Сущность и способы международной торговли услугами

Под услугой принято понимать такую деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель.

На рубеже ХХ – ХХI веков исключительно быстро развиваются новые формы МЭО, и, прежде всего международная торговля услугами, на долю которой приходится 30 % всего объема международных связей.

Быстрый рост сферы услуг происходит потому, что во многих странах мира достигнуты относительно высокие темпы экономического роста, производительности труда и высокий уровень жизни населения. Немаловажной причиной является и научно-технический прогресс, углубивший процесс разделения труда, что привело к образованию новых видов деятельности и. прежде всего в сфере услуг.

Таким образом, международная торговля услугами превратилась в специфическую форму международных экономических связей по обмену услугами между субъектами мирового хозяйства. Многие услуги, поступающие в международный оборот, включаются в экспорт – импорт товаров, а их стоимость составляет значительную долю стоимости товара.

Выделяют четыре способа международной торговли услугами:

1. Трансграничная – покупатель и продавец услуги не перемещаются через границу, а перемещается услуга, например консультации;

2. Потребление услуги за границей, т.е. когда потребитель услуги пересекает границу, например, учеба, лечение;

3. Потребление и предоставление услуги происходит в одной стране, т.е. услуга и ее потребитель границу не пересекают, например, международный лизинг;

4. Присутствие лиц, предоставляющих услугу, например, приезд иностранного специалиста для выполнения конкретной работы.

Все многообразие услуг можно объединить в три блока:

Первый – услуги, связанные с инвестициями, например, финансовые, туристические и др.;

Второй – услуги, связанные с торговлей, например, сопровождение грузов, транспортные услуги, хранение груза и др.

Третий – услуги, связанные и с торговлей и с инвестициями, например, услуги связи, инженерно-консультационные, информационные и др.

Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Вследствие этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.

Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с другими формами международных экономических отношений и, прежде всего, с международной торговлей товарами. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием.

Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых услуг.

Международная торговля услугами также тесно взаимосвязана с международным движением капитала, перемещением рабочей силы и вообще не мыслима без транспортных, банковских, информационных и прочих услуг. В сою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы и других стимулирует развитие мирового рынка услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: