double arrow

Тема 10. Российская империя во второй половине XIX в.

(1 занятие-2 часа)

План семинара

1. Александр II. Реформы 1860 – 1870-х гг. Внутренняя политика Александра III.

2. Идейная борьба и общественное движение во второй половине XIX в. (консерваторы, либералы и радикалы).

3. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

По первому вопросу:

Ø Крестьянская реформа 1861 г. Причины отмены крепостного права:

o кризис феодально-крепостнической системы;

o рост антикрепостнических выступлений и настроений в обществе;

o военно-техническая отсталость России;

Ø Значение и оценка реформы.

Ø Рассмотреть реформы Александра II:

o земская (1864 г.). Распорядительные и исполнительные органы на местах. Функции земств;

o городская (1870 г.). Распорядительные и исполнительные органы в городах.

o судебная (1864 г.). Общие и мировые суды;

o реформы в сфере образования (1863 г.) и печати (1865 г.);

o военная (1874 г.).

Ø Контрреформы Александра III (в сфере местного управления, образования, печати; в области судопроизводства).

По второму вопросу:

Ø Три направления общественного движения России второй половины XIX века:

o консервативное (К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой и др.);

o либеральное (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.);

o радикальное (народничество, основные течения и их лидеры: бунтарское (М. Бакунин) пропагандистское (П. Лавров), заговорщическое (П. Ткачев); организация «Земля и воля». Марксистское направление. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП).

По третьему вопросу:

Ø Борьба России за пересмотр Парижского трактата заключенного по итогам Крымской войны.

Ø Присоединение Средней Азии к России.

Ø Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Ø Русско-французский союз 90-х гг. XIX века.

Темы рефератов:

1. Исторический портрет Александра II.

2. Исторический портрет Александра III.

3. Значение реформ Александра II.

4. Продажа Аляски в 1867 г.

5. Достижения науки и культуры в России во второй половине XIX в.

Литература (основная):

1. История России: учебное пособие для бакалавров по дисциплине «Отечественная история» для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей/М. Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – Раздел III, глава 13.

2. История России: учебник/А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – Глава 23-26.

3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник/А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012. – Раздел IV, главы 4-6.

Литература (дополнительная):

1. Александров Н.М. Сколько крестьянину нужно земли? (К вопросу о норме крестьянского надела в пореформенной России)//Российская история. – 2012. – № 5.

2. Богатырёва О.Н. Губернская администрация и земское самоуправление. Вторая половина XIX – начало ХХ века // Вопросы истории – 2004. – № 8.

3. Данилов Д.Д. М.Т. Лорис-Меликов: карьера «парадоксального диктатора»//Вопросы истории. – 1998. – № 11-12.

4. Зимин И.В. Рождение политического терроризма в России: покушение на Александра II//История в подробностях. – 2012. – № 12.

5. Иванов А.Е., Кулакова И.П. Русская профессура на рубеже XIX-XX вв./Российская история. 2013 – №2

6. Левандовский А. Бомбисты // Родина. – 1996. – № 4.

7. Монякова О.А. Церковь, земство и организация начального образования в провинции//Российская история. – 2013. – № 2.

8. Шелохаев В.В. А.Е. Иванов. Мир российского студенчества. Конец XIX – начала XX века//Вопросы истории. – 2012. – № 2.

Тема 11. Российская империя в начале ХХ века

(2 занятия - 4 часа)

План семинара

1. Социально-экономическое развитие России.

2. Революция 1905-1907 гг. Реформа П.А. Столыпина.

3. Становление многопартийности и парламентаризма в России.

4. Россия в первой мировой войне. Нарастание общественно-политического кризиса в стране.

По первому вопросу:

Ø Дать характеристику экономического развития России начала XX века в ряде отраслей:

o сельское хозяйство;

o промышленность;

o финансы и торговля;

o транспорт;

o место России в мире по промышленному производству и национальному доходу и другим базовым позициям (валовые и душевые показатели);

o особенности экономического развития (высокий темп; догоняющий характер развития; лидерство государства и его высокая доля в экономике; многоукладность; влияние иностранного капитала и т.п.).

Ø Проанализировать основные изменения в социальном строе:

o крестьянство;

o мещанство и духовенство;

o дворянство;

o буржуазия;

o пролетариат;

Ø Показать влияние многоукладности экономического развития на социальный состав;

По второму вопросу:

Ø Первая русская буржуазно-демократическая революция:

o причины;

o этапы развития (9 января 1905 г.-сентябрь 1905 г.; октябрь-декабрь 1905 г.; январь 1904 г. - 3 июня 1907 г.);

Ø Реформа Столыпина:

o система мер, связанных с разрушением общинного землевладения;

o формирование слоя крестьян-собственников, ведущих самостоятельное хозяйство;

o широкое переселенческое движение;

o строительство сельских школ, повышение образовательного уровня крестьян;

o реорганизация системы управления государством, в том числе местного;

o введение всеобщего начального обучения;

o итоги реформы.

По третьему вопросу:

Ø Дать характеристику первых политических партий:

o РСДРП (большевики и меньшевики);

o эсеры;

o либералы («Союз 17 Октября»; «Конституционные демократы»);

Ø Государственная дума России (1-3 созывы). История создания и деятельности:

o характеристика состава;

o актуальные проблемы, выносимые на обсуждения;

o результативность работы.

Ø Подвести итоги революции 1905-1907 гг. и охарактеризовать ее значение.

По четвертому вопросу:

Ø Первая мировая война и Российская империя:

o причины вступления России в войну;

o ход военных действий (до февраля 1917 года).

Ø Обострение социально-экономической и политической обстановки в стране в 1914-1917 гг.

o резкое снижение уровня жизни населения;

o усиление стачечного движения;

o падение авторитета царской власти.

Темы рефератов:

1. П.А. Столыпин: политический портрет.

2. Деятельность политических партий в I и II Государственной Думе.

3. России в первой мировой войне.

4. Русско-японская война.

5. С. Ю. Витте - российский реформатор.

Литература (основная):

1. История России: учебное пособие для бакалавров по дисциплине «Отечественная история» для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей / М. Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – Раздел IV, глава 15-16.

2. История России: учебник/А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – Глава 27-30.

3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012. – Раздел IV, глава 7-9.

Литература (дополнительная):

1. Базанова О. Трагедия упущенных возможностей: реформатор Столыпин П.А.//Наука в России. – 2007. – № 5.

2. Варфоломеев Ю.В. Кульминация эсеровского террора: «В лице доброго Плеве я потерял друга и незаменимого министра внутренних дел…»//История в подробностях. – 2012. - № 12.

3. Гиндин, И.Ф. Государство и экономика в годы управления С.Ю. Витте//Вопросы истории. – 2007. – № 4.

4. Куликов С.В. Император Николай II как реформатор: к постановке проблемы//Российская история. – 2009. – № 4.

5. Нефедов С.А. Истоки 1905 года: «революция извне»?//Вопросы истории. – 2008. – № 1.

6. Пушкарева И.М. Была ли альтернатива у «кровавого воскресенья»? (К 100-летию революции 1905-1907 гг. в России)//Отечественная история. – 2005. – № 5.

7. Реформы и реформаторы: 100 лет столыпинской реформе//Родина. – 2006. – № 12.

8. Сахаров А.Н. Размышления о русско-японской войне 1904-1905 гг.//Вопросы истории. – 2007. –№ 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: