Уровень парадигмы и мировоззрения.
Когнитивные вопросы: «Каков мир?», «Каково мое место в мире?».
Это уровень высшей интеграции опыта.
На пятом логическом уровне внимание еще распределено между внешним и внутренним пространством, но более обращено вовнутрь, к скрытому пока, но уже ощущаемому ядру личности. Внешнее же воспринимается через внутреннее, через целостные представления карты. На базе близкого ядра или подлинного Я происходит синтез всех карт в целостное представление о мире, в целостное мировоззрение, которое неизбежно включает и позиционирование самого себя среди феноменов Вселенной.
Вербальная активность весьма затруднена, поскольку структура языка уже плохо обслуживает топологию этого уровня - многомерность, погруженную в некое универсальное бесконечномерное пространство, которое мы будем, не вдаваясь пока в математические подробности, называть Универсальным объемом. Характерны высказывания, связывающие внешние феномены, воспринимаемые как универсальные категории, с внутренними структурными ощущениями: «Огненный шар, сформировавшийся в нижней части моего живота, поднимается вверх и имеет окраску: сначала он, как закатное солнце, затем, как солнце в полдень, и наконец, как солнце на рассвете», «Я чувствую, как нечто струится во мне, от макушки вниз - это похоже на родник, согретый летним полднем», «Я знаю, какую цену плачу за это состояние гармонии и покоя» и т. д. Телесное состояние характеризуется признаками глубокого транса, все внешние проявления замирают; тело воспринимается как единая цельная структура, почти кристаллическая, полностью связная и взаимозависимая - на этом фоне становятся видны все ее изъяны, разрывы, асимметрии.
Единые и доселе несвязные карты объединяются в единую картину, космограмму, которая позволяет сортировать, оценивать и синтезировать новые карты. Если космограмма проработана, мы говорим: «Это - цельный человек», «У этого человека целостное мировоззрение». Отражение и отреагирование предельно сближаются, превращаются практически в единое целое, база их взаимодействия - это почти исключительно внутренняя деятельность. Внешние действия сдержанны, но точны и быстры. Это уровень абстрагирования и обобщения.
Шестой логический уровень.