Обобщенный характер установки

Ненужность понятия бессознательного... Установка... представ­ляет собой состояние, которое, не будучи само содержанием соз­нания, все же оказывает решающее влияние на его работу. В та­ком случае настоящее положение вещей следовало бы представить себе следующим образом: наши представления и мысли, наши чувства и эмоции, наши акты волевых решений представляют собой содержание нашей сознательной психической жизни, и, когда эти психические процессы начинают проявляться и дей­ствовать, они по необходимости сопровождаются сознанием. Соз­навать поэтому — значит представлять и мыслить, переживать эмоционально и совершать волевые акты. Иного содержания, кро­ме этого, сознание не имеет вовсе. Но было бы ошибкой утверж­дать, что этим исчерпывается все, что свойственно живому су­ществу вообще, и особенно человеку, не считая его физического организма. Кроме сознательных процессов, в нем совершается еще нечто, что само не является содержанием сознания, но опре­деляет его в значительной степени, лежит, так сказать, в основе этих сознательных процессов. Мы нашли, что это установка, проявляющаяся фактически у всякого живого существа в про­цессе его взаимоотношений с действительностью. Мы видели из наших опытов, что она действительно существует актуально, не принимая форму содержания сознания: она сама протекает вне сознания, но тем не менее оказывает решительное влияние на все содержание психической жизни. <-..>

В таком случае возникает мысль, что, быть может, без уча­стия установки вообще никаких психических процессов как созна­тельных явлений не существует, что, для того чтобы сознание начало работать в каком-нибудь определенном направлении, предварительно необходимо, чтобы была налицо активность ус­тановки, которая, собственно, в каждом отдельном случае и опре­деляет это направление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: