double arrow

Содержание общих функций менеджмента.

2

Специфические особенности менеджмента реализуются с помощью принципов. Принципы – правила, нормы, предписания к действию. Рыночная концепция менеджмента потребовала пересмотра принципов менеджмента. Были сформулированы новые принципы, относящиеся к новой модели менеджмента:

ü Лояльность к работающим

ü Ответственность – обязательное условие успешного менеджмента

ü Атмосфера в фирме, способствующая раскрытию способности сотрудников

ü Своевременная реакция на изменения окружающей среды

ü Установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах

ü Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность собственным трудом

ü Коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали

ü Непосредственное участие менеджеров в деятельности групп на всех этапах как условие согласованной работы

ü Честность и доверие к людям

ü Умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается в своей работе

ü Этика бизнеса- золотое правило менеджмента

ü Качество личной работы и ее постоянное совершенствование

ü Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.




Специфические особенности менеджмента реализуются с помощью определенных функций. Функции – это виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управленческий объект (трудовой коллектив).

Функции управления бывают:

· Общие- часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности

· Конкретные- определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса

· Специальные –подфункция конкретной функции.

При этом объективно необходимые функции – это:

ü Организационно- техническая (согласование и координирование деятельности в процессе производства)

ü Социально- экономическая (контроль за трудом, использование машин и механизмов).

Любое предприятие рассматривается как сложная система, для которой необходимо определить состав функций управления и учесть следующие факторы:

ü Ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация, производственная технология, продукт

ü Содержание процесса управления: планирование, организация, регулирование, контроль, учет

ü Цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка.

ü Стадии жизненного цикла продукта.

Современный подход к изучению процесса менеджмента бизнесом состоит в разделении управленческих функций. Первоначальный перечень пяти функций А.Файоля расширен сегодня до семи: планирование, организация, регулирование, координирование, мотивация, руководство, контроль.



Планирование – управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени.

Содержание планирования как функции менеджмента состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса на рынке.

Задачи планирования:

Ø Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и ее структурных подразделений

Ø Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает состояние объекта, желаемое в будущем, и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных или сдерживание отрицательных тенденций развития

Ø Координация деятельности структурных подразделений и сотрудников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов

Ø Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических и планируемых значений параметров по принципу «факт- план»

Ø Стимул (мотивация) трудовой активности сотрудников. Успешное выполнение плановых заданий – объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, создающие действенные мотивы для продуктивной и согласованной деятельности всех участников процесса управления



Ø Информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника его реализации информацию в целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсах и административных условиях проведения работ.

В таблице приведены принципы современного планирования.

Принципы Краткая характеристика
Единство научно- технических, социальных и экономических задач развития организации Находит выражение в составе целевых параметров планирования деятельности организации, видах разрабатываемых планов, в критериях оценки плановых решений
Научная обоснованность и оптимальность решений Обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления производственных процессов использованием методов оптимального планирования экспериментов, оптимизации плановых решений, построения интегрированных систем подготовки и обработки данных
Доминирование стратегических аспектов в планировании Требует обязательного использования специфических форм стратегического планирования и подчинения ему всех видов оперативного планирования
Комплексность планирования Означает системную увязку всех разрабатываемых планов
Ресурсная сбалансированность планов Реализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях предприятия материальных, трудовых, финансовых и прочих балансов
Гибкость и эластичность планирования Требует динамичной реакции на отклонение в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов
Непрерывность планирования Находит свое наиболее полное выражение в концепции скользящего планирования, в которой благодаря периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием

Необходимость планирования состоит в определении:

Ø Конечных и промежуточных целей

Ø Задач, решение которых необходимо для достижения целей

Ø Средств и способов решения задач

Ø Требуемых ресурсов, их источников для достижения целей.

План – это основа деятельности организации любой формы собственности и размеров. Содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

По форме планирование может быть:

Ø Перспективным (стратегическим) определение главных целей деятельности на период более 5 лет

Ø Среднесрочным выбор средств для выполнения целей на предприятии на период от 1 до 5 лет

Ø Текущим (оперативным) программы использования ресурсов на период до1 года с детализацией по месяцам.

Принцип планирования в современном менеджменте: от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему.

Результат планирования – определение оптимального использования возможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий, ведущих к снижению эффективности его работы.

Организация – управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.

Содержание организации как функции менеджмента состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия, определении порядка и условий функционирования предприятия.

Регулирование – управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние.

Содержание регулирования как функции менеджмента состоит в перераспределении материально- технических и финансовых ресурсов, оперативном управлении ходом производственного процесса.

Координация- управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы различных производственных и функциональных подразделений в процессе выполнения плановых заданий. Содержание координации как функции менеджмента состоит в том, чтобы своевременно принять меры по обеспечению равномерного хода производства и устранению «узких мест» из –за рассогласования в сроках поставки материалов, технологического оснащения.

Мотивация- процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей; воздействие на факторы результативности работы менеджеров, специалистов и на основе ее оценки использование соответствующих побудительных мотивов.

Сущность мотивации как функции менеджмента состоит в том, чтобы персонал предприятия выполнял работу в соответствии с делегированными ему нормами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.

Руководство – управленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных и управленческих процессов. Содержание руководства как функции менеджмента состоит в том, что руководитель влияет на других так, что его идею нетолько принимают, но и начинают внедрять. Для этого руководителю нужна власть- возможность влиять на поведение других людей.

Контроль, учет, анализ – система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям. Контроль- управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени. Содержание контроля как функции менеджмента заключается в своевременном обнаружении возникающих в ходе производства проблем( отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.



2




Сейчас читают про: