Источники сведений о фирмах

Наиболее достоверными источниками требуемых по фирмам све­дений являются личные контакты и встречи, а также опыт непосред­ственной работы с фирмами на рынке. Во многом помощь в изучении фирм оказывают сведения и мнения других российских предприятий, которые уже имели деловые контакты с интересующими нас фирмами.

Однако в большинстве случаев, особенно на этапе выхода на новый рынок или с новым товаром, возникает необходимость в при­влечении к анализу различного рода материалов и справочников по фирмам, направления специальных запросов и заданий специализи­рующимся на изучении фирм организациям.

Справочники по фирмам, которые в настоящее время имеют ком­пьютерные копии, могут быть адресные, товаро-фирменные, общефир­менные, отраслевые, по акционерным компаниям, по фирменным свя­зям, директорские, биографические, тематические.

Адресные справочники охватывают наибольшее количество фирм, но содержат довольно краткие сведения: название, почтовый адрес, телекс, телеграфный адрес и телефон. В качестве типичного справоч­ника такого рода можно назвать «Jaegers + Waldman International Telex + Teletex International», охватывающий около 1,3 млн фирм более 200 стран, а также «Teleurope» (охватывающий 19 стран Запад­ной Европы), «Marconi's International Register».

Товаро-фирменные справочники дают информацию по фирмам, вы­пускающим или продающим тот или иной товар. Наиболее представи­тельные справочники данной группы — «Kompass», «ABC Europe Pro­duction», «Kelly's Manufacturers and Merchants Directory».

Общефирменные справочники обычно публикуют более подробные данные по фирмам, но охватывают меньшее их число, чем адресные и товаро-фирменные справочники. Примером такого справочника может служить справочник «Poor's Register of Corporation, Directors & Executives».

Справочники по акционерным обществам предоставляют информа­цию только по фирмам — акционерным компаниям, акции которых котируются на фондовых биржах страны, где издается данный справочник. Наиболее известный справочник такого рода — «Moody's In­dustrial Manual».

Отраслевые справочники публикуют информацию по фирмам оп­ределенной отрасли или смежных отраслей. Примечательно включе­ние в них данных производственного характера, в том числе и тех­нических характеристик товара.

Справочники по финансовым связям дают представление о характере финансовых связей фирм через участие в акционерном капитале, в частности размеры пакетов акций. Особый интерес представляет многотомный международный справочник «Who Owns Who», охва­тывающий фирмы 31 страны.

Директорские справочники помещают перечни деловых людей мира с указанием занимаемых ими постов. Наиболее представитель­ный справочник такого рода — «Standart & Poor's Register of Corpo­rations, Directors & Executive» (отдельный том).

Биографические справочники приводят биографические данные по деловым людям, политическим и общественным деятелям. Наиболее типичным может служить справочник «Who's Who».

Тематические справочники появились сравнительно недавно. Они предоставляют информацию по отдельным аспектам предпринима­тельской деятельности, например по зарубежным инвестициям, по дочерним и ассоциированным компаниям, по фирмам, заинтересо­ванным в торговле с Россией, и др.

Помимо справочников, в журнале «Fortune» публикуются перечни крупнейших промышленных компаний США и мира.

Российский журнал «Эксперт» организовал выпуск справочников по крупнейшим отечественным фирмам.

Информацию по фирмам предоставляют также сами фирмы в своих отчетах и информационных рекламных материалах, проспектах, каталогах, которые бесплатно могут быть высланы по соответствую­щему запросу заинтересованной организации.

Наиболее дорогостоящей и конфиденциальной является инфор­мация по фирмам, предоставляемая специализированными информаци­онными агентствами («кредит-бюро») и банками, однако она является, как правило, наиболее полной и достоверной. Крупнейшими компа­ниями, собирающими, анализирующими и предоставляющими ин­формацию по фирмам, являются американская «Dun and Bradstreat» и австрийская «Kreditschutzferband», которые контролируют около 85% мирового рынка информации о фирмах. В России вопросами изучения иностранных фирм занимается ВНИКИ Министерства тор­говли РФ и некоторые другие организации.

Источниками сведений о фирмах служат также публикации меж­дународных организаций (например, комиссий ООН), материалы торговых и промышленных палат (международной и различных стран), материалы союзов предпринимателей и ассоциаций, фондо­вых бирж, каталоги и проспекты выставок и ярмарок.

Анализ характера конкуренции и маркетинговых действий конкурентов

В маркетинговых исследованиях важным является также опреде­ление степени конкуренции и позиций конкурентов на рынке. Для их определения важно знать не только количество фирм-конкурентов на рынке, но и размер их доли на этом рынке. При этом подсчитывается рыночная доля нашей фирмы и фирм — основных конкурентов.

Неправильно считать, что конкуренция выше на том рынке, где больше фирм-конкурентов, и меньше там, где их число меньше, — нередко наблюдается ситуация, когда на рынке действуют 2—3 фирмы, однако их суммарная доля на рынке довольно высока: 70—90%, поэ­тому и степень конкуренции на этом рынке определяется как высокая и он оказывается весьма трудным для проникновения.

Конкуренция может быть:

предметная — конкурируют аналогичные товары, например лег­ковые автомобили нашей фирмы и легковые автомобили фирм-кон­курентов;

видовая — конкурируют товары одного вида, например автобусы, троллейбусы, трамваи;

функциональная — конкурируют товары, призванные выполнять определенную функцию, например перевозку пассажиров, т.е. само­леты, пароходы, железнодорожный транспорт и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: