Особенности взаимоотношений РФ с некоторыми международными экономическими организациями (МЭО)

Среди форумов, оказывающих непосредственное влияние на деятельность ВТО и формирующих повестку дня переговоров на современном этапе, занимают важное место конференции министров стран-членов ВТО. Особо отмечают четвертую министерскую конференцию, прошедшую в Дохе (Катар) в 2001 году. Она официально открыла новый раунд многосторонних торговых переговоров, в котором значительное место заняло обсуждение международной торговли услугами (финансовые услуги, меры по либерализации телекоммуникаций связи, сокращение уровня протекционизма в сфере торговли сельхозпродукцией и т.д.).

Тенденция либерализации международной торговли услугами наиболее ярко проявилась в заключении в рамках ГАТТ в 1994 году Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Разработка соглашения проходила в течение почти 20 лет и представляла собой сложный поиск компромисса между многими странами с разными интересами в этом специфическом секторе торговли.

Основными обязательствами стран-членов ВТО в соответствии с ГАТС являются:

1) взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле услугами (за некоторыми временными и другими исключениями);

2) взаимное предоставление национального режима в отдельных секторах торговли услугами и по каждой форме их поставок, которые определяют сами участники Соглашения;

3) развитие процесса либерализации торговли услугами в дальнейшем;

4) обеспечение гласности в отношении национального регулирования торговли услугами;

5) создание ряда национальных административных органов, необходимых для функционирования ГАТС (предоставление информации, осуществление контактов, разрешение споров).

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) создана в 1962 году по решению ЭКОСОС ООН. Инициатором создания были развивающиеся и социалистические страны с целью восполнения недостатка внимания к торговым проблемам третьего мира.

Задачи ЮНКТАД: содействие развитию мировой торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного взаимовыгодного сотрудничества; выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений; участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли.

В структуре ЮНКТАД 6 комитетов, специализирующихся на основных направлениях ее деятельности: комитеты по сырьевым товарам; готовым изделиям и полуфабрикатам; по морским перевозкам; по «невидимым» статьям торговли; финансированию и кредитованию международной торговли; по преференциям; по коммерческой передаче технологий. Особой сферой деятельности ЮНКТАД является контроль за деятельностью международных корпораций.

Международная торговая палата (МТП) была создана в 1922 году и играет в целом дополняющую и вспомогательную роль. Она издает сборники международных коммерческих терминов («ИНКОТЕРМС»), распространяет обычаи, правила и нормы международной торговли, а также выполняет роль посредника в установлении контактов между торговцами и предпринимателями разных стран и их торгово-промышленными палатами.

Вторая группа организаций, специализирующихся на регулировании международной торговли отдельными видами товаров, включает в себя:

ОПЕК – Организация стран-экспортеров нефти;

МОПЭМ – Международная организация производителей и экспортеров металлов;

АПЕФ – Ассоциация стран-экспортеров железной руды;

СИПЕК – Организация стран-экспортеров меди;

ЕОУС – Европейская организация угля и стали;

МОКК – Международная организация по какао;

МОК – Международная организация по кофе;

МОНК – Международная организация по натуральному каучуку;

МОС – Международная организация по сахару и др.

Среди институтов национального регулирования международных валютно-финансовых отношений ведущая роль принадлежит МВФ и учреждениям МБ (Мирового банка).

Международный Валютный Фонд – межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи в случаях валютных затруднений, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Он учрежден на Бреттон-Вудской Международной валютно-финансовой конференции ООН, приходившей с 1 по 22 июля 1944 года, свою практическую деятельность начал с 1 марта 1947 года. Конференция приняла статьи Соглашения о МВФ, которое стало его Уставом и вступило в силу 27 декабря 1945 года.

Деятельность МВФ направлена на обеспечение мирового экономического роста и поддержание мировой экономической стабильности через содействие странам-членам в разработке и реализации эффективной национальной экономической политики.

В функции МВФ входит:

– поддержание общей системы расчетов и системы расчетов по специальным правам заимствования (СДР – special drawing rights, SDR);

– наблюдение за состоянием международной валютной системы;

– содействие стабильности обменных курсов валют и упорядоченных валютных взаимоотношений;

– предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов;

– пополнение валютных резервов стран-членов путем распределения СДР;

– предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.

Каждое государство, вступая в члены МВФ, вносит определенную сумму денег – подписную квоту, которая оценивается и пересматривается каждые 5 лет. Семь постоянных членов Исполнительного совета назначаются государствами-членами, имеющими в фонде наибольшие квоты (США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Китай, Саудовская Аравия), 19 членов избираются каждые 2 года государствами-членами.

В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды пересматривался:

– в 1969 году с введением системы СДР;

– в 1976 году с созданием Ямайской валютной системы;

– в 1992 году с вводом санкций по приостановке права участвовать в голосовании странам, не погасившим свои долги Фонду.

В структуру управления МВФ входят Совет, Временный комитет, Комитет развития, Исполнительный совет, Управляющий, персонал.

Каждый член МВФ имеет свою квоту (долю), выраженную в СДР, которая равна участию страны-члена в МВФ. Размер квоты определяется исходя из положения страны в мировой экономике. Наибольшую квоту в уставном фонде МВФ имеют США – 18,25%, Германия и Япония по 5,67%, Великобритания и Франция – по 5,1%, Россия – 2,97%. От размера квоты зависит количество голосов члена МВФ. Квотой также определяется и возможность использования ресурсов Фонда. Страна-участник обязана оплатить 25% от величины своей квоты в СДР или в валюте других стран-участниц, оставшиеся 75% квоты страна оплачивает в своей национальной валюте. В силу того, что больше половины голосов принадлежит развитым странам, а развивающиеся страны практически лишены реальной возможности влиять на решения МВФ, в сентябре 2009 года государства большой «двадцатки» приняли решение перераспределить квоты в МВФ. 5% квот в МВФ и 3% во Всемирном банке будут перераспределены от развитых стран, в пользу развивающихся. В результате такого перераспределения квот развитые страны лишаются контрольного пакета при голосовании.

Членами МВФ являются 185 государств и общий объем финансовых ресурсов МВФ, соответствующий сумме квот стран-членов, составил на середину 2006 года 317 млрд долл.

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, в котором зафиксированы основные структурные принципы мировой валютной системы.

Всемирный банк – это международная кредитная организация, объединяющая четыре тесно связанных между собой финансовых института: Международный банк реконструкции и развития (учрежден в 1945 г., 185 членов, которые одновременно являются и членами МВФ, делая взносы в обе эти организации, доля капитала каждого члена МБРФ варьируется в зависимости от его квоты в МВФ), Международную ассоциацию развития (основана в 1960 г., 165 членов), Международную финансовую корпорацию (учреждена в 1956 г, 178 член), Международное агентство по инвестиционным гарантиям (учреждено в 1988 г, 170 членов).

Всемирный банк предназначен для кредитования экономики развивающихся стран. Но в отличие от обычных коммерческих банков, он оказывает техническую помощь, консультирует, как выгоднее использовать кредиты, и всячески содействует капиталовложениям в экономику этих стран. Тем не менее, функции институтов Всемирного банка несколько отличаются друг от друга.

Всемирный банк в уставных документах именуется Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в результате подписания странами Соглашения в Бреттон-Вудсе. Основные задачи Всемирного банка – стимулирование экономического роста государств-членов, содействие социальному развитию, росту международной торговли, поддержание равновесия платежных балансов. Совокупный объем займов Всемирного банка в 2006 году составил 23,6 млрд долл.

Высшим органом Банка является Совет управляющих, в функции которого входят:

– определение общей политики Банка;

– прием новых членов;

– принятие решений о размерах капитала Банка;

– распределение чистого дохода.

Исполнительным органом является Директорат, состоящий из 20 директоров-распорядителей, из которых 5 назначаются странами-членами, имеющими наибольшее число акций, а 15 избираются управляющими из числа представителей остальных стран-членов. Директорат избирает Президента Банка, осуществляющее оперативное руководство деятельностью Банка и отвечающего за штат служащих. Финансовые средства Банка образуются из взносов стран-членов, из займов на международных рынках ссудного капитала и банковской прибыли.

Международная ассоциация развития (МАР) была создана в 1960 г. как филиал МБРР и имеет статус специализированного учреждения ООН. МАР во многих отношениях сходна с МБРР. Обе организации финансируют проекты развития, имеют один и тот же штат, а президент Банка является одновременно президентом МАР. Главное различие между этими двумя организациями в порядке формулирования финансовых средств для кредитования и в условиях предоставления займов развивающимся странам. МБРР большую часть своих финансовых средств получает на мировых финансовых рынках и предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и на более длительные сроки погашения, чем это делают коммерческие банки. МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентный кредит, а источниками финансирования являются взносы стран-договоров.

Кредиты МАР предназначаются для беднейших и наименее кредитоспособных стран и выделяются с учетом размера их территории, годового дохода на душу населения и степени эффективности экономической политики. Только страны с годовым доходом на душу населения, составляющим менее чем 1305 долл., могут пользоваться займами МАР. Погашение займов начинается по истечении 10-летнего льготного периода в течение 35-40 лет без процентов.

Международная финансовая корпорация (МФК) в качестве филиала МБРР была создана в 1956 году путем ратификации его Устава. Имеет статус специализированного учреждения ООН.

Целью МФК является содействие экономическому росту стран-членов путем поощрения предпринимательства в производственной сфере, дополняя, таким образом, деятельность МБРР.

МФК является инвестиционным банком группы Всемирного банка для развивающихся стран. Она предоставляет займы непосредственно частным компаниям, не требуя гарантий правительства. МФК предлагает различные финансовые сделки и услуги компаниям в развивающихся странах-членах: долгосрочные займы в основных валютах по фиксированным или меняющимся ставкам; вложения собственного капитала, другие механизмы кредитования; предоставление гарантий и вспомогательное финансирование; менеджмент рисков. Корпорация консультирует деловые круги и правительства развивающихся стран по различным вопросам, включая физическую и финансовую реструктуризацию, разработку планов предпринимательской деятельности, идентификацию рынков, продукции, технологий, финансовых и технических партнеров.

Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) было создано в 1988 году как филиал Всемирного банка, но в финансовом отношении оно является независимым. Как специализированное учреждение Агентство входит в систему ООН.

Целью МАИГ является поощрение инвестиций на производительные цели в государствах-членах, особенно в развивающихся странах, путем:

– предоставление гарантий, включая страхование и перестрахование от некоммерческих рисков, инвестиций одного государства-члена МАИГ в другом;

– осуществления надлежащих вспомогательных мероприятий для содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними.

МАИГ дополняет деятельность существующих страховщиков инвестиций посредством страхования и перестрахования.

Российская Федерация является правоприемницей СССР во всех МЭО, причем стратегической задачей внешней политики она ставит перед собой более глубокое и полное интегрирование в мировое хозяйство и международные экономические отношения. Одним из путей решения поставленной задачи является успешное членство страны в международных экономических организациях. Это закреплено в «Концепции внешней политики Российской федерации», утвержденной 28 июня 2000 года. В ней, в частности декларируется «усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике («Группа восьми», МВФ, МБРР и другие), вызванное объективным ростом взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости международной системы. В интересах России – полноформатное равноправное участие в разработке основных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы в современных условиях» (Международная жизнь. 2000. №8 – 9).

В настоящее время Россия широко представлена в руководящих и координирующих органах ООН, во многих ее функциональных организациях и структурах, включая такие организации торгово-экономической и социально-экономической направленности, как ЮНКТАД, различные специализированные организации, в том числе МВФ, Всемирный Банк, ВОИС, ЮНИДО, МСЭ, МАГАТЭ и др.

Кроме организаций, входящих в структуру ООН, Россия сотрудничает с такими организациями, как ЕБРР (членство РФ), Европейская конференция министров транспорта (членство РФ), Всемирная туристская организация (членство РФ). Россия поддерживает постоянные связи с ВТО, хотя до сих пор не решен вопрос о ее членстве в этой организации, а также имеет соглашение о сотрудничестве с ОЭСР. Новым направлением, которое отсутствовало у СССР, стало сотрудничество с рядом организаций и союзов регионального и регионально-интеграционного характера. К таким структурам относится Европейский союз; АТЭС – полноправным членом, которого Россия стала в 1997 году; Совет государств Балтийского моря (членство РФ); Черноморское экономическое сотрудничество (членство РФ); Черноморский банк торговли и развития (членство РФ).

Новым явлением интеграции России в многосторонние международные структуры, связанные с экономической и торгово-производственной деятельностью, является расширение полномасштабного участия РФ (организациями российского бизнеса) в различных международных объединениях предпринимателей. К таким объединениям относят Европейский деловой конгресс (ЕДК), созданный в 1997 году; Международная ассоциация коммерческих банков (МАКОБ), учрежденная в 1991 году странами Центральной и Восточной Европы и СНГ; Институт международных финансов (ИМФ), созданный в 1983 году и др.

