Мистерия церквей и храмов

Национальная духовная интуиция выражает свое знание о бы­тии преимущественно на языке священных построек. Архитектура храма символически повторяет строение Вселенной и служит ил­люстрацией основных принципов религиозного учения. Соборы и храмы со своими размерами, ритмами, гармонией сводов, моза­икой, росписью воплощают космологические принципы мисти­ческого Закона Господнего. Россия проповедует духовное знание о своем небесном прообразе и двойнике — России Небесной — на языке зодчества. Д. Андреев в «Розе мира» указывает, что с XI до XVIII века все очаги русской духовной и особенно религиоз­ной жизни стремятся к развитию, совершенствованию и повто­рению одного и того же образа. Это — архитектурный ансамбль, осью которого является белый кристалл — белый собор с золоты­ми куполами и столпообразной колокольней, вокруг него — сонм часовенок и малых церквей, часто многоцветных, но почти все­гда златоглавых. Далее — палаты, службы и жилые хоромы и, наконец, кольцо могучих защитных стен с башнями; у их подно­жия — излучина реки.

Этот мотив возникает над Днепром в начале XI столетия, повторяется над Волховом, а затем варианты его начинают мно­житься: в Пскове, Смоленске, Владимире, Переяславле, Черни­гове, Ростове, Коломне, Нижнем Новгороде, Устюге, Троице -Сергиеве, в больших и малых городах и совсем без городов, во множестве монастырей и кремлей. В следующие эпохи он достиг­нет своего апофеоза в Московском Кремле.

Русские храмостроители в своем стремлении к гармонии форм интуитивно пришли к системе саженей, аналогичной музыкаль­ному звукоряду. Такая система основана на золотой пропорции. Существуют определенные законы развития представлений о гар­монии, продвижения познания по пути приближения к верши­нам духа. Эти законы привели творцов прекрасного к темпериро­ванному звукоряду в музыке и к упомянутой системе саженей в зодчестве.

Церковь сама по себе является мощным генератором вибра­ций энергии. Ее форма, расположение определяют излучающие свойства, действие которых не ослабевает, даже если церковь на­ходится в полуразрушенном состоянии. Здесь стоит отметить, что наиболее совершенные по своей сакральной архитектонике церк­ви неподвластны времени и сохраняются на протяжении веков (яркие примеры этому — Церковь Покрова на Нерли, Дмитриев­ский собор). У входящего во храм нейтрализуются все внешние негативные воздействия, что помогает ему услышать голос его души. Если взглянуть под купол православного храма — по четы­рем его сторонам рядом с евангелистами изображены четыре свя­щенных существа: орел, ангел, лев и телец, олицетворяющие че­тыре мировые стихии.

Особое значение имеет архитектоника церквей. Под архитек­тоникой понимается художественное выражение закономернос­тей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конст­руктивной системе сооружения или произведению скульптуры. Существуют некие объективные духовные принципы, которые, когда они воплощены в постройке, принимают ту или иную кон­кретную форму, становятся частью храма или жанровой особен­ностью виртуальной мистерии.

С сакральной архитектоникой храмов связано много наблю­дений и народных поверий. Например, обычай трижды обходить вокруг церкви следует из замеченного наступающего улучшения самочувствия. Описывание защитного круга по периметру священ­ного строения создает мощное защитное поле для самоочищения. Само созерцание храма, любование его правильными формами,

визуализационная практика есть уже форма молитвенного служения. Структура храма мо­делируется крестом: независи­мо от того, помещен ли алтарь в восточной части его или в центре — как в церкви Сан-Стефано Ротондо в Риме, VI в., или в византийских церк­вях этого же типа — и являет­ся ли церковь в плане круглой, прямоугольной (квадратной) или соединенной кругло-пря­моугольной. Такая модуляция происходит как в вертикаль­ном аспекте, воспроизводя­щем уровень предстоящих, ал­тарь на возвышении, иконос­тас, воздвигнутый крест, Бо­жественные персонажи в купо­ле и на парусах, так и в гори-

План базилики

зонтальном аспекте, образуемом пересечением нефов или одним нефом, определяемым линией от входа до алтаря (запад-восток) с трансептом или халцидикой, прорезающей нефы в поперечном направлении (как в древней римской базилике св. Петра).

Некоторые церкви непосредственно сопрягаются по плану с

живыми существа­ми, символизирую­щими учение Хрис­тово. На рисунке видно, как план церкви связан с та­ким выразителем христианского сми­рения, как овца. «Я есмь пастырь доб­рый: пастырь доб­рый полагает жизнь свою за овец» (Ин., 10:11). Сам образ Христа трактуется как образ Агнца

Господнего. В христианской иконографии существовала традиция изображения семи ягнят, стоящих вокруг трона Божества, подоб­но тому, как семь духов стоят вокруг трона Агнца. Исполненные духом христиане омыты и очишены кровью Агнца.

Рассмотрим основные принципы сакральной постройки цер­квей с точки зрения священной геометрии. Сначала определим меры длины, которыми пользовались зодчие.

Основной строительной единицей длины Древней Руси выс­тупала сажень. Само это слово происходит от глагола «досягать». Существовало несколько саженей. Большая сажень определялась как расстояние от земли до кончиков пальцев вытянутой вверх руки 216 см. Маховая (мерная) сажень понималась как рассто­яние между кончиками пальцев распростертых в стороны рук — около 176 см. Прямая сажень определялась как расстояние от кон­чиков пальцев вытянутой к земле руки, 5/6 роста. Всего насчиты­валось 7 видов саженей:

САЖЕНЬ

ДЛИНА (см)

простая (прямая)

152.76

маховая (мерная)

176.4

морская

трубная

без четы

197.2

косая (казенная)

великая

249.46

Длины всех саженей взаимосвязаны геометрическим соотно­шением. Прямая сажень относится к косой так же, как мерная к великой; и это отношение соответствует отношению стороны квад­рата к его диагонали:

152.7^2 = 216

176V2 = 249.4

Сажень без четы является диагональю квадрата, сторона ко­торого равняется мерной сажени. Этот принцип сакральной гео­метрической соподчиненности мер длины характерен не только для Руси, но и почти для всех народов Средней Азии.

Если взять квадрат со стороной, равной 1/2 мерной сажени, то его диагональ будет равняться половине великой сажени. Отло­жив диагональ на продолжении стороны квадрата, получим пря­моугольник со сторонами а и ал/2. Диагональ этого прямоугольни­ка равна ал/3, прямой сажени. Продолжив построение по такому же принципу, получим:

Такая система диагоналей в нахождении гармонических про­порций была известна еще в Древнем Египте во времена строи­тельства пирамид. Сопряженность русских мер выступает как ос­нова создания гармонических пропорций церквей и храмов. Она сохраняла всю совокупность мер длины как единую метрологи­ческую систему Древней Руси, в основу которой положены про­порции человеческого тела.

Все русские сажени образуют пары, связанные отношениями Темперированный звукоряд в современной музыке состоит из 12 интервалов, которые выражаются числами:

Каждый отдельный звуковой интервал называется малой секун­дой и определяется как Таким образом, видно, что система мерных саженей построена по такому же принципу, что и темперированный звукоряд в музыке, при этом величина про­порционального модуля 1.059 = малой секунде звукоряда. Создав систему саженей, русские зодчие получили в свое распоряжение прекрасный инструмент для тонкого духовно-архитектурного ва­рьирования, передачи в Божественных пропорциях храмов тон­ких нюансов бытия, что обеспечивало создание архитектурных шедевров самого высокого уровня. Люди тонкой душевной орга­низации при входе в храм в буквальном смысле воспринимают музыку его форм.

Русский храм гармоничен: белоснежный куб с золотыми ше­ломами или пестрый теремообразный цветок, изгибающийся сво­ими деревянными или каменными лепестками, и как будто пре-

бывающий в вечной радости. Прекрасные архитектурные соору­жения, насыщаясь излучениями многих человеческих душ, сами обретают душу. Архитектоника храмостроительства оказывает ог­ромное влияние на человеческую духовность и на распростране­ние священных знаний. Вероучение, сущность которого выражает дом для молитвы (в любой религии), получает каноническое офор­мление.

В России долгое время возво­дились особые трехсрубные одно-купольные церкви, сопрягающи­еся с триадностью бытия. Все они построены по общему плану (см. рис.) и составлены из трех квад­ратных срубов, расположенных по

одной линии, с востока на запад. Восточный сруб всегда округлен срезанными углами, образуя абсиду, а к западному часто при­страивалось небольшое продолжение в виде притвора или сеней.

Старинным церквям свойственен очень строгий вкус, чрез­вычайно скупой на внешние архитектурные украшения. И одно-купольные, и трехкупольные церкви строились по одному плану и отличались только высотой срубов и своими покрытиями. В од-нокупольных двухскатная крыша или общая для всех трех срубов, или переходящая в купол на среднем срубе, остается двускатной на западном и округляется в пятискатную на алтарной абсиде.

В трехглавых церквях все три сруба имеют свои самостоятель­ные четырех- или восьмискатные купола (см. о мистерии числа 4).

Стены или опорные колонны многих русских храмов обычно вписываются в квадрат или прямоугольник со сторонами 1:2. Фа­сады древних храмов (например, Георгиевский собор в Юрьев-Польском) также вписываются в квадрат. Русские зодчие подсоз­нательно владели законами сакральной геометрии; здесь можно с уверенностью заявлять, что при возведении храмов их длань на­правлялась десницею Божьей.

Церковь Покрова на Нерли, одиноко стоящая в пойме реки, считается наиболее совершенным творением древнерусских хра­мостроителей. Она как бы служит прологом к архитектурным и духовным ансамблям владимирской земли. Храм посвящен празд­нику Покрова Богородицы, прославлению ее чудесной силы. Ар­хитектурная мысль строителей проявила в этой церкви углублен­ную философскую и мистическую мудрость. Для этого храма ха­рактерно спокойное равновесие, основанное на законах сакраль­ной симметрии, и в то же время потрясающая легкость, устрем-

ленность ввысь. В результате подобранных соотношений создается впечатление невесомости. В основе композиции лежит крестово-купольная схема. Вертикальное членение церкви преобладает над горизонтальным. Узкие окна усиливают эффект одухотвореннос­ти. В храме с удивительной чистотой проявляется пропорция 2:л/5, равная 0.894. Она представляет собой отношение большей сторо­ны прямоугольника с отношением сторон 1:2 к диагонали (это прямоугольник, образованный соединением двух квадратов). Храм Покрова на Нерли — выдающаяся иллюстрация действия на про­тяжении многих веков законов сакральной архитектуры.

Крестово-купомьная схема церкви

Церкви позднего романского и готического Запада приобре­ли форму вытянутого, латинского, креста. В основании всей готи­ческой архитектуры лежит известная нам фигура Vesica Piscis; ее влияние на планировку зданий, соборов и храмов трудно пере-

оценить. Космические законы действуют с совершенной точнос­тью. Пифагор и Галилей считали, что основа процессов, происхо­дящих во Вселенной, математическая и представлена числам. по сути своей энергетическими и порождающими принципами.

Главным местом является алтарь в центре креста, все ориен­тировано на эту точку. Большинство церквей ориентировано пря­мо на восток, к восходу солнца и воскрешению. Эти соборы, а также индийские храмы того же периода были хранилищем зна­ния, характерного для их культур, украшены резьбой по камню снаружи и внутри, расписаны (там, где использовалась роспись) и, в случае готических соборов, освещены пестрым светом, про­ходящим сквозь оконные витражи. Эти «розовые окна» — один из самых прекрасных примеров мистических концентрических кру­гов. Образное, интуитивное ощущение связи гармонической ар­хитектурной формы с музыкальной гармонией проявляется в воз­ведении удивительных по красоте и энергетике храмов.

План собора в Реймсе

узыкальная мелодическая линия основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности, в ее основе ле­жит упорядоченность звуков во времени. В основе сакральной ар­хитектурной композиции пребывает пространственная упорядо­ченность форм. Чтобы оценить размеры пространственной конст­рукции геометрической фигуры, нужно проследить ее взглядом от начала до конца. Чтобы насладиться мелодией, следует прослу­шать всю музыкальную фразу. Здесь заключена органическая связь пространственного и временного восприятия объектов человечес­ким разумом.

Готические соборы XIII века представляют собой последнюю

попытку создать соборный, цен­трированный культурный ком­плекс в Западной Европе. Эти храмовые комплексы стоят в ряду высочайших достижений общечеловеческой культуры.

Несмотря на географичес­кую изоляцию, единая челове­ческая цель, план и значение начинают проясняться во взмет­нувшихся ввысь соборах, храмах и мечетях в достаточно яркий период с X по XVI века: Кхад-журахо в Индии, Боробудур на Яве, Ангкор Ват в Индостане, собор в Шартре (Франция), в Кордобе (исламская Испания), Чичен-Ица в Юкатане. Общий смысл, который эти сооружения выражают, означает, в основ­ном, то, что каждый человек — это космическая единица, а об­щество, в котором он живет — отражение космического плана.

Крестообразная форма западной церкви

Готические образцы

Рассмотрим Парфенон — великолепное сооружение афинс­кого Акрополя, вызывающее чувство глубокой радости бытия и ощущение величия Творца. Такой эффект достигается подбором геометрических соотношений конструкции, в основе которых ле­жит число Ф. Плутарх так писал о ходе строительства: «Все масте­ра старались друг перед другом отличиться изяществом работы; особенно же удивительна была быстрота исполнения».

В Парфеноне наблюдается реализация эталонов длины, свя­занных с числами 1 и л/5. Его создатели избегали прямых форм, свойственных многим архитектурным сооружениям, и стремились приблизить формы храма к природе, а красоту — к красоте чело­веческого тела. Отсюда и явное преобладание числа Ф, знаменую­щего собой природу как Божественную эманацию и высшее тво­рение Господа — человека.

Греческий Парфенон (фасад)

Существует предание о старом осле, который ежедневно во­зил камни на афинский Акрополь для возведения Парфенона. Когда осел одряхлел, он был освобожден от обязанностей. Однако не­смотря на это, он каждое утро приходил к Парфенону. Тогда ска­зали: «Смотрите, даже этот старый осел понял величие того, что мы творим». Животному дали пожизненный пенсион, обязавшись кормить до самой смерти. Простая идея геометрической фигуры порождает удивительное разнообразие гармонических пропорций

и шедевры человеческой мысли, одухотворенные Высшим све­том. Из сохранившихся древних церквей очень наглядны — в смыс­ле изучения законов сакральной архитектуры — армянские церк­ви. Когда в Армению пришло христианство, оно узурпировало языческие традиции, изменяя их в соответствии со своей доктри­ной, которая облегчила преобразования. Многие праздники свя­тых и даты религиозных церемоний совпадают с языческими праз­дниками — например, римско-католическое Рождество Христа 25 декабря совпадает с празднованием многих древних богов. Та­кая корректировка язычества по отношению к христианству под­разумевала использование священных чисел и сакральной гео­метрии уже в новом ракурсе — в аспекте правопреемственности.

Первые армянские церкви были построены по распоряже­нию св. Григория Святителя и часто устанавливались на месте языческих храмов. Так же, как храм Гарни был построен на вер­шине храма Урарту и обнаруживал поразительное сходство с хра­мом Суши в Эребуни, первые церкви копировали языческие хра­мы, изменяя некоторые детали, чтобы как-то от них отличаться. Их ближайшее рассмотрение показывает, что наиболее уникаль­ные явления сакральной архитектуры (конический купол кры­ши, крестообразная форма церкви) выполнены в соответствии со строгими принципами священной геометрии.

Интуитивно ощущая космическую целостность и стремясь к ней, человек проявляет это стремление во всем, что делает. По­рыв к Божественному совершенству определяет его мысли, на­полняет его действия и пребывает во всем, что он создает. Храм для поклонения — особое место, алтарь, который является не только местом отправления культа, но и обителью Космоса. Это сопрягается с универсальным принципом сознания, когда все вещи и все сущности предстают в равной мере как проявление Единого Божественного Целого. Сакральное сознание, структур­ной моделью которой являются геометрически правильные фор­мы, соответствует герметическому утверждению: «Бог — это сфе­ра разума, центр которой — везде, а окружность — нигде».

Храмы преназначаются для общения с ангелами и высшими духовными иерархиями. Несколько великих храмов предназначе­но для непосредственного общения с Иисусом Христом. Через христианские церкви низливается могучий поток духовности, ис­тончая и просветляя все большее количество человеческих душ. Даниил Андреев пишет: «При всех искажениях, вызванных в хри­стианстве духовной ограниченностью человеческих тысяч, его создававших, христианская церковь (а позднее — церкви) являла

собой устье могучего духовного потока, низливавшегося с плане­тарных высот». Храмостроительство как сакральное искусство яв­ляется разновидностью магии, которая служит своему высшему предназначению, направляя общество в новую область сознания.

Аббат Шуге из Сен-Дени говорит об аналогичной функции оконных витражей, украсивших изначально строгую церковную обстановку. По его мнению, аналогия означает средство, ведущее чувство через созерцание к надчувственной области. Когда твор­ческая активность человека и произведения искусства способны осуществить подобное, мы уже имеем дело не с искусством, а с магией. Эта магия приобретает все большую и большую мощь, которая инициирует и сама является участником творчества цело­го общества.

Это относится и к готическим соборам, и к прекрасным ков­рам Афганистана, и к ритуалам, которые мы открываем у тех, кто живет в едином ритме с творческими силами природы. В слу­чае, когда эта взаимосвязь нарушается или исчезает, мы имеем дело уже с другой формой магии — ее черной разновидностью. Магия сакральных геометрических форм происходит от ее созву­чия с творческими силами, проявляющимися и воплощенными в каждом случае повседневной жизни.

Итак, первые армянские церкви были построены согласно видению св. Григория. Он описал состав церкви и интерпретацию ее элементов следующим образом: «Основание круглое, золотое, на котором покоится столб огня и которое венчает облако. На него падает крест света. Основания часовен — красные столбы облаков, огня и пересечения света. Эти колонны более низкие, чем столб света. Выше всего — четыре креста, соединенные друг с другом. Венчает строение облако в форме купола».

Церковь — место встречи верующих, где они могут общаться с Божественным миром. Видение св. Григория — подробное опи­сание церкви; эти основные принципы сакральной архитектуры ориентировали храмостроителей на протяжении многих веков.

Везде в повествованиях о планировках храмов можно найти священные числа и геометрические формы. Строительство церкви начиналось с ориентации здания. Линия центра размещалась со­гласно положению восходящего солнца в определенный день:

«Затем епископ берет в руки мотыгу и ударяет о землю. Триж­ды оборачивается на восток, трижды — на запад, трижды — на юг и трижды на север. Затем он дает рабочим 12 камней, и они кладут эти двенадцать камней в четырех углах шатра». Сама цер­ковь ориентируется на восток (как языческие храмы) — откуда

ожидают Второго Пришествия (восточное окно показывает вход духовного света в мир). Число 12 отражает двенадцать камней, взятых от реки Иордан, и двенадцать учеников Христа. Камни были омыты водой и вином — поскольку Христос омыл ноги апостолов и дал им вино, чтобы пить на Последней Вечере. «За­тем кладут камень для основания церкви в центре, а другие кам­ни — по четырем углам. Произносится молитва».

Христианские сооружения возводились на камнях. Слова Хри­ста «и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одо­леют ее» (Матф., 16:18) в какой-то степени следует понимать и буквально. Камни в основании церквей на Руси именовали «вави­лонами».

Так, центр будущей церкви установлен и четыре угла земли, отмеченные четырьмя камнями, символизируют четыре стороны света. Двенадцать камней распределяются по четырем сторонам квадрата: по три камня на каждой стороне.

Продолжая традицию священных зданий языческих храмов, строители развивали собственную архитектуру. Для базилики от­ношение было 1/2 (от 1+2 до 3; или 1 и 2 как священные числа сами по себе), а для прямоугольных строений отношение было V2. В качестве единицы измерения при строительстве церквей часто брался так называемый фут (29.5-29.7 см), долго время использу­емый греками и католиками.

Вот еще пример ранней армянской архитектуры, непосред­ственно связанный с сакральной геометрией — башня Хагбат. Углы треугольников башни формируют священные числа: 60°= 6+0 = 6; 45° = 4+5 = 9.

Обычному взору культовые сооружения могут казаться про­сто гармоничными, но люди, знающие принципы мистического построения и числовой метафизики, смотрят на них с понимани­ем их космического значения и осознавания их великой мисти­ческой роли. Здесь необходимо отметить и негативные сооруже­ния, отрицательно влияющие на энергетический модус человека. К таким можно отнести мавзолей на Красной Площади в Москве. Инфернальная архитектура А. В. Щусева, испускающая на тех, кто находится в ее пределах, крайне разрушительные импульсы, составляет большую угрозу для жизни людей — как духовной, так и физической. У многих работников мавзолея, а также у проводя­щих перед ним долгие часы людей наблюдались опасные расстрой­ства здоровья и психики. Те, кто положил всю свою жизнь на сохранение мумии вождя мирового пролетариата в «надлежащем» виде, вряд ли могут уже адекватно воспринимать реальность ок-

ружающего мира. По словам самого архитектора, «предстояло со­здать из дерева монументальное сооружение на Красной площади и вложить в него архитектурную идею, достойную имени того, чью бессмертную память оно должно было увековечить». Запечат­ленный в образе мавзолея памятник вождю мирового пролетари­ата вошел в историческое архитектурное пространство города как новая, на много лет ведущая архитектурная доминанта.

Мавзолей в Москве — пример демонической архитектурной модели

К сожалению, это бесовское архитектурное наваждение про­должает оставаться на своем прежнем месте, калеча души все боль­шего числа приближающихся к нему людей.

Воздействие демонических импульсов на умы людей в архи­тектуре XX века сказалось не только в России: конструктивизм на Западе гораздо устойчивее. Сатанинские архитектурные идеи уро­дуют своими железобетонными монстрами прекрасные города Ис­пании, Франции, Англии, Бельгии, Германии. Инвольтация бе­совских начал имеет всемирный характер и на некоторых отрез­ках истории становится основным плацдармом различных стран.

Архитекторам будущего предстоит большая работа над про­блемами единения человеческого и Божественного. Им следует при­влекать на помощь строительные и облицовочные материалы, бла­готворно влияющие на духовное состояние людей, новую трак­товку паркового пространства и массива городских кварталов, за­мыкающих его как рама и отчасти как фон.

Архитектурные композиции современных городов нужно обо­гащать элементами струящейся, бьющей, неподвижно зеркаль­ной или тихо плещущей воды, горящими под открытым небом светильниками, портиками для прогулок и террасами для свя-щеннодейств, ориентируясь на рекомендации сакральной геомет­рии.

Города будущего не должны замыкаться на почитании ис­ключительно материальной культуры, что означает конструиро­вание грядущего по демоническим моделям. Задача современной архитектуры заключается в том, чтобы соединить в высшем син­тезе исконное несходство между творениями человеческого разу­ма и великими созданиями Бога и Природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: