Национальная духовная интуиция выражает свое знание о бытии преимущественно на языке священных построек. Архитектура храма символически повторяет строение Вселенной и служит иллюстрацией основных принципов религиозного учения. Соборы и храмы со своими размерами, ритмами, гармонией сводов, мозаикой, росписью воплощают космологические принципы мистического Закона Господнего. Россия проповедует духовное знание о своем небесном прообразе и двойнике — России Небесной — на языке зодчества. Д. Андреев в «Розе мира» указывает, что с XI до XVIII века все очаги русской духовной и особенно религиозной жизни стремятся к развитию, совершенствованию и повторению одного и того же образа. Это — архитектурный ансамбль, осью которого является белый кристалл — белый собор с золотыми куполами и столпообразной колокольней, вокруг него — сонм часовенок и малых церквей, часто многоцветных, но почти всегда златоглавых. Далее — палаты, службы и жилые хоромы и, наконец, кольцо могучих защитных стен с башнями; у их подножия — излучина реки.
|
|
Этот мотив возникает над Днепром в начале XI столетия, повторяется над Волховом, а затем варианты его начинают множиться: в Пскове, Смоленске, Владимире, Переяславле, Чернигове, Ростове, Коломне, Нижнем Новгороде, Устюге, Троице -Сергиеве, в больших и малых городах и совсем без городов, во множестве монастырей и кремлей. В следующие эпохи он достигнет своего апофеоза в Московском Кремле.
Русские храмостроители в своем стремлении к гармонии форм интуитивно пришли к системе саженей, аналогичной музыкальному звукоряду. Такая система основана на золотой пропорции. Существуют определенные законы развития представлений о гармонии, продвижения познания по пути приближения к вершинам духа. Эти законы привели творцов прекрасного к темперированному звукоряду в музыке и к упомянутой системе саженей в зодчестве.
Церковь сама по себе является мощным генератором вибраций энергии. Ее форма, расположение определяют излучающие свойства, действие которых не ослабевает, даже если церковь находится в полуразрушенном состоянии. Здесь стоит отметить, что наиболее совершенные по своей сакральной архитектонике церкви неподвластны времени и сохраняются на протяжении веков (яркие примеры этому — Церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор). У входящего во храм нейтрализуются все внешние негативные воздействия, что помогает ему услышать голос его души. Если взглянуть под купол православного храма — по четырем его сторонам рядом с евангелистами изображены четыре священных существа: орел, ангел, лев и телец, олицетворяющие четыре мировые стихии.
|
|
Особое значение имеет архитектоника церквей. Под архитектоникой понимается художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведению скульптуры. Существуют некие объективные духовные принципы, которые, когда они воплощены в постройке, принимают ту или иную конкретную форму, становятся частью храма или жанровой особенностью виртуальной мистерии.
С сакральной архитектоникой храмов связано много наблюдений и народных поверий. Например, обычай трижды обходить вокруг церкви следует из замеченного наступающего улучшения самочувствия. Описывание защитного круга по периметру священного строения создает мощное защитное поле для самоочищения. Само созерцание храма, любование его правильными формами,
визуализационная практика есть уже форма молитвенного служения. Структура храма моделируется крестом: независимо от того, помещен ли алтарь в восточной части его или в центре — как в церкви Сан-Стефано Ротондо в Риме, VI в., или в византийских церквях этого же типа — и является ли церковь в плане круглой, прямоугольной (квадратной) или соединенной кругло-прямоугольной. Такая модуляция происходит как в вертикальном аспекте, воспроизводящем уровень предстоящих, алтарь на возвышении, иконостас, воздвигнутый крест, Божественные персонажи в куполе и на парусах, так и в гори-
План базилики
зонтальном аспекте, образуемом пересечением нефов или одним нефом, определяемым линией от входа до алтаря (запад-восток) с трансептом или халцидикой, прорезающей нефы в поперечном направлении (как в древней римской базилике св. Петра).
Некоторые церкви непосредственно сопрягаются по плану с
живыми существами, символизирующими учение Христово. На рисунке видно, как план церкви связан с таким выразителем христианского смирения, как овца. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин., 10:11). Сам образ Христа трактуется как образ Агнца
Господнего. В христианской иконографии существовала традиция изображения семи ягнят, стоящих вокруг трона Божества, подобно тому, как семь духов стоят вокруг трона Агнца. Исполненные духом христиане омыты и очишены кровью Агнца.
Рассмотрим основные принципы сакральной постройки церквей с точки зрения священной геометрии. Сначала определим меры длины, которыми пользовались зодчие.
Основной строительной единицей длины Древней Руси выступала сажень. Само это слово происходит от глагола «досягать». Существовало несколько саженей. Большая сажень определялась как расстояние от земли до кончиков пальцев вытянутой вверх руки 216 см. Маховая (мерная) сажень понималась как расстояние между кончиками пальцев распростертых в стороны рук — около 176 см. Прямая сажень определялась как расстояние от кончиков пальцев вытянутой к земле руки, 5/6 роста. Всего насчитывалось 7 видов саженей:
САЖЕНЬ
ДЛИНА (см)
простая (прямая)
152.76
маховая (мерная)
176.4
морская
трубная
без четы
197.2
косая (казенная)
великая
249.46
Длины всех саженей взаимосвязаны геометрическим соотношением. Прямая сажень относится к косой так же, как мерная к великой; и это отношение соответствует отношению стороны квадрата к его диагонали:
152.7^2 = 216
176V2 = 249.4
Сажень без четы является диагональю квадрата, сторона которого равняется мерной сажени. Этот принцип сакральной геометрической соподчиненности мер длины характерен не только для Руси, но и почти для всех народов Средней Азии.
Если взять квадрат со стороной, равной 1/2 мерной сажени, то его диагональ будет равняться половине великой сажени. Отложив диагональ на продолжении стороны квадрата, получим прямоугольник со сторонами а и ал/2. Диагональ этого прямоугольника равна ал/3, прямой сажени. Продолжив построение по такому же принципу, получим:
|
|
Такая система диагоналей в нахождении гармонических пропорций была известна еще в Древнем Египте во времена строительства пирамид. Сопряженность русских мер выступает как основа создания гармонических пропорций церквей и храмов. Она сохраняла всю совокупность мер длины как единую метрологическую систему Древней Руси, в основу которой положены пропорции человеческого тела.
Все русские сажени образуют пары, связанные отношениями Темперированный звукоряд в современной музыке состоит из 12 интервалов, которые выражаются числами:
Каждый отдельный звуковой интервал называется малой секундой и определяется как Таким образом, видно, что система мерных саженей построена по такому же принципу, что и темперированный звукоряд в музыке, при этом величина пропорционального модуля 1.059 = малой секунде звукоряда. Создав систему саженей, русские зодчие получили в свое распоряжение прекрасный инструмент для тонкого духовно-архитектурного варьирования, передачи в Божественных пропорциях храмов тонких нюансов бытия, что обеспечивало создание архитектурных шедевров самого высокого уровня. Люди тонкой душевной организации при входе в храм в буквальном смысле воспринимают музыку его форм.
Русский храм гармоничен: белоснежный куб с золотыми шеломами или пестрый теремообразный цветок, изгибающийся своими деревянными или каменными лепестками, и как будто пре-
бывающий в вечной радости. Прекрасные архитектурные сооружения, насыщаясь излучениями многих человеческих душ, сами обретают душу. Архитектоника храмостроительства оказывает огромное влияние на человеческую духовность и на распространение священных знаний. Вероучение, сущность которого выражает дом для молитвы (в любой религии), получает каноническое оформление.
|
|
В России долгое время возводились особые трехсрубные одно-купольные церкви, сопрягающиеся с триадностью бытия. Все они построены по общему плану (см. рис.) и составлены из трех квадратных срубов, расположенных по
одной линии, с востока на запад. Восточный сруб всегда округлен срезанными углами, образуя абсиду, а к западному часто пристраивалось небольшое продолжение в виде притвора или сеней.
Старинным церквям свойственен очень строгий вкус, чрезвычайно скупой на внешние архитектурные украшения. И одно-купольные, и трехкупольные церкви строились по одному плану и отличались только высотой срубов и своими покрытиями. В од-нокупольных двухскатная крыша или общая для всех трех срубов, или переходящая в купол на среднем срубе, остается двускатной на западном и округляется в пятискатную на алтарной абсиде.
В трехглавых церквях все три сруба имеют свои самостоятельные четырех- или восьмискатные купола (см. о мистерии числа 4).
Стены или опорные колонны многих русских храмов обычно вписываются в квадрат или прямоугольник со сторонами 1:2. Фасады древних храмов (например, Георгиевский собор в Юрьев-Польском) также вписываются в квадрат. Русские зодчие подсознательно владели законами сакральной геометрии; здесь можно с уверенностью заявлять, что при возведении храмов их длань направлялась десницею Божьей.
Церковь Покрова на Нерли, одиноко стоящая в пойме реки, считается наиболее совершенным творением древнерусских храмостроителей. Она как бы служит прологом к архитектурным и духовным ансамблям владимирской земли. Храм посвящен празднику Покрова Богородицы, прославлению ее чудесной силы. Архитектурная мысль строителей проявила в этой церкви углубленную философскую и мистическую мудрость. Для этого храма характерно спокойное равновесие, основанное на законах сакральной симметрии, и в то же время потрясающая легкость, устрем-
ленность ввысь. В результате подобранных соотношений создается впечатление невесомости. В основе композиции лежит крестово-купольная схема. Вертикальное членение церкви преобладает над горизонтальным. Узкие окна усиливают эффект одухотворенности. В храме с удивительной чистотой проявляется пропорция 2:л/5, равная 0.894. Она представляет собой отношение большей стороны прямоугольника с отношением сторон 1:2 к диагонали (это прямоугольник, образованный соединением двух квадратов). Храм Покрова на Нерли — выдающаяся иллюстрация действия на протяжении многих веков законов сакральной архитектуры.
Крестово-купомьная схема церкви
Церкви позднего романского и готического Запада приобрели форму вытянутого, латинского, креста. В основании всей готической архитектуры лежит известная нам фигура Vesica Piscis; ее влияние на планировку зданий, соборов и храмов трудно пере-
оценить. Космические законы действуют с совершенной точностью. Пифагор и Галилей считали, что основа процессов, происходящих во Вселенной, математическая и представлена числам. по сути своей энергетическими и порождающими принципами.
Главным местом является алтарь в центре креста, все ориентировано на эту точку. Большинство церквей ориентировано прямо на восток, к восходу солнца и воскрешению. Эти соборы, а также индийские храмы того же периода были хранилищем знания, характерного для их культур, украшены резьбой по камню снаружи и внутри, расписаны (там, где использовалась роспись) и, в случае готических соборов, освещены пестрым светом, проходящим сквозь оконные витражи. Эти «розовые окна» — один из самых прекрасных примеров мистических концентрических кругов. Образное, интуитивное ощущение связи гармонической архитектурной формы с музыкальной гармонией проявляется в возведении удивительных по красоте и энергетике храмов.
План собора в Реймсе
узыкальная мелодическая линия основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности, в ее основе лежит упорядоченность звуков во времени. В основе сакральной архитектурной композиции пребывает пространственная упорядоченность форм. Чтобы оценить размеры пространственной конструкции геометрической фигуры, нужно проследить ее взглядом от начала до конца. Чтобы насладиться мелодией, следует прослушать всю музыкальную фразу. Здесь заключена органическая связь пространственного и временного восприятия объектов человеческим разумом.
Готические соборы XIII века представляют собой последнюю
попытку создать соборный, центрированный культурный комплекс в Западной Европе. Эти храмовые комплексы стоят в ряду высочайших достижений общечеловеческой культуры.
Несмотря на географическую изоляцию, единая человеческая цель, план и значение начинают проясняться во взметнувшихся ввысь соборах, храмах и мечетях в достаточно яркий период с X по XVI века: Кхад-журахо в Индии, Боробудур на Яве, Ангкор Ват в Индостане, собор в Шартре (Франция), в Кордобе (исламская Испания), Чичен-Ица в Юкатане. Общий смысл, который эти сооружения выражают, означает, в основном, то, что каждый человек — это космическая единица, а общество, в котором он живет — отражение космического плана.
Крестообразная форма западной церкви
Готические образцы
Рассмотрим Парфенон — великолепное сооружение афинского Акрополя, вызывающее чувство глубокой радости бытия и ощущение величия Творца. Такой эффект достигается подбором геометрических соотношений конструкции, в основе которых лежит число Ф. Плутарх так писал о ходе строительства: «Все мастера старались друг перед другом отличиться изяществом работы; особенно же удивительна была быстрота исполнения».
В Парфеноне наблюдается реализация эталонов длины, связанных с числами 1 и л/5. Его создатели избегали прямых форм, свойственных многим архитектурным сооружениям, и стремились приблизить формы храма к природе, а красоту — к красоте человеческого тела. Отсюда и явное преобладание числа Ф, знаменующего собой природу как Божественную эманацию и высшее творение Господа — человека.
Греческий Парфенон (фасад)
Существует предание о старом осле, который ежедневно возил камни на афинский Акрополь для возведения Парфенона. Когда осел одряхлел, он был освобожден от обязанностей. Однако несмотря на это, он каждое утро приходил к Парфенону. Тогда сказали: «Смотрите, даже этот старый осел понял величие того, что мы творим». Животному дали пожизненный пенсион, обязавшись кормить до самой смерти. Простая идея геометрической фигуры порождает удивительное разнообразие гармонических пропорций
и шедевры человеческой мысли, одухотворенные Высшим светом. Из сохранившихся древних церквей очень наглядны — в смысле изучения законов сакральной архитектуры — армянские церкви. Когда в Армению пришло христианство, оно узурпировало языческие традиции, изменяя их в соответствии со своей доктриной, которая облегчила преобразования. Многие праздники святых и даты религиозных церемоний совпадают с языческими праздниками — например, римско-католическое Рождество Христа 25 декабря совпадает с празднованием многих древних богов. Такая корректировка язычества по отношению к христианству подразумевала использование священных чисел и сакральной геометрии уже в новом ракурсе — в аспекте правопреемственности.
Первые армянские церкви были построены по распоряжению св. Григория Святителя и часто устанавливались на месте языческих храмов. Так же, как храм Гарни был построен на вершине храма Урарту и обнаруживал поразительное сходство с храмом Суши в Эребуни, первые церкви копировали языческие храмы, изменяя некоторые детали, чтобы как-то от них отличаться. Их ближайшее рассмотрение показывает, что наиболее уникальные явления сакральной архитектуры (конический купол крыши, крестообразная форма церкви) выполнены в соответствии со строгими принципами священной геометрии.
Интуитивно ощущая космическую целостность и стремясь к ней, человек проявляет это стремление во всем, что делает. Порыв к Божественному совершенству определяет его мысли, наполняет его действия и пребывает во всем, что он создает. Храм для поклонения — особое место, алтарь, который является не только местом отправления культа, но и обителью Космоса. Это сопрягается с универсальным принципом сознания, когда все вещи и все сущности предстают в равной мере как проявление Единого Божественного Целого. Сакральное сознание, структурной моделью которой являются геометрически правильные формы, соответствует герметическому утверждению: «Бог — это сфера разума, центр которой — везде, а окружность — нигде».
Храмы преназначаются для общения с ангелами и высшими духовными иерархиями. Несколько великих храмов предназначено для непосредственного общения с Иисусом Христом. Через христианские церкви низливается могучий поток духовности, истончая и просветляя все большее количество человеческих душ. Даниил Андреев пишет: «При всех искажениях, вызванных в христианстве духовной ограниченностью человеческих тысяч, его создававших, христианская церковь (а позднее — церкви) являла
собой устье могучего духовного потока, низливавшегося с планетарных высот». Храмостроительство как сакральное искусство является разновидностью магии, которая служит своему высшему предназначению, направляя общество в новую область сознания.
Аббат Шуге из Сен-Дени говорит об аналогичной функции оконных витражей, украсивших изначально строгую церковную обстановку. По его мнению, аналогия означает средство, ведущее чувство через созерцание к надчувственной области. Когда творческая активность человека и произведения искусства способны осуществить подобное, мы уже имеем дело не с искусством, а с магией. Эта магия приобретает все большую и большую мощь, которая инициирует и сама является участником творчества целого общества.
Это относится и к готическим соборам, и к прекрасным коврам Афганистана, и к ритуалам, которые мы открываем у тех, кто живет в едином ритме с творческими силами природы. В случае, когда эта взаимосвязь нарушается или исчезает, мы имеем дело уже с другой формой магии — ее черной разновидностью. Магия сакральных геометрических форм происходит от ее созвучия с творческими силами, проявляющимися и воплощенными в каждом случае повседневной жизни.
Итак, первые армянские церкви были построены согласно видению св. Григория. Он описал состав церкви и интерпретацию ее элементов следующим образом: «Основание круглое, золотое, на котором покоится столб огня и которое венчает облако. На него падает крест света. Основания часовен — красные столбы облаков, огня и пересечения света. Эти колонны более низкие, чем столб света. Выше всего — четыре креста, соединенные друг с другом. Венчает строение облако в форме купола».
Церковь — место встречи верующих, где они могут общаться с Божественным миром. Видение св. Григория — подробное описание церкви; эти основные принципы сакральной архитектуры ориентировали храмостроителей на протяжении многих веков.
Везде в повествованиях о планировках храмов можно найти священные числа и геометрические формы. Строительство церкви начиналось с ориентации здания. Линия центра размещалась согласно положению восходящего солнца в определенный день:
«Затем епископ берет в руки мотыгу и ударяет о землю. Трижды оборачивается на восток, трижды — на запад, трижды — на юг и трижды на север. Затем он дает рабочим 12 камней, и они кладут эти двенадцать камней в четырех углах шатра». Сама церковь ориентируется на восток (как языческие храмы) — откуда
ожидают Второго Пришествия (восточное окно показывает вход духовного света в мир). Число 12 отражает двенадцать камней, взятых от реки Иордан, и двенадцать учеников Христа. Камни были омыты водой и вином — поскольку Христос омыл ноги апостолов и дал им вино, чтобы пить на Последней Вечере. «Затем кладут камень для основания церкви в центре, а другие камни — по четырем углам. Произносится молитва».
Христианские сооружения возводились на камнях. Слова Христа «и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф., 16:18) в какой-то степени следует понимать и буквально. Камни в основании церквей на Руси именовали «вавилонами».
Так, центр будущей церкви установлен и четыре угла земли, отмеченные четырьмя камнями, символизируют четыре стороны света. Двенадцать камней распределяются по четырем сторонам квадрата: по три камня на каждой стороне.
Продолжая традицию священных зданий языческих храмов, строители развивали собственную архитектуру. Для базилики отношение было 1/2 (от 1+2 до 3; или 1 и 2 как священные числа сами по себе), а для прямоугольных строений отношение было V2. В качестве единицы измерения при строительстве церквей часто брался так называемый фут (29.5-29.7 см), долго время используемый греками и католиками.
Вот еще пример ранней армянской архитектуры, непосредственно связанный с сакральной геометрией — башня Хагбат. Углы треугольников башни формируют священные числа: 60°= 6+0 = 6; 45° = 4+5 = 9.
Обычному взору культовые сооружения могут казаться просто гармоничными, но люди, знающие принципы мистического построения и числовой метафизики, смотрят на них с пониманием их космического значения и осознавания их великой мистической роли. Здесь необходимо отметить и негативные сооружения, отрицательно влияющие на энергетический модус человека. К таким можно отнести мавзолей на Красной Площади в Москве. Инфернальная архитектура А. В. Щусева, испускающая на тех, кто находится в ее пределах, крайне разрушительные импульсы, составляет большую угрозу для жизни людей — как духовной, так и физической. У многих работников мавзолея, а также у проводящих перед ним долгие часы людей наблюдались опасные расстройства здоровья и психики. Те, кто положил всю свою жизнь на сохранение мумии вождя мирового пролетариата в «надлежащем» виде, вряд ли могут уже адекватно воспринимать реальность ок-
ружающего мира. По словам самого архитектора, «предстояло создать из дерева монументальное сооружение на Красной площади и вложить в него архитектурную идею, достойную имени того, чью бессмертную память оно должно было увековечить». Запечатленный в образе мавзолея памятник вождю мирового пролетариата вошел в историческое архитектурное пространство города как новая, на много лет ведущая архитектурная доминанта.
Мавзолей в Москве — пример демонической архитектурной модели
К сожалению, это бесовское архитектурное наваждение продолжает оставаться на своем прежнем месте, калеча души все большего числа приближающихся к нему людей.
Воздействие демонических импульсов на умы людей в архитектуре XX века сказалось не только в России: конструктивизм на Западе гораздо устойчивее. Сатанинские архитектурные идеи уродуют своими железобетонными монстрами прекрасные города Испании, Франции, Англии, Бельгии, Германии. Инвольтация бесовских начал имеет всемирный характер и на некоторых отрезках истории становится основным плацдармом различных стран.
Архитекторам будущего предстоит большая работа над проблемами единения человеческого и Божественного. Им следует привлекать на помощь строительные и облицовочные материалы, благотворно влияющие на духовное состояние людей, новую трактовку паркового пространства и массива городских кварталов, замыкающих его как рама и отчасти как фон.
Архитектурные композиции современных городов нужно обогащать элементами струящейся, бьющей, неподвижно зеркальной или тихо плещущей воды, горящими под открытым небом светильниками, портиками для прогулок и террасами для свя-щеннодейств, ориентируясь на рекомендации сакральной геометрии.
Города будущего не должны замыкаться на почитании исключительно материальной культуры, что означает конструирование грядущего по демоническим моделям. Задача современной архитектуры заключается в том, чтобы соединить в высшем синтезе исконное несходство между творениями человеческого разума и великими созданиями Бога и Природы.