции исторического знания;
- методы и источники изучения отечественной истории;
- периодизацию отечественной истории;
- современные концепции развития мирового исторического процесса, возникновения и развития цивилизаций;
- общие закономерности и национальные особенности становления и эволюции российской государственности;
- историю политических институтов российского общества;
- важнейшие события и явления; имена исторических деятелей, определивших ход отечественной истории;
- особенности экономического, социального и политического развития страны;
- программы преобразований страны на разных этапах развития, имена реформаторов.
Уметь:
- анализировать исторические факты, документы на основе научной методологии;
- выражать и обосновывать, опираясь на исторические документы, свою позицию по отношению к динамике социально-политических процессов в России;
- систематизировать исторические факты и формулировать аргументированные выводы.
Владеть:
- навыками научно-исследовательской работы;
- навыками работы с научно-исторической и публицистической литературой;
- навыками анализа и сопоставления, оценки информации из различных источников;
- навыками устного и письменного изложения своего понимания исторических процессов;
- способностью и навыками участия в дискуссиях и полемике.
Курс «История отечества» на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах рассчитан на 72 часа аудиторных занятий: лекции - 24 ч.; семинарские занятия - 48 ч. Итоговый контроль курса - зачет.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Результатом освоения дисциплины «История Отечества» должно стать формирование у студентов компетенций, обозначенных в рабочей программе по конкретной специальности.
Семинарские занятия – одна из форм учебного процесса, в рамках которой рассматриваются наиболее значимые и сложные вопросы. Их изучение позволяет лучше понять закономерности исторического процесса. Для освоения дисциплины студентам необходимо тщательно готовится к каждому семинару.
Подготовку к семинарскому занятию логично вести в следующей последовательности:
1. Ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами рефератов.
2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия.
3. Использовать учебники и учебные пособия, рекомендованные к курсу в качестве основной литературы. Затем следует ознакомиться с дополнительной литературой по теме и источниками.
4. На основе изученных материалов необходимо подготовить конспект, оформив соответствующие записи в тетради. При составлении конспекта нужно фиксировать наиболее важные положения источника, приводить необходимые рассуждения и доказательства. На полях полезно делать собственные замечания и размышления.
5. К каждому семинарскому занятию рекомендуются темы рефератов. Подготовку к ним следует начинать с составления плана, подбора материала. Продуктивно использовать разнообразную литературу: монографии, статьи в исторических журналах («Вопросы истории», «Российская история» и др.), а также в центральных и местных периодических изданиях и сети Интернет.
6. Защита реферата предполагает устное выступление на семинаре (7-10 минут) с изложением основных положений работы и выводов.
7. В целях активизации внимания аудитории студентам рекомендуется использовать средства визуализации:
а) иллюстрации;
б) презентации и т.п.
8. На семинарских занятиях студент должен:
а) принимать активное участие в обсуждении предложенных вопросов;
б) внимательно слушать выступления коллег;
в) уметь корректно отстаивать собственную точку зрения;
г) участвовать в дискуссиях по предлагаемым темам.
Тема 1. Введение. Теория исторического процесса (1 час)
План семинара
1. История России как наука. Предмет и объект истории. Источники отечественной истории.
2. Основные общеисторические методы и подходы в изучении истории.
3. Отечественная историография. Крупнейшие российские историки и их вклад в развитие исторической науки.
4. Факторы, повлиявшие на особенности исторического развития России. Основные функции истории.
По первому вопросу сформулировать ряд положений:
Ø Определение истории как науки;
Ø Цель исторической науки (целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик);
Ø Предмет (исторический процесс, т.е. общественное развитие в его конкретно-историческом проявлении) и объект истории (деятельность людей);
Ø Исторические источники (вещественные, письменные, изобразительные, фонические).
По второму вопросу уяснить:
Ø Понятие метода как способа изучения и познания предмета данной науки;
Ø Методологии, как учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности;
Ø Основные общеисторические методы (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный);
Ø Методы исторического познания (идеографический, ретроспективный, синхронный);
Ø Основные подходы к изучению истории (субъективистский, объективно-идеалистический, формационный, цивилизационный).
По третьему вопросу:
Ø Определение историографии;
Ø Выдающиеся историки России (С.М. Соловьев, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, С.Ф. Платонов и др.). Их вклад в изучение отечественной истории. Особенности советской историографии.
Ø
По четвертому вопросу:
Ø Факторы, повлиявшие на особенности исторического развития России:
o природно-климатический;
o геополитический;
o конфессиональный;
o социальной организации.
Ø Функции истории:
o воспитательная;
o прогностическая;
o познавательная;
o социальной памяти;
o практически-рекомендательная.
Темы рефератов:
1. В.О. Ключевский, как выдающийся историк России.
2. Научная деятельность Н.М. Карамзина.
3. Н. И. Костомаров и его видение истории.
4. Особенности русского характера.
Литература (основная):
1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие для бакалавров/ М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Предисловие. Введение.
2. История России: Учебник/ А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. – Введение.
Литература (дополнительная):
1. Гуськов А.Г. Тихонов В.В. II Всероссийская научно-практическая школа-конференция молодых ученых «История России с древнейших времен до XXI в.: проблемы, дискуссии, новые взгляды»/ Российская история. 2013. № 6.
2. Медушевский А.Н. История как наука и профессия: журнал «Российская история» за пять лет (2007-2012) /Российская история. 2012 - №4.
3. Поляков Ю.А., Щербань Н.В. История и политика: суждения В.О. Ключевского /Российская история. 2013 - №2.
4. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.
5. Карамзин Н.М. История государства Российского/ Н.М. Карамзин - любое издание.
6. Ключевский В.О. Курс русской истории/В.О. Ключевский - любое издание.
7. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей /Н.И. Костомаров - Любое издание.
8. Соловьев С.М. История России с древнейших времен/С.М. Соловьев - М., 1988.