До сих пор мы рассматривали задачи, в которых во время выполнения программы данные поступают с клавиатуры, а результаты выводятся на экран дисплея. При этом ни исходные данные, ни результаты не сохраняются. Всякий раз при выполнении одной и той же программы, в частности, во время отладки, приходится заново вводить данные. А если их очень много? В языке Паскаль есть возможность записать их на диск. Для этого необходимо оформить исходные данные и результаты в виде файлов, которые хранятся на диске точно так же, как и программы.
Определение. Файлом называется область памяти на диске, имеющая свое имя.
Физические файлы можно по-разному представить в программе. Язык Турбо Паскаль предлагает три вида представления файлов:
· типизированные файлы,
· текстовые файлы,
· нетипизированные файлы.
Для работы с конкретным физическим файлом на диске надо представить в программе так называемую файловую переменную и произвести ее логическую связку с этим файлом. Файловые переменные имеют специфическое применение. Над ними нельзя выполнять никаких операций (присваивать значение, сравнивать и др.). Их можно использовать только для выполнения операций с файлами (чтения, записи, удаления файла и т.д.). Кроме того, через файловую переменную можно получить информацию о конкретном файле (тип, параметры, имя файла и т.д.).
|
|
Количество элементов файла может быть любым: число компонентов файла может изменяться (увеличиваться или уменьшаться), то есть, заранее не фиксируется. В файлах можно хранить достаточно большое количество данных. После каждого элемента файла автоматически ставится признак конца элемента, а в конце файла ставится признак конца файла.
С каждым файлом можно связать понятие "текущий указатель". Это неявно описанная переменная, которая указывает на конкретный элемент файла. Действия с файлами производятся поэлементно, причем в них участвует тот элемент, на который "смотрит" текущий указатель, перемещающийся в результате выполнения действия на следующий элемент.
Главное, чему необходимо научиться при работе с файлами - это записать информацию из программы в файл и считать нужную информацию в выделенную переменную для обработки программой. Общая последовательность действий при этом такова:
- описать переменную файлового типа;
- связать ее с конкретным физическим файлом процедурой assign;
- открыть файл процедурой reset или rewrite;
- выполнить чтение или запись информации;
- по окончании работы с файлом закрыть файл процедурой close.