(2 занятия - 4 часа)
План семинара
1. Февраль 1917 г. Альтернативы развития страны в период от февраля к октябрю 1917 г.
2. Октябрь 1917 г. Формирование новых органов власти.
3. Гражданская война в России. Политика военного коммунизма.
4. Образование СССР.
По первому вопросу:
Ø Проанализировать основные группы противоречий, приведших к революции:
o объективного характера (между городом и деревней; центром и окраинами; русскими и инородцами; государством и личностью);
o противоречия, связанные с нерешенностью модернизационных задач (сохранение помещичьего землевладения, незавершенность индустриализации, отсутствие у буржуазии политической власти и т.д.);
o противоречия временного «конъюнктурного» плана (неудачи на фронте, огромные военные расходы, социальные лишения и т.д.).
Ø Раскрыть ход событий февраля- марта 1917 г.;
Ø Дать определение и время существования сложившейся системы «двоевластия»;
Ø Показать каковы были основные альтернативы развития страны от февраля к октябрю 1917 г. (реформаторская и радикальная);
Ø Охарактеризовать состав Временных правительств, их деятельность, причины кризисов;
Ø Обратить внимание на то, какие основные партии действовали в России, какова была их позиция по центральным вопросам того времени (власть, мир, выход из кризиса, аграрный вопрос).
По второму вопросу:
Ø Охарактеризуйте события сентября-октября 1917 г.;
Ø Объясните причины прихода к власти большевиков;
Ø Система управления Советской власти и ее первые мероприятия;
Ø Оценки событий октября 1917 г. в историографии (социалистическая революция, открывшая путь всему миру к социализму; рабоче-крестьянская, демократическая революция, конечная цель которой – переход от капитализма к социализму; военный переворот большевиков в союзе и при опоре на матросов и солдат; заговор, захват власти кучкой большевистских лидеров и др.).
По третьему вопросу;
Ø Дать определение понятию «гражданская война» и обозначить ее хронологические рамки;
Ø Проанализировать причины гражданской войны, вытекающие из комплекса противоречий, связанных с разгоном Учредительного собрания и формированием однопартийной системы, заключением Брестского мира, политикой большевиков в сфере промышленности, банков, аграрном вопросе, в отношении церкви и т.д.;
Ø Иностранная интервенция: состав, цели и действия;
Ø Сравнить силы, программы, действия белых и красных в период гражданской войны;
Ø Сформулировать, что такое военный коммунизм;
Ø Обратить внимание на хронологию, причины (объективные и субъективные), меры военного коммунизма;
Ø Объяснить причины победы красных в гражданской войне;
Ø Охарактеризовать потери страны от гражданской войны и осмыслить ее уроки.
По четвертому вопросу выяснить:
Ø Причины образования СССР;
Ø Суть дискуссии среди руководства страны о создании союзного государства (план автономизации; план союзного государства);
Ø Какие республики и когда первыми вошли в состав СССР;
Ø Значение создания Союза СССР.
Темы рефератов:
1. Ленин и его роль в событиях 1917-1920 гг.
2. Керенский - глава Временного правительства.
3. Лидеры белого и красного движения.
Литература основная:
1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие для бакалавров/ М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Раздел IV, глава 16,17.
2. История России с древнейших времен до наших дней: И90 учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2012. – 768 с. Раздел IV, глава 9, параграф 5; Раздел V, глава 1, 2.
3. История России: Учебник/ А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – Главы 31, 32.
Литература (дополнительная):
1. Аксенов В.Б. Война и власть в массовом сознании крестьян в 1914-1917 гг.: архетипы, слухи, интерпретации//Российская история. – 2012 – №4.
2. Давыдов А.Ю. Проигранная война красных: нелегальная экономика 1917-1920 гг.//Вопросы истории. – 2013. – №11.
3. Исхаков С.М. Генерал А.М. Коледин. Фронтовые письма 1915-1917 гг.//Вопросы истории. – 2012. – № 11.
4. Письма ротмистра лейб-гвардии Уланского полка А.В. Поливанова родным (октябрь 1916-май 1917 г.). Публикацию подготовил В.Н. Кузнецов.//Вопросы истории. – 2012. – № 9.
5. Прайсман Л.Г. Чехословацкий корпус в 1918 г.//Вопросы истории. – 2012. – № 5,6.
6. Репников А.В. – И.Н. Гребенкин Русский офицер в годы мировой войны и революции. 1914-1918 гг.//Вопросы истории. – 2012. – № 2.
7. Репников А.В. – Р.Г. Гагкуев. Белое движение на Юге России. Военное строительство, источники комплектования, социальный состав. 1917-1920 гг.// Вопросы истории. – 2013. – №4
8. Сенявская Е.С. – В.Л. Кожевин Российское офицерство и Февральский революционный взрыв//Российская история. – 2013 – №5.
9. Тютюкин С.В. Александр Керенский. Страницы политической биографии (1905-1917 гг.) //Российская история. – 2013 – №4.
10. Фельдман М.А. Гражданская война в России: две проблемы в историографии//Вопросы истории. – 2012. – № 2.
11. Фельдман М.А. Рабочие Урала в составе Красной и Белой армий//Вопросы истории. – 2013. – № 9.
12. Энтин Дж. К истолкованию русской революции 1917 г.//Вопросы истории. – 2012. – № 8.
13. Юдин Е.Е. Император Николай II в восприятии русской аристократии. 1894-1914 гг.//Вопросы истории. – 2014. – №3.






