Цель курсового проекта

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения»

Кафедра «Экономика транспорта»

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Методические указания и задания

К выполнению курсового проекта

Для студентов специальности

«Экономика и управление на предприятии

(железнодорожный транспорт)»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ПГУПС

Методические указания содержат требования и рекомендации к выполнению курсового проекта по дисциплине «Налоговая система». Предназначены для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)» всех форм обучения.

Цель курсового проекта

и общие сведения о налоговом планировании

Выполнение настоящего курсового проекта предусматривает планирование и оценку налоговых последствий в связи с использованием различных форм договоров в процессе ведения предпринимательской деятельности.

Целью курсового проектирования является приобретение студентом навыков составления договора, согласно заданной тематике, и определения сумм налогов, уплачиваемых в бюджет участниками договора, в рамках действующего гражданского и налогового законодательства РФ.

Необходимость рассмотрения вопросов налогового планирования обусловлена задачей изучения основных прав и обязанностей налогоплательщиков и гарантий их выполнения. Являясь непременным и непосредственным элементом предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, налоговое планирование имеет место на всех ее уровнях и этапах.

Налоговое планирование хозяйствующего субъекта можно определить, как процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.

Ключевой задачей налогового планирования является предварительный расчет вариантов сумм налогов по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных форм ее реализации.

Основу налогового планирования составляют: максимально полное и правильное использование налогоплательщиком всех предусмотренных законодательством льгот и других благоприятных положений налогового законодательства; оценка позиции налоговых органов в вопросах толкования и применения актов о налогах и сборах; анализ основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Исходя из необходимости сочетания целесообразности и недопустимости неправомерности, основные принципы налогового планирования могут быть определены следующим образом:

· рассмотрение альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации;

· соблюдение требований действующего законодательства;

· использование возможностей и инструментов, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением;

· своевременная корректировка с целью учета в кратчайшие сроки изменений к действующему законодательству;

· ясность и экономическая обоснованность оптимизационных схем.

Таким образом, под налоговым планированием понимается целенаправленная деятельность организации, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет. Причем деятельность налогоплательщиков направлена не на нарушение налогового законодательства, а лишь на законное использование всех существующих льгот и особенностей налогового права в свою пользу.

Результаты налогового планирования необходимо оценивать не только суммами уменьшенных налогов и полученных выгод, но и с точки зрения уменьшения возможного ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении хозяйственной деятельности без учета существующих особенностей налогообложения.

В основе налогового планирования лежит принцип анализа и управления налогооблагаемыми базами.

Налоговое планирование это не только бухгалтерская проблема, налогами облагается не бухгалтерия, а хозяйственная деятельность предприятия. Именно предпринимательская хозяйственная деятельность порождает объекты налогообложения. Следовательно, решать вопросы налогового планирования необходимо комплексно на основе междисциплинарного подхода, объединяющего специалистов самых различных профессий и должностного положения.

Элементами налогового планирования являются:

· налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также предоставления отчетности;

· удовлетворительное состояние бухгалтерского и налогового учета, позволяющее получать оперативную объективную информацию о хозяйственной деятельности;

· четкое исполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение дебиторской задолженности свыше нормативных сроков;

· стратегия минимизации налоговых обязательств с четким планом ее реализации.

Целесообразность и масштаб налогового планирования (ввиду сопровождающих его затрат) непосредственно связаны с величиной налоговой нагрузки, испытываемой хозяйствующим субъектом в конкретных условиях. Проблема расчёта налогового бремени является одной из значимых в практике налогового планирования.

Налоговое бремя (налоговая нагрузка) на уровне хозяйствующего субъекта, как правило, оценивается соотношением сумм начисленных налогов с выбранным результативным показателем деятельности (доход, добавленная стоимость, прибыль).

Применяемые методы определения налоговой нагрузки различаются по двум основным направлениям:

· по структуре налогов, включаемых в расчет;

· по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.

Методики определения налогового бремени представлены ниже.

1. Общепринятой методикой определения налогового бремени организации является порядок расчёта, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / (В + ВД)) × 100%,

где НН – налоговая нагрузка на предприятие;

НП – общая сумма всех уплаченных налогов и сборов;

В – выручка (нетто) от реализации продукции (работ, услуг);

ВД – внереализационные доходы.

Недостатком рассмотренного показателя является структурная несопоставимость его базы расчета с соответствующим расчетом налогового бремени на макроуровне. Кроме того, данная методика расчета не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на величину налогового бремени.

2. Методика расчета налоговой базы, согласно которой показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств их уплаты:

НН = (∑(НП+ВП) / ∑ИС) × 100%

где ∑(НП+ВП) – сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды;

∑ИС – сумма источника средств для уплаты налогов.

В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учётом налога на доходы физических лиц.

Данная методика предполагает расчет налоговой нагрузки по группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость, которая исчисляется следующим образом:

ДС = В – МЗ

или

ДС = ОТ + ВП + А + П + НП,

где ДС – добавленная стоимость;

В – выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учётом НДС);

МЗ – материальные затраты;

ОТ – оплата труда;

ВП – платежи во внебюджетные фонды;

А – амортизация;

П – прибыль организации;

НП – налоговые платежи;

Рассматриваемая методика позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции. Спорным моментом является включение в состав налогов налога на доходы физических лиц, который организация уплачивает, выступая в роли налогового агента.

3. Методика определения налоговой нагрузки позволяющей определять налоговую нагрузку как функции типа производства, изменяющейся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда и амортизацию. Налоговое бремя при этом определяется как доля добавленной стоимости отдаваемой государству, а налоги соотносятся с источником их уплаты. Расчёт добавленной стоимости производится по следующей формуле:

ДС = А + (ОТ + ВП) + НДС + П,

где НДС – налог на добавленную стоимость.

Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат:

В = ДС + МЗ.

Данная методика предполагает применение следующих структурных коэффициентов:

· доля заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную плату):

Кот = (ОТ + ВП) / ДС,

· удельный вес амортизации в добавленной стоимости:

Кам = А / ДС,

· удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке:

Кдс = ДС / В.

В соответствии с действующей системой налогообложения организации уплачивает следующие основные налоги:

1. НДС (расчёт по ставке 18%):

НДС = ДС / 118 × 18 = 0,153 × ДС,

2. Платежи во внебюджетные фонды (суммарная ставка 34%):

ВП = ДС/134 × 34 × Кот = 0,254 × ДС × Кот,

3. Налог на доходы физических лиц (расчет по ставке 13%):

НДФЛ = 0,13 × (1 – 0,34/1,34) × Кот × ДС = 0,097 × ДС × Кот,

4. Налог на прибыль (расчет по ставке 20%):

Нпр = 0,2×(1 – НДС – Кот – Кам) × ДС = 0,2×ДС × (0,847 – Кот – Кам).

Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, то есть налоговую нагрузку:

НН = НДС + ВП+ НДФЛ + Нпр.

При подстановке коэффициентов формула примет следующий вид:

НН = ДС × (0,322 + 0,151 × Кот – 0,2 × Кам).

Необходимо отметить, что данная методика не учитывает влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог.

В зависимости от величины налоговой нагрузки (полной ставки налогообложения (ПСН)) могут быть приняты к сведению следующие рекомендации по выбору метода оптимизации налогообложения:

· ПСН менее 20% – применяется стандартный метод с использованием прямых льгот. Можно обойтись четким ведением бухгалтерского учета и внутреннего документооборота. Рекомендуется повышение профессионального уровня сотрудников финансовой службы и бухгалтерии;

· ПСН варьирует от 20% до 30 % – используются пассивные элементы налогового планирования, без специальных программ. Налоговое планирование должно стать неотъемлемой частью системы финансового управления и контроля. Необходима разработка контрактных схем типовых крупных и долгосрочных контрактов;

· ПСН составляет от 30% до 50% – используется налоговое планирование активного характера, характерны проведение налоговых экспертиз и привлечение налоговых консультантов.

· ПСН более 50% – рекомендуется проанализировать целесообразность бизнеса в целом.

Налоговое планирование можно разделить на внешнее и внутреннее.

Внешнее планирование включает в себя:

· выбор места регистрации (территория и юрисдикция);

· выбор организационно-правовой формы;

· установление основных направлений деятельности и особенностей подготовки учредительных документов;

· определение состава учредителей и долей акционерного капитала;

· определение порядка формирования уставного капитала;

· разработка стратегии развития компании.

Немаловажен выбор оптимального количества сотрудников и их социального статуса, что можно использовать для максимизации налоговых льгот.

Внутреннее планирование составляют следующие элементы:

· выбор учетной политики организации (разрабатывается один раз в финансовый год);

· разработка контрактных схем;

· эффективное использование оборотных средств посредством начисления амортизации, льгот и прочих налоговых освобождений.

Использование налоговых льгот является одной из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования. Налоговое законодательство предусматривает различные льготы: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая инвестиционный кредит. В рамках проведения налогового планирования уместным является использование льгот в сочетании с другими приемами, зачастую в большей степени организационными, чем финансовыми или бухгалтерскими.

Налоговое планирование основывается не только на изучении действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами.

Выделяют стратегическое и текущее налоговое планирование.

Стратегическое планирование включает в себя:

· обзор проектных пакетов нормативных правовых актов и прогнозирование возможного развития событий;

· изучение обычаев делового оборота и судебной практики;

· прогнозирование налоговых обязательств организации, в том числе при наступлении форс-мажорных обстоятельств;

· определение вариантов схем управления финансовыми, документальными и товарными потоками;

· составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств организации;

· оценка риска различных программ действий, проработка вариантов возможных причин отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

· прогноз эффективности применяемых мер.

Составляющими текущего налогового планирования являются:

· еженедельный мониторинг нормативных правовых актов и комментариев специалистов;

· прогнозирование налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;

· составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации;

· исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Текущее налоговое планирование на предприятии осуществляется по следующим ключевым направлениям:

· следование нормам действующего налогового законодательства, четкое исполнение налоговых обязательств;

· составление календаря уплаты налоговых платежей, предназначенного для четкого контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налогов в бюджет;

· своевременное формирование и сдача налоговой отчетности, с целью недопущения штрафных санкций.

С целью оптимизации налоговых платежей организация: разрабатывает учетную политику для целей налогового учета; формирует договорную политику; применяет специальные методы налоговой оптимизации (метод замены отношений, метод разделения отношений, метод отсрочки налоговых платежей, метод прямого сокращения объекта налогообложения, метод оффшора и др.); использует льготы и освобождения, прямо предусмотренные действующим налоговым законодательством.

В курсовом проекте студенты определяют налоговые последствия, возникающие по конкретному виду договора (согласно варианту), оценивают налоговые обязательства по отдельным налогам и налоговую нагрузку участников в рамках трансакции. Подобные вопросы наиболее часто возникают в практической работе, а для этого требуется определить: как правильно оформить заключенный договор, как производить расчеты по данному договору, в какой момент возникает переход права собственности, какие налоговые последствия возникают у организации при заключении данного договора и т.д.

В ходе работы студент должен осознать связь выбранной формы договора с его отражением в налоговом учете организации. Для этого необходимо владеть знаниями в области бухгалтерского учета, гражданского и налогового законодательства. Применение в совокупности знаний данных вопросов дает возможность поиска оптимальных решений в процессе налогового планирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: