Окружающая среда маркетинга
Благополучие деятельности любой фирмы зависит от тенденций и событий, имеющих место в маркетинговой среде.
Маркетинговая среда – совокупность субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Рассмотрим факторы, неконтролируемые службой маркетинга на рисунке 4.1.
![]() |
Рис. 4.1. Факторы, неконтролируемые службой маркетинга
Маркетинговая среда глубоко затрагивает жизнь фирмы. Фирма должна внимательно следить за всеми изменениями среды и использовать все имеющиеся в её распоряжении средства и возможности сбора внешней текущей маркетинговой информации.
Факторы, контролируемые маркетингом представлены на рисунке 4.2.
![]() |
Рис. 4.2. Факторы, контролируемые маркетингом
Макросреда имеет большое влияние на фирму. Фирма же не может влиять на характер изменения в макросреде. Смысл маркетинговой политики фирмы состоит в том, что ей следует вкладывать больше средств в мероприятия, которые дадут ей возможность своевременно выявлять важнейшие социальные изменения и приспособиться к ним. Но не все фирмы придают этому желаемое значение:
- пассивные фирмы оказываются перед необходимостью прекратить свое существование;
- фирмы, способные приспособиться, сохраняют нормативные темпы развития;
- фирмы, стремящиеся к нововведениям и обновлению будут процветать.
Учитывая непрерывное изменение условий жизни общества, фирма должна постоянно анализировать факторы, которые могут неблагоприятно сказаться на ее деятельности и разрабатывать ответные меры.
Фирма может по-разному реагировать на возникающие изменения в жизни общества. Она может:
1. Ничего не предпринимать, если сочтет, что изменения несущественны и кратковременные.
2. Наблюдать за внешней средой и не предпринимать временно никаких действий.
3. Улучшить свои товары или попытаться снизить издержки обращения и ресурсы.
4. Вести более гибкую политику.
5. Начать проводить политику диверсификации своих товаров и ресурсов.
6. Прийти к заключению, что новое явление представляет дополнительные возможности и принять участие в его развитии.