Следует отметить особенности взаимоотношений с отдельными международными организациями, деятельность которых существенно повлияла на состояние экономики РФ в годы экономических преобразований. В первую очередь, это касается взаимоотношений РФ с МВФ. Изменения в политической и экономической жизни России в начале 1990-х годов привели к отказу от политики, проводившейся прежним советским руководством на изоляцию от МВФ и Всемирного Банка, на неприятие идеи сотрудничества с этими крупнейшими международными финансово-экономическими институтами. С 1 июня1992 года РФ стала полноправным членом МВФ, что обеспечило возможность получения довольно крупных кредитов у этой организации. В начале кредиты выделялись в рамках специально учрежденного в 1993 году механизма финансирования структурных преобразований. После прекращения в апреле 1995 года сроков действия этого механизма кредиты выделялись в рамках механизмов компенсационного и чрезвычайного финансирования, расширенного финансирования и дополнительного резервного финансирования, причем приведение в действие указанных механизмов, жестко увязывалось Фондом с выполнением правительственных обязательств, касающихся согласования основных параметров макроэкономической политики.

Дефолт 1998 года привел к прекращению предоставления кредитов России МВФ. На начало 2000 года задолжность РФ МВФ составляла около 14 млрд долл., которая успешно была погашена в 2005 году. В настоящее время сотрудничество России с МВФ осуществляется в форме консультаций, экспертных оценок проводимой макроэкономической политики в стране, сотрудничестве с другими странами-членами МВФ.

Одним из важнейших аспектов внешнеэкономической деятельности РФ в последнее десятилетие стало стремление интеграции в международную торговую систему, через присоединение к ВТО (Всемирной торговой организации). Сближение России с ГАТТ/ВТО уже прошло несколько этапов. В мае 1990 года СССР получил статус наблюдателя ГАТТ, а в 1992 году этот статус перешел к РФ. В июне 1993 года в ГАТТ было передано официальное заявление о намерении РФ присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного члена. В декабре 1994 года, в связи с образованием ВТО, Россия официально уведомила секретариат ГАТТ о решении присоединиться к ВТО.

Переговорный процесс по присоединению к ВТО РФ продолжается до сих пор и его успех, в настоящее время, связывают в большей степени с политическими проблемами, нежели с проблемами экономическими, хотя экономические проблемы весьма существенны. Это, прежде всего, касается приведения национального внешнеторгового механизма РФ в соответствие с нормами и инструментами, применяемыми ВТО. Принятие указанных мер может негативно сказаться на положении ряда отечественных производителей, хотя степень подобного воздействия могла бы быть в значительной мере ослаблена в случае достижения договоренностей с ВТО о предоставлении РФ достаточно продолжительного адаптационного периода. Положительные моменты от вступления РФ в ВТО связаны с тем, что, во-первых, полноправное участие РФ в ВТО дает возможность непосредственно участвовать в обсуждении всех вопросов, касающихся многостороннего регулирования международной торговли, его развития и модификации, эффективно отстаивать национальные экономические интересы. Во-вторых, участие в ВТО может стать стимулом для развития России. В-третьих, участие в ВТО, означающее переход России в международное признанное правовое поле многосторонних торгово-экономических отношений, повысит доверие к России как к равноправному партнеру и предсказуемому участнику международной торговли и одновременно обезопасит ее от возможности применения к ней разного рода дискриминационных мер. В-четвертых, участие в ВТО может повысить привлекательность России для иностранных инвесторов. В связи с августовскими событиями 2008 года, переговорный процесс затормозился, так как вступление РФ в ВТО некоторые страны стали использовать как способ давления на страну.

В 2009 году тремя странами – Россией, Казахстаном и Белоруссией было принято решение вступать в ВТО вместе, как участниками единого Таможенного союза, на единых условиях и единовременно. Однако страны договорились, «выступать на переговорах по присоединению к ВТО юридически отдельно», что не противоречит принятым политическим решениям. Это связано с тем, что в международной практике еще не было случая вступления в ВТО Таможенного союза, как юридического лица и нет нормативных документов, которые регламентировали бы этот процесс. Кроме того, все переговоры о вступлении в ВТО странами-участницами Таможенного союза пришлось бы начинать с самого начала, так как он представляет собой новый юридический субъект (www.izvestia.ru, 19.10.2009).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: