Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда

Информатизация - это сложный социальный процесс, свя­занный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая лик­видацию компьютерной неграмотности, формирование культуры ис­пользования новых информационных технологий и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает термин «информатика» и каково его происхождение?

2. Какие области знаний и административно-хозяйственной деятельности официально закреплены за понятием «информатика» с 1978 г.?

3. Какие сферы человеческой деятельности и в какой степени затрагивает информатика?

4. Назовите основные составные части информатики и основные направле­ния ее применения.

5. Что подразумевается под понятием «информация» в бытовом, естествен­но-научном и техническом смыслах?

6. Приведите примеры знания фактов и знания правил. Назовите новые факты и новые правила, которые вы узнали за сегодняшний день.

7. От кого (или чего) человек принимает информацию? Кому передает ин­формацию?

8. Где и как человек хранит информацию?

9. Что необходимо добавить в систему «источник информации — приёмник информации», чтобы осуществлять передачу сообщений?

10. Какие типы действий выполняет человек с информацией?

11. Приведите примеры ситуаций, в которых информация:

а) создается; д) копируется; и) передается;

б) обрабатывается; е) воспринимается; к) разрушается;

в) запоминается; ж) измеряется; л) ищется;

г) делится на части; з) принимается; м) упрощается.

12. Приведите примеры обработки информации человеком. Что является результатами этой обработки?

13. Приведите примеры информации:

а) достоверной и недостоверной; д) понятной и непонятной;

б) полной и неполной; е) своевременной и несвоевременной;

в) ценной и малоценной; ж) краткой и пространной.

г) доступной и недоступной;

14. Назовите системы сбора и обработки информации в организме человека. Приведите примеры технических устройств и систем, предназначенных для сбора и обработки информации.

15. От чего зависит информативность сообщения, принимаемого человеком? Почему количество информации в сообщении удобнее оценивать не по степени увеличения знания об объекте, а по степени уменьшения неопределённости наших знаний?

16. Как определяется единица измерения количества информации?

17. В каких случаях и по какой формуле можно вычислить количество ин­формации, содержащейся в сообщении?

18. Почему в формуле Хартли за основание логарифма взято число 2?

19. При каком условии формула Шеннона переходит в формулу Хартли?

20. Что определяет термин «бит» в теории информации и в вычислительной технике?

21. Приведите примеры сообщений, информативность которых можно одно­значно определить.

22. Приведите примеры сообщений, содержащих один (два, три) бит ин­формации.

Упражнения

1. Запишите множество вариантов загорания двух светофоров, распо­ложенных на соседних перекрестках.

2. Три человека - Иванов, Петров и Сидоров - образуют очередь. Запиши­те все возможные варианты образования этой очереди.

3. Назовите все возможные комбинации из двух различных нот (всего нот семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си).

4. Пусть голосуют 3 человека (голосование «да»/«нет»). Запишите все воз­можные исходы голосования.

5. Предположим, что имеются 3 автомобильные дороги, идущие от Парижа до Тулузы, и 4 - от Тулузы до Мадрида. Сколькими способами можно выбрать дорогу от Парижа в Мадрид через Тулузу? Попытайтесь найти систематиче­ский метод для последовательного нахождения решения так, чтобы можно было составить список способов, не пропустив ни одного из них.

6. Поезд находится на одном из восьми путей. Сколько бит информации содержит сообщение о том, где находится поезд?

7. Сколько существует различных двоичных последовательностей из одного, двух, трех, четырех, восьми символов?

8. Каков информационный объем сообщения «Я помню чудное мгновенье» при условии, что один символ кодируется одним байтом и соседние сло­ва разделены одним пробелом?

9. Определите приблизительно информационный объем:

a. этой страницы книги;

b. всей книги;

c. поздравительной открытки.

10. Сколько бит необходимо, чтобы закодировать оценки «неудовлетвори­тельно», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично»?

11. Сколько различных символов, закодированных байтами, содержится в сообщении:

1101001100011100110100110001110001010111?

12. Сколько байт памяти необходимо, чтобы закодировать изображение на экране компьютерного монитора, который может отображать 1280 точек по горизонтали и 1024 точек по вертикали при 256 цветах?

13. Решите уравнение 8х (бит) = 32 (Кбайт).

14. Решите систему уравнений

 
 


2x+2 (бит) = 8 у-5 (Кбайт)

22у-1 (Мбайт) = 16x-3(бит)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: