Математические понятия могут находиться в разных отношениях.
Понятия находятся в отношении рода и вида, если объем одного понятия включает объем другого понятия, но не совпадает с ним.
Примеры:
1)Квадрат и прямоугольник находятся в отношении рода и вида, где прямоугольник - родовое понятие, а квадрат - видовое понятие, так как все квадраты являются прямоугольниками, но не все прямоугольники являются квадратами.
2) Отрезок и прямая не находятся в отношении рода и вида, так как отрезок - это часть прямой, а не ее разновидность. Они находятся в отношении части и целого.
Уже в дошкольном возрасте дети рано начинают понимать родовидовые отношения, не называя их явно. Например, выполняя задание: «Назови одним словом» (рис. 4), они подразумевают, что понятия «квадрат», «прямоугольник», «трапеция», «ромб»,
«параллелограмм» являются видовыми по отношению к понятию «четырехугольника.
Если объемы понятий совпадают, то эти понятия тождественны.
Например, понятия «равносторонний треугольник» и «равноугольный треугольник» тождественны. В школе на уроках русского языка дети изучают понятие «синонимы» — слова, различные по звучанию, но тождественные по смыслу.