Далее приведены разъяснения по каждому виду самостоятельной работы и даны рекомендации по ее выполнению, а также требования к подготовке и сдаче отчета и сроки сдачи отчета.
1 Аналитическая обработка текста
План - это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала.
Возможны два способа работы: или составить сначала краткий простой план и затем, вновь читая текст, написать сложный, подыскивая детализирующие пункты, или сразу разработать подробнейший простой план, а далее преобразовать его в сложный, группируя пункты под общими для них заголовками.
Можно более рационально подойти к составлению плана: записывать пункты плана с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для последующего совершенствования его. Составляя план при чтении текста, прежде всего, старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывком давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен поворота содержания, уточните формулировки. Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией. Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки. Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.
|
|
Выписки. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников. Они могут служить подспорьем для более сложных видов записей, таких гак тезисы, конспекты.
Выписки можно составлять в гибкой форме, которая облегчала бы их накопление, изменение, а также подбор по какому-либо признаку или принципу.
Выписки делайте после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом. Не старайтесь «обильно» автоматически выписывать цитаты взамен творческого освоения и анализа текста.
Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора, слагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, старайтесь, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами. Яркие и важнейшие места приводите дословно. Записывая цитаты, заключайте их в кавычки, оберегайте текст от искажений. Но если выписки делаются из одного и тоге же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. В этом случае все свои мысли излагайте на полях тетради, строго отделяя от цитируемого текста. Цитата, вырванная из текста, ч icto теряет свой смысл, поэтому не обрывайте мысль автора.
|
|
Тезисы - краткое изложение содержания главы, раздела книги, статьи и т.д. Тезисы позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада, то процесс их составления, в свою очередь, дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует ею понимание.
Тезисы принято подразделять на: основные, простые, сложные.
Простые тезисы (иногда их записывают в виде цитат) обнаруживаются при первоначальном ознакомлении с текстом, а основные можно составить лишь при уяснении сути и направленности источника в целом.
Основные тезисы часто создаются на базе простых, путем их обобщения, переделки и исключения как второстепенных.
Существенную помощь при написании тезисов оказывает предварительно составленный план, который полезно приложить к тезисам.
Если тезисы составляются к пунктам сложного плана, то главным пунктам могут соответствовать основные тезисы, подпунктам - простые тезисы.
При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность. Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы. Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делайте ссылки ни страницы или шифры вкладных листов). По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте.
Конспект - это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.
Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).
Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделите информационно значимые места текста. Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала. Составьте план текста - он поможет вам в логике изложения группировать материал. Выделите в тексте тезисы и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.
Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает...», (раскрывает...»). Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях. Текст автора оформляйте как цитату и указывайте номер страниц. В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку.
Доклад - вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных с занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить. При написании доклада по заданной теме следует составить план, подобрать основные источники. Работая с источниками, следует систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения. К докладу по крупной теме привлекается несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления. В учебных заведениях доклады содержательно практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачетной работой.
Реферат (от лат. refero - сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
|
|
При написании реферата рекомендуется обратить особое внимание на его структуру, которая должна раскрывать логическую последовательность рассматриваемых вопросов (от общего к частному) и их четкое изложение. Каждый раздел реферата сопровождается необходимыми рисунками, схемами, таблицами и содержит в заключении краткие выводы.
Структурно реферат должен включать следующие разделы:
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Введение
4. Основную часть
5. Заключение
6. Список используемой литературы
7. Приложение (если необходимо)
Содержание включает наименование всех разделов, подразделов с указанием номера начальной страницы.
Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).
Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).
Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).
Список литературы должен содержать расположенный по алфавиту перечень использованных в процессе работы источников. Следует давать полные сведения об источнике. Перечень используемых источников может включать ссылки на электронные адреса Internet, а также нормативные документы и отчетность предприятий.
Требования к оформлению реферата:
1 реферат следует оформлять на листах писчей бумаги формата А4 (210x297 мм) с одной стороны, а затем сшитых или сброшюрованных для каждого студента или бригады.
2 реферат выполняется рукописным способом пастой синего цвета, четко и аккуратно (в соответствии с СТП 1) или с применением печатающих устройств вывода ЭВМ (ПК)
3 объем реферата может колебаться в пределах 15 печатных страниц, все приложения к работе не входят в ее объем.
|
|
4 Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
5 Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. Критерии оценки реферата:
Актуальность темы исследования.
Соответствие содержания теме.
Глубина проработки материала.
Правильность и полнота использования источников.
Соответствие оформления реферата стандартам.
Сроки сдачи
Реферат должен быть сдан не позже последнего занятия по дисциплине. В случае, если реферат не зачтен, необходимо устранить замечания. Исправления следует выполнять на отдельных листах. Исправленный вариант реферата сдается повторно вместе с первоначальным и списком замечаний преподавателя.
2 Отчет по лабораторным и практическим занятиям
Прежде чем приступить к выполнению лабораторного и практического занятия, необходимо: тщательно изучить содержание работы и порядок ее выполнения; повторить теоретический материал; подготовить таблицы для занесения результатов наблюдений и вычислений.
Работы выполняются в лабораториях кафедры в часы занятий по расписанию.
Лабораторные работы выполняются бригадами, обычно из 5 человек. В процессе работы каждый член бригады выполняет определенные обязанности. В последующих работах эти обязанности должны меняться так, чтобы каждый член бригады смог приобрести навыки по различным видам работ лабораторного исследования. При завершении работы студенты составляют письменный отчет о выполнении работы.
Требования к отчетам по лабораторным и практическим занятиям
1 Отчеты по лабораторным и практическим занятиям следует оформлять на листах писчей бумаги формата А4 (210x297 мм) с одной стороны, а затем сшитых или сброшюрованных для каждого студента или бригады.
2 Отчет выполняется рукописным способом пастой синего цвета, четко и аккуратно (в соответствии с СТО) или с применением печатающих устройств вывода ЭВМ (ПК).
3 Чертежи, схемы, рисунки и таблицы следует выполнять карандашом, по линейке (при ручном вычерчивании) в соответствии с СТО.
4 Ответы на контрольные вопросы прописываются в отчете и могут быть оформлены как на занятии, аудиторно, так и дома, внеаудиторно.
5 Отчет по каждой работе должен содержать:
- наименование работы;
- цель работы;
- основное оборудование (приборы);
- схемы (чертежи, рисунки);
- таблицы измерений, расчетов;
- расчеты;
- графический материал (графики, характеристики, диаграммы);
- анализ полученных данных и выводы по работе;
- ответы на контрольные вопросы.
Критерии оценки
Наличие отчета с правильно и аккуратно выполненными записями, таблицами, рисунками, чертежами, графиками, вычислениями и выводами.
Степень самостоятельности студента при выполнении работы.
Четкость проведения опыта в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
Соблюдение требований безопасности труда. Соответствие оформления реферата стандартам. Знание студентом ответов на контрольные вопросы.
Лабораторная работа засчитывается, если отчет соответствует предъявляемым требованиям, и если студент ответил на вопросы преподавателя. При этом студент должен знать устройство и принцип работы объекта исследования, назначение всех элементов схемы и понимать физические процессы, объясняющие полученные результаты, а также уметь объяснить порядок действий при выполнении любого эксперимента в лабораторной работе.
Сроки сдачи
Отчет должен быть сдан не позже последнего занятия по соответствующему разделу.
3 Компьютерная презентация
Сегодня с учетом требований ФГОС современный специалист должен:
1. самостоятельно осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
2.использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
3.самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития; заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Таким образом, возрастает роль самостоятельной работы студентов, связанное с получением знаний с использованием информационных технологий.
Информационные технологии в образовании - это не просто средства обучения, а качественно новые технологии в профессиональной подготовке будущих конкурентоспособных специалистов. Они позволяют существенно увеличить творческий потенциал студентов, повысить производительность в самом широком смысле слова и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины
Правила оформления компьютерных презентаций
Многие дизайнеры утверждают, что законов и правил в дизайне нет. Есть советы, рекомендации, приемы.
Правила шрифтового оформления:
1.Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);
2. Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.
3.Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.