Методические указания и справочные сведения

Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транст портных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транс­порт использовался для вывоза похищенного, быстрого перемещения преступников, потерпевших, трупов и т.д.

По следам ходовой части и выступающих узлов, по отделившимся деталям и частям возможно отождествление транспортного средства (установление его групповой принадлежности). Наряду с этим изуче­ние таких следов позволяет восстановить механизм происшедшего со­бытия: определять направление и скорость движения, место, угон и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.

Наибольшее криминалистическое значение имеют следы колес ав­томобильного транспорта.

В зависимости от состояния колес в момент следообразования раз­личаются следы качения и скольжения. Первые — результат поступа­тельно-вращательного движения, вторые образуются при пробуксовке или полной блокировке колес при торможении.

Следы качения сходны по механизму образования со статическими следами: каждая деталь рельефа шины оставляет свой отпечаток. Правда, вследствие поступательного движения наблюдается некоторая деформация, когда грунтозацепы, выходя из следа, сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает промежутки между выступами.

Следы колес автотранспорта бывают поверхностными и объемны­ми. Первые — это следы наслоения (машина преодолела загрязненный участок, а затем пошла по сухому асфальту) и отслоения. Объемные следы образуются из-за остаточной деформации грунта и передают не только трехмерную копию беговой части протектора, но и отчасти его боковые поверхности.

По следам ходовой части определяют направление и режим движе­ния (торможения, пробуксовки, остановки); вид и модель шины, а не­редко проводят и идентификацию автомобиля. Выяснение вида (моде­ли) транспортного средства и направления движения необходимо для его поиска.

Осматривая следы ходовых частей транспорта необходимо заме­рить и подробно описать беговую дорожку (след протектора), колею и базу. По этим параметрам отличаются виды и модели транспорта.

Колея — это расстояние между одноименными точками колес (пра­вым и левым), находящимися на одной оси транспортногсг^редства. В следах автотранспорта обычно отображаются задние колеса К3, кото­рые полностью или частично перекрывают отпечатки передних колес Кп. Переднюю колею можно замерить на повороте.

Размеры (беговую дорожку) измеряют на участке с четким отобра­жением рисунка. Отобразившийся в следе рисунок протектора (конфи­гурация, локализация и размеры грунтозацепов) фотографируют, а все элементы замеряют и фиксируют в протоколе.

База — это расстояние между передней и задней осью. Базу можно измерить, если транспорт находился в статистическом состоянии или делал разворот с применением заднего хода. Затем, пользуясь справоч­ником, определяют, какому автотранспортному средству соответству­ют такие ширина колеи, база и модель протектора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: