Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

Семинарское занятие является важной формой учебной работы, требующей от слушателя тщательной подготовки. Для того, чтобы хорошо подготовиться к семинару, слушатель должен ясно представлять себе цели и задачи занятия. Семинарское занятие нельзя рассматривать только как повторение и закрепление материала, изложенного на лекции или в учебнике. Задачи семинара не сводятся также к проверке усвоения курсантами курса истории государства и права.

Главная цель семинара - путем коллективного обсуждения источников и рекомендованной литературы содействовать углубленному изучению наиболее сложных и важных вопросов курса. Поэтому семинарские занятия не повторяют, а дополняют, углубляют и закрепляют материал лекционного курса и учебной литературы.

Обязательным условием семинарского занятия является предварительное тщательное изучение слушателями рекомендованных памятников истории государства и права (сборников законов и норм обычного права, конституций различных стран и т.п.). Это дает слушателю возможность получить наиболее полное представление о содержании источников и с этими конкретными знаниями подойти к материалам учебников и учебных пособий. Следовательно, семинарское занятие представляет собой такую форму учебной работы, которая вырабатывает у слушателя умение самостоятельного разрешения вопросов и критическое отношение к литературе.

План семинарского занятия указывает тему, порядок ее рассмотрения и необходимую литературу, разделенную на источники, учебную и дополнительную литературу. Основой для работы на семинаре являются памятники истории государства и права. Анализ текста таких памятников дает возможность усвоить содержание норм права, его отдельных институтов, механизма государства, организацию отдельных государственных учреждений, получить представление об общественном строе той или иной страны и т.д., что необходимо для ответа на вопросы, поставленные в плане занятия. В заданиях к семинарам подобные нормативно-правовые акты, обязательные для тщательного рассмотрения, указаны в разделе «Источники». Они должны быть законспектированы слушателем в отдельной тетради.

Самостоятельная подготовка слушателя к семинару должна заключаться в следующем: прежде всего, нужно просмотреть конспект соответствующей лекции и материал учебника, относящийся к данной теме (указанный в разделе «Учебники и учебная литература»). Затем в соответствии с планом семинарского занятия следует приступить к изучению источников. Сплошного конспектирования источников не требуется. Целесообразно делать лишь выписки, заметки, относящиеся к поставленным в семинарском задании вопросам. Иногда необходимо сгруппировать рекомендованные статьи или параграфы источника, выделить в нем структурные единицы и т.п. Таким образом, при конспектировании слушатель должен не просто механически переписать в тетрадь текст (или часть текста) правового памятника, а пропустить его вначале через свое сознание, осмыслить, проанализировать, отделить главное от второстепенного, и только после этого начинать конспектирование.

В тетради для конспектов нужно оставлять большие поля, куда выписываются незнакомые термины, встречающиеся в тексте, а также их определения; на полях делаются различные пометки, уточнения, на них же заносится то новое, что слушатель узнал по конкретному вопросу на семинаре. Следовательно, конспектирование должно заключаться в сжатом изложении основных мыслей и фактов; работа над конспектом должна продолжаться при повторном чтении учебной и дополнительной литературы, а также на семинаре.

При чтении и конспектировании нужно обратить внимание на увязывание двух моментов: фактов и их объяснения. Факты – это те кирпичики, из которых создается здание историко-юридической науки. Без фактов нет и не может быть научной истории. Факты – это сама объективная действительность, выраженная в той или иной форме, в тех или иных явлениях. Но знания только исторических фактов мало. Их нужно уметь обобщить и объяснить, уяснить их место в историческом процессе. Поэтому усвоение только голых фактов, без умения их объяснить, равно как и усвоение только общих положений, без знания исторических фактов, является серьезным недостатком, присущим подчас подготовке слушателей. Этот недостаток во многом будет преодолен, если слушатель ознакомится с дополнительной литературой, рекомендуемой к семинару. В процессе семинарского занятия слушатели освещают отдельные вопросы темы и дополняют выступления своих товарищей; учатся формулировать и обосновывать решение конкретных вопросов, заданных проблемной ситуацией, защищать и отстаивать свое мнение в товарищеском обсуждении. Заключение преподавателя, новые данные, полученные в ходе семинара, следует внести в записи, сделанные слушателем в период самостоятельной подготовки к занятию.

Одна из задач семинара – знакомить слушателя с понятийным аппаратом юриспруденции, научить его не только ориентироваться во множестве специальных определений, но и оперировать юридическими терминами и понятиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: