«Физика геометрична».
М. Планк
Традиционные пути духовного развития были изначально проложены вдали от научных изысканий. Следовательно, многие понятия из их лексикона выражены в терминах космологии или мифологии, которые современная наука старается не использовать. Однако возникает естественный вопрос: возможно ли включить и науку, и мистику в единое последовательное мировознание? Первая четверть науки XX столетия была отдана на откуп философии материализма, которая была антагонистически настроена по отношению ко всем формам религиозного понимания действительности. С появлением квантовой физики, как ни парадоксально, эта материалистическая философия стала с научной точки зрения ненадежной. То есть, свидетельства самой науки противоречат материалистическому объяснению Вселенной.
Согласно большинству мифов о творении, все сущее появляется, или эманирует, из изначального Ничто. То есть, все выходит из ничего. Как ничто становится чем-то? В лоне пустого пространства, динамической пустоты энергия кристаллизуется в материю. Масса — просто форма энергии. Этот процесс структурирован невидимой геометрической решеткой. Фактически, она является пред-геометрической реальностью. Поскольку она не имеет никакого истинного физического существования, она метафизична (лежит за пределами физики).
Материализм (естественная философия — по аналогии с естественными науками) — теория метафизики. Это метафизическое размышление, позыв рассмотреть статичную материю как первичную действительность. Любая попытка описывать действительность — метафизическое предположение. В своей динамической форме материя не может быть отделена от энергии. Энергия — собственность материи, которую можно рассматривать как потенциальную энергию. Задолго до зарождения западных естественнонаучных представлений посвяшенческая наука провозглашала, что материи свойственен ум, сознание, или дух. Это едва ли имеет большое значение, если изначально рассматривать материю как проявление силы или проявление духа.
Квантовая механика показывает, что материалистическое объяснение смысла действительности — иллюзия, то есть, объективное существование мира является иллюзией. Если читатель знаком с современной мистической традицией, это утверждение покажется знакомым. Один из ее представителей, Джоэл Морвуд пишет: «Появление объективного мира цели, отличного от субъективной самости — всего лишь мнимая форма, в которой сознание обретает совершенное понимание самого себя». Нильс Бор, пионер физики XX века говорил: «Независимая действительность в обычном физическом смысле не может связываться ни с явлениями, ни с методами наблюдения». А известный индусский философ Шанкара утверждал по этому поводу: «Все веши — от Брахмы-Творца до травинки — просто нам кажутся; они не являются реальными».
Сравните эти слова с заявлением Вернера Гейзенберга, создателя квантовой механики: «Если хотите дать точное описание элементарной частицы, то записать можно только одну вещь — функцию вероятности. Но тогда каждый сможет увидеть, что даже качество действительности зависит от того, что о нем написано».
Все эти знаменитые люди как один утверждают, что мы пребываем в заблуждении, и что имеется реальный объективный мир. Так как это находится в явном противоречии с нашим непосредственным опытом и со всем, что большинство из нас когда-либо изучало, первый позыв — отклонить все эти заявления как смехотворные.
Средний обыватель, возможно, с легкостью мог бы осмеять радикальные утверждения нескольких эзотериков. Но как тогда быть с академическими учеными? Нильс Бор и Вернер Гейзен-берг — легенды XX столетия, нобелевские лауреаты, которых трудно заподозрить в предвзятой симпатии к «колдунам». Они — создатели квантовой механики, наиболее точной и перспективной физической теории объяснения мира, когда-либо изобретенной человечеством. Она объясняет сияние Солнца, движения молекул, феномен намагничивания и даже геометрическую форму и внешний вид объектов. Это наука, давшая нам компьютеры, лазеры и способы управления атомной энергией. Именно квантовая физика лежит в основе всех этих современных чудес.
Человеческий опыт подсказывает, что действительно имеется другой, объективный мир. Но мистики и физики утверждают, что объективный мир — иллюзия. Чтобы разобраться в этом, рассмотрим следующий сценарий. Представьте, что вам предоставлена возможность вернуться во времени назад на 3000 лет и столкнуть-
ся с людьми, которые убеждены, что Земля — плоский диск. Когда вы услышите это, вам захочется им сообщить, что они ошибаются, и сказать, что Земля круглая. Но в тот же момент вы поймете, что не сможете доказать это. В конце концов, весь их жизненный опыт подтверждает идею, что Земля — плоская. Они измеряют земную поверхность и делают дорожные карты, использующие 2-мерную геометрию, которая не входит в противоречие с опытом. Ваши заявления, что земля круглая, кажутся им опасным заблуждением, если не безумием; особенно если вы начнете им рассказывать про полеты по воздуху и прочие вещи, которые стали для нас обыденными. А басни о том, что в вашем времени люди поднялись над Землей и увидели ее круглую форму, могут стоить вам жизни
Теперь попробуем вернуться на 500 лет назад. Вы очутитесь во времена трансатлантической навигации, когда уже все будут знать о круглой Земле. Стремясь получить в свое распоряжение доказательство шарообразности земли, такое, чтобы оно было понятно древним людям, вы идете в близлежащий университет и просите, чтобы молодой студент астрономии сообщил вам его. Вам рассказывают про недавние путешествия Колумба, которые, кстати, базировались на самых последних навигационных технологиях и космологических теориях. Идея плоской Земли просто не совместима с этим новым знанием, говорят вам. Когда вы возражаете, что сам жизненный опыт сообщает, что Земля является плоской, вам тогда объяснят, что ваш опыт ограничен. Земля настолько большая, что мы обычно ограничиваемся только ее малой частью, для которой, в какой-то степени, справедливо утверждение, что Земля плоская. Наш опыт сегодня не как ограничен, как это было в прошлом. Сейчас можно проверять искривление поверхности Земли точными астрономическими приборами.
Но по мере того, как вы слушаете объяснения средневекового студента, он начинает рассказывать о том, что, по последним данным космологической теории, Земля находится в центре Вселенной. Даже в эпоху Просвещения все же имеются некоторые иллюзии. Если возразить, что центром является Солнце, то вам скажут: это подразумевало бы, что Земля перемешается, а мы не испытываем земное перемещение. Более того, люди видят восход и закат Солнца. Это непосредственный опыт, и нет никаких иных свидетельств, противоречащих ему или предлагающих иную схему мироустроения. Опять вы обнаруживаете, что не способны сражаться с иллюзиями прошлого. Кстати, если ближе познакомиться с этим студентом астрономии, вполне может оказаться, что
его зовут Николай Коперник. Вернувшись в свое время, вы снова идете в местный университет, чтобы выяснить, какие есть свидетельства того, что Солнце является центром солнечной системы. Вам расскажут про телескоп, который изобрел Галилей, о фазах Венеры, и как законы Ньютона объясняют, почему мы не чувствуем земного перемещения. Вас также просветят относительно недавних полетах в космос, о космических исследованиях и как с помощью гелиоцентрической теории было рассчитано точное расстояние между планетами.
Если культуры прошлого были введены в заблуждение относительно действительности, как мы можем быть настолько уверены, что наши существующие представления о мире являются реальными? Может ли наше мировоззрение быть иллюзией — такой же, как иллюзия плоской Земли или Земли, находящейся в центре галактики? 3000 лет назад Земля считалась плоской только потому, что это вполне удовлетворяло ограниченному опыту той эпохи. Каким образом мы можем убедиться, что наши иллюзии не скрывают другую, истинную действительность?
Точно так же, как и у людей прошлого, наш опыт ограничен. Из-за этого ограниченного опыта мы часто становимся жертвой иллюзии, претендующей на абсолютную истинность. Мысль о том, что мир имеет объективное существование — не больше, чем фикция, иллюзия. Конечно, эта фикция соответствуют нашему повседневному опыту. Но в какой-то момент мы можем выйти за ограничения иллюзии и расширить свой опыт, включив в него более тонкие наблюдения за действительностью.
Процитируем Бора и Гейзенберга еще раз. Бор: «Поскольку наше знание становится более широким, мы должны всегда готовиться к ожидаемым изменениям точки зрения, более удовлетворительным для нашего опыта». Гейзенберг: «Существующие научные концепции всегда охватывают только очень ограниченную область действительности, а другая ее часть остается непонятой. Всякий раз, когда мы переходим от известного к неизвестному, мы можем надеяться на понимание, но тогда нам, вероятно, придется изучить значение слова «понимание».
Приняв, что объективное существование мира является иллюзией, обратимся к квантово-механическому объяснению действительности. При этом нужно иметь в виду, что эти свидетельства подобны убеждениям людей прошлого, что Земля не является плоской. То есть потребуется обращаться к явлениям, лежащим за пределами ограниченного опыта. Идеи здравого смысла классической физики противоречат тому, что наблюдается в мире эле-
ментарных частиц. Например, цвета света, испускаемого атомами, не совпадают с классическими представлениями. Макс Планк обнаружил, что наблюдаемые цвета можно объяснять, если предположить, что свет испускается «по порциям», частями, которые он назвал квантами. В свое время это было настоящим шоком, так как многочисленные эксперименты, казалось, доказывали, что свет — волна.
Чтобы продемонстрировать эту странную ситуацию, представьте, что имеется источник частиц позади стены с двумя разрезами в ней. С другой стороны стены — экран, который может обнаружить частицы, проникающие через эти два разреза. Так как частицы локализованы в пространстве, каждая испускается из источника, проходит через одно или другое отверстие и попадает на экран. Рисунок, который мы ожидаем увидеть, — две группы точек, соответствующих частицам, прошедшим каждый из разрезов. Обратите внимание, что эти результаты совместимы с предположением, что частицы связывались с определенной дорожкой через один разрез или другой, как любая объективно существующая вещь. Это то, что обычно случается с большими объектами.
Теперь представьте, что эксперимент выполнен снова, только вместо ограниченных частиц, путешествующих через пустое пространство, взята некая среда, например, вода и некий источник нарушает эту среду, непрерывно испуская волны во всех направлениях. Эти волны не испускаются порционно и они не ограничены в пространстве, подобно частицам. В результате, волна не проходит через один или другой разрез, как частица, но проходит одновременно через оба. Волны также могут вмешиваться одна с другой. Когда эти две волны, выходящие из двух разрезов, сливаются вместе и не совпадают по фазе, они могут погасить друг друга, и ничего не останется. Это очень отличается от обычного поведения частиц! Экран отобразит волновое поведение: будут наблюдаться пики, где волны складываются, и вогнутости, где они затихают. Так происходит, если эксперимент проводится с обычными волнами.
Если этот эксперимент провести в микроскопическом масштабе с квантами, в результате получится сверхъестественная смесь волн и частиц. Источник испускает частицы порциями, и экран обнаруживает эти порции. Но рисунок на экране — это изображение волн! Нельзя сказать, что мы исследуем волну, так как изначально у нас были частицы. Но нельзя также и утверждать, что мы исследуем частицы, поскольку видим волновой рисунок. Интерференция сообщает нам, что частица не локализована в про-
странстве, поскольку она проходит путь до экрана. Подобно волне, она проходит через оба разреза. Можно даже проверить это, наблюдая за прохождением частиц. Остается вывод о том, что это — не физическая волна, подобная водной волне, а вероятностная, описывающая потенциал существования частицы. Это необычная волна, волна вероятности, без определенного, или объективного, существования в обычном смысле.
Такой эксперимент можно поставить с электронами, фотонами, протонами, нейтронами — любой субатомарной частицей. Результат будет тем же самым. Этим недвусмысленно демонстрируется, что все субатомарные частицы не имеют определенного материального существования. Гейзенберг замечал: «Статистические особенности естественных законов вездесущи и принципиальны. Дело в том, что квантово-механические особенности гораздо более очевидны в атомных структурах, чем в объектах, наблюдаемых ежедневно».
Независимое существование материального мира — иллюзия. Философы и мистики Востока и Запада согласны с современной квантовой теорией: объективное существование мира — иллюзия, майя. Майя есть то, что дурманит человека и убеждает его принять мир не таким, каков он на самом деле Уроки майи говорят о том, что человек должен постигнуть настоящую природу мира и его секретных сил, действующих под постоянно изменяющейся внешностью мира. Покровы иллюзии нуждаются в устранении для действительного постижения реальности.
Характер действительности — вот настоящая энергия материи, на которую следует обратить особо пристальное внимание. Теория относительности рассматривает отдельно взятую сущность как искажение структуры пространства. В квантовой теории отдельные частицы становятся временными и частичными проявлениями перемещающегося волнового рисунка. Они объединяются в одной точке, распадаются и снова объединяются уже в другом месте. Вибрационная энергия управляется в соответствии с законами вероятности.
Какие невидимые силы лежат в основе отношений материя-энергия и пространство-время? Любая форма и любая сила сокрыты в пределах пустоты. Форма — это не что иное, как Пустота; Пустота — не что иное, как Форма. Наша человеческая форма — просто пустота; наш материалистический макияж — просто мнимость, пустота. Если рассматривать людей как электромагнитные объекты, то вместо химических и физических существ получаются волновые фронты, перемещающиеся в пространстве. Наше пер-
сональное пространство не является пустым, но не может быть понято вне материи, выражающей себя различными специфическими способами, например, как волны.
Состояние пустоты, понимаемое в сакральной геометрии как основная матрица бытия, является космическим нулем и пропорционально нашей наиболее фундаментальной действительности. Оно есть часть сюрреалистического квантового царства. Оно находится в пределах всех нас, поскольку относительное пространство между атомами человеческого тела выражается в астрономических единицах. Такая идея лежит в основе всего существования, и мистики ищут способ познания ее с помощью медитации, двигаясь между умом и майей (иллюзией). В пустоте любое внешнее восприятие прекращаются, и сознание становится свободным.
Освобождению сознания помогают определенные образы. На протяжении столетий различные геометрические формы считались выражением или метафорами высоких духовных истин. Эти священные формы и символы — естественная часть коллективного сознания, которое проявляется в каждом поколении. Мы проецируем их вовне из глубин души, потому что они настолько фундаментальны для нашего существования, что без них в окружающем мире просто не обойтись. Некоторые типичные формы возвращаются при медитации обратно.
Когда что-то эманирует из ничего, это происходит не в терминах евклидовой геометрии. Для описания процесса эманации требуются, как минимум, такие категории, как время и пространство. Эйнштейн для объяснения относительности времени и пространства использовал, конечно, неевклидову геометрию. Восприятие необыкновенных, или метафизических аспектов геометрии происходит интуитивно. Простой и действенный способ выхода за пределы установившегося шаблона восприятия действительности — отказ от прежних представлений. Когда в XIX веке возникла неевклидова геометрия, это произошло за счет отказа от пятого постулата геометрии Евклида, казавшегося на протяжении двух тысяч лет совершенно очевидным и абсолютно истинным.
Платон, Архимед и пифагорейцы основывали многие свои философские предположения на природе геометрической формы. Современная наука не оставила традицию поиска понимания форм, которые обеспечивают осознание физической действительности. Евклидова геометрия описывает характер человеческого мира, но не затрагивает модель космоса и микрокосма. В основание научных методов постижения реальности ложатся все более изощренные формы измерений. Это привело к современной то-
пологий — изучению тех свойств геометрических фигур или твер дых тел, которые остаются инвариантными при преобразованиях. Идея многомерности пространства не нова — человек давно пытается выйти за рамки четырехмерного континуума. Еще в конце XVIII и начале XIX веков геометрическая интерпретация многомерности пространства получила свое воплощение в работах Мёбиуса, Якоби и других. В наиболее общем виде многомерная геометрия нашла отражение в работах немецкого математика Римана (1854 г.), а также в геометрии постоянной кривизны Лобачевского. В 1908 г. немецкий математик Минковский применил ее в специальной теории относительности.
Несмотря на то, что многомерная геометрия рассматривалась как математическая абстракция, выведенные свойства и закономерности пространства привели к попыткам их физического толкования. Предполагалось, что существует некоторая неопределенная, недоступная для человека сфера, где обитают духи и существа тонких миров.
Восприятие невидимых сфер бытия предполагает отказ от привычных математических представлений. Иллюзорность человеческого восприятия геометрических форм легко доказывается, например, следующим экспериментом: на приведенном ниже фрагменте храмовой росписи кривые линии фигуры представляются спиралью; однако это окружности:
В 1878 г. австрийский астрофизик Цельнер высказал предположение, что только четвертое пространственное измерение может объяснить многие непонятные явления человеческой психики. Кроме Цельнера подобные попытки объяснения реальности делались и многими другими исследователями; в России, например, это были Бутлеров, Успенский и другие.
В 1929 г. польский физик Калуца высказал гипотезу, что гравитацию и магнетизм можно объединить в единой системе, если допустить существование еще одного пространственного измерения, то есть перейти от четырехмерного к пятимерному континууму (пятым измерением остается время). В этом случае гравитация и магнетизм могут рассматриваться как следствие искривления трехмерного пространства в четвертом измерении и создаются предпосылки для создания теории единого поля.
Пятое измерение является бесформенностью. В нем нет никакой формы. В 1926 г. швед Клейн, пытаясь разрешить загадку пятого измерения, высказал предположение, что оно «свернуто» до очень малых размеров, а потому не наблюдается нами. Эти работы положили начало нескольким более поздним гипотезам по многомерной структуре пространства, изложенным в ряде работ по квантовой физике, причем количество пространственных измерений в этих гипотезах варьируется в очень широких пределах.
Элементарные частицы современной физики могут быть преобразованы друг в друга точно так же, как в философии Платона. В сакральной топологии отношения — нечто большее, чем просто метафора. Метафизическая и физическая действительность совпадают. Целое оказывается больше
суммы частей, — и все это происходит в силу относительности сил. В нашей Вселенной проявляются новые свойства материи, которые не являются свойствами ее составных частей. К таким свойствам на стадии становления относится сама жизнь, осознанное понимание реальности.
Академия Платона в Афинах выдвинула девиз: «Негеометр да не войдет сюда». Платон описывает, как Сократ обучал геометрии раба. Используя свой знаменитый метод, Сократ не дает ему
непосредственно знания, а скорее, он выявляет знание, об обладании которым раб не догадывался. Цель человека — выявить захороненное интуитивное знание мира, населенного богами и божественными формами.
Как считал Платон, перед рождением мы были знакомы с чистыми математическими объектами и отношениями, также как и с моральными идеалами или ценностями. Он утверждал, что мы потеряли это знание при рождении, но можем возвратить это через самораскрытие. Для Платона все достоинства бледнели по сравнению с высочайшей способностью души, которая является инструментом мистического созерцания Божественного.
Космическое пространство не пусто; однако возможность его заполнения всегда была спорной проблемой в философии. Аристотель нашел концепцию абсолютной пустоты недопустимой. До сих пор ученые не в состоянии моделировать в лабораторных условиях вакуум. Характерная особенность Вселенной — ее необъяснимость.
Большая часть окружения атома — пустота; между галактиками также пребывает пустота. Звезды, атомы, и вакуум — все это формы проявления изначальной Пустоты.
Понятие вечной природы священной пустоты отражено в современной квантовой теории. Это не обычная, но динамическая и восприимчивая пустота. Центральная концепция квантовой теории поля: поле существует всегда и везде. Материя неотделима от окружающего ее пространства. Поле может брать свою форму из квантов, частиц. Оно является физической сущностью, единственной физической действительностью.
Поле содержит в себе потенциальную возможность всех возможных состояний Вселенной. Из этих состояний основным является состояние вакуума. Материя в чистом виде встречается во Вселенной редко, большая часть ее находится в состоянии очень изменчивой, возбужденной плазмы. Только 5% материи не являются ни слишком горячими, ни слишком растворенными, — чтобы образовывать твердые, жидкие или газообразные тела.
Все же, некоторые свойства материи всеобъемлющи. Вся материя находится в движении. Деятельность — это сама сокровенная характеристика Проявленного. Тварные вещи исходят из космического нуля в результате творческого процесса.
Так называемый «космический нуль» был смоделирован геометрами и философами в фигуре, которая называется Vector Equilibrium (векторное равновесие). Геометрия векторного равновесия — предшественник нового элементного знания. Фигура
Vector Equilibrium представляет собой одно из тринадцати тел Архимеда, кубоктаэдр. Однако более известны правильные формы типа куба. Символика кубоктаэдра трудна для восприятия. Обратившись к простым телам, древние греки не смогли понять тонкий акт равновесия Вселенной. Греки никогда не понимали энергетических свойств векторного равновесия, то есть динамической стабильности бытия.
Нулевая пульсация в векторном равновесии — самый доступный способ приблизиться к познанию вечности и Бога. Центр этой фигуры — пустота. Это — математическая аномалия, где обычные законы пространственно-временного континуума не действуют. Она напоминает очень рациональную систему, но, в конечном счете, иррациональна и бросает вызов логике. Векторное равновесие — зона нейтрального резонанса, где волны могут проходить друг через друга без всякой интерференции. И она теоретически не может физически существовать как структура, так как природа не приемлет вакуум.
В квантовой механике система не может иметь энергию, равную нулю. Нет такой вещи, как абсолютная пустота. Минимальное движение изначального состояния называется нулевой точечной энергией, или нулевым точечным движением.
Космический ноль существует, как это ни парадоксально, в царстве души и в квантовой действительности в атомном ядре, выраженном как сила. Это форма бесформенности. Она формирует корни космического Древа Жизни — поскольку здесь имеется связь между неорганической и органической материй в квантовом масштабе.
Физика работает с образцами органической энергии; все они являются динамическими, действующими. Масса есть энергия, так что субатомарный мир всегда пребывает в движении. Инертная материя, если пристально на нее посмотреть, движется. Деятельность материи определяет ее сущность.
Векторное равновесие эманирует из центра в двенадцати основных направлениях. Эта энергия движется вовне через пространство и время в форме кубоктаэдра, чередуясь со своей парой, октаэдром внутри куба.
Векторная система равновесия имеет 12 вертикалей, 8 треугольных граней, 24 ребра и 32 плоскости. Это есть всенаправлен-ное равновесие, совершенный символ для объединения противоположностей; образ, соединяющий макромир с микромиром.
Мы живем в океане противоположностей: жизнь и смерть, мужское и женское, сила и слабость, высокое и низкое, счастье
и горе, черное и белое. Самым неожиданным образом не только сознание, но и язык, а также современные социальные структуры и технологии опираются на изначальные противоположности; они пронизаны их производными. Несмотря на их определенность, ошибочно считать их абсолютными. В современную эпоху только противоположности обнаружимы и экспериментально доказуемы. При этом не учитывается их общая основа — центральная точка, так что все, что познается из опыта — это только постоянное соревнование, борьба и война, ведущаяся против множащих себя, утверждающих себя антагонизмов. В векторном равновесии соотношение между положительным и отрицательным равно нулю.
Эта область составляет космический проект, который называется изотропической матрицей векторов, живым континуумом. Эта однородная геометрическая область, непосредственно управляемая Божественным сознанием. Она является основанием для геометрической модели действительности, охватывающей пропасть между метафизическим и физическим.
В «Розе Мира» Даниил Андреев пишет: «Слоев, имеющих свыше шести пространственных измерений, в Шада-накаре, кажется, нет. Число же временных достигает в высших из этих слоев брамфатуры огромной цифры — двести тридцать шесть». В основе концепции строения Мира по Д. Андрееву лежит понятие многослойное™ Вселенной. Под каждым слоем понимается при этом такой материальный мир, материальность которого отлична либо числом пространственных, либо числом временных координат. Наш физический слой (Энфор) — понятие, равнозначное понятию астрономической Вселенной, «характеризуется тем, что его пространство обладает тремя координатами, а время, в котором он существует — одной». В слоях, где время имеет несколько измерений, течение времени осуществляется несколькими параллельными потоками различных темпов, хотя обитатели такого слоя существуют во всех них и сознают их все. Несколько слоев, близких по предназначению, могут складываться в систему миров (са-куала), хотя существуют и слои-одиночки подобно Энфору. Слои и сакуалы отличаются между собой и протяженностью пространства (локальная протяженность, связанная с границами, например, Солнечной системы, планеты или даже определенного пласта планеты или космическая протяженность). Будучи связанными между собой общими метаисторическими процессами, обладая — в большинстве — как бы парой враждующих духовных полюсов, все слои каждого небесного тела составляют огромную, тесно взаимодействующую систему — брамфатуру. Это арена бес-
престанной борьбы светлых и темнь х сил с неизбежным в итоге «просветлением» материи и подъемом воплощающихся в этих слоях душ «к неизречимому Солнцу Мира, чтобы рано или поздно слиться с Ним и погрузиться в Него для сорадования и для сотворчества в созидании Вселенных и вселенных». Именно о брамфатуре планеты Земля, включающей 242 иноматериальных слоя, и шла речь выше.
Основная идея сакральной геометрии сформулирована Платоном: «Демиург — геометр». Демиург, часто ошибочно переводимый как Бог, является властителем существ, которые иногда упоминаются в посвященческой литературе как архитекторы или проявленные логосы Космоса.
В библейской книге Бытие приводится термин Элохим, который снова ошибочно переведен как «Бог». Во-первых, это форма множественного числа. Во-вторых, это слово лучше трактовать как властитель ангельских существ, которые создали человечество по своему образу и подобию.
Почему же Демиург понимается как Великий Геометр Вселенной? Каковы пути и методы, которые используются высшими духовными существами, чтобы подготовить воплощение на земле души? Как «разрабатывался» внешний вид человека, цветов, животных, минералов?
Эти вопросы на протяжении веков занимают человеческие умы — от древних индусов до жителей Вавилона, греков, иудеев и современных адептов сакральной геометрии. Некоторые ответы находятся в таинстве проектировки и художественного оформления индусских храмов, египетских пирамид и так далее, обрисованы в сакральных геометрических формах, закодированы в священных писаниях — Библии, Пуранах, Зенд-Авесте, Коране...
Пытливому уму понятно, что во Вселенной существует присущий только ей порядок; хотя может показаться, что мир пребывает в состоянии энергетического хаоса.
Рост и развитие человеческого эмбриона — хороший пример гармоничной работы природы. В начальной стадии ячейки собраны в красивую геометрическую фигуру, напоминая структуру, которую можно обнаружить в царстве минералов. Затем в стадии развития можно наблюдать структуры, напоминающие модели растении, низших животных и так далее. В развитом плоде изящество мистической геометрии достигает своего совершенства.
В природе, искусстве, науке и архитектуре присутствует высшая соразмерность. Работа противоположностей ведет к созданию гармоничных пропорций. Пример этого — появление на свет
такого уникального явления, как золотая пропорция (см. соответствующую главу). Противоположности рождения и смерти, притяжения и отталкивания форм и сил, прошлого и будущего держатся вместе одномоментностью вечного центра — таинственного настоящего. Сами противоположности являются зеркальными отражениями разнообразия роста и трансформации, исходящими из общих центров, через которые энергия рассеивается и поглощается, превращается и возрождается.
Не существует единой универсальной волшебной математической формулы, с помощью которой можно объяснить все и вся. Безграничное обладает бесконечным числом признаков, проявления которых можно описывать с помощью соответствующей каждому аспекту действительности уравнения. Однако высшая аналогия, закон Вселенского подобия присутствует повсеместно.
Бесконечное изменение аналогичных друг другу модусов природы — вот ответ на вопрос о работе Божественного разума. Появление теории фракталов — интересное развитие науки в этом отношении. Фракталы воплощают принцип повторения, копий, в изобилии присутствующих в природе. Это геометрические формы, выглядящие одинаково при любой степени приближения. Фрактальная геометрия не есть «чистая» геометрическая теория. Это скорее концепция, новый взгляд на хорошо известные вещи, перестройка восприятия, заставляющая исследователя по-новому видеть мир. Концепция фрактала дистанцируется от традиционных понятий задания и описания формы — места, границы, ширины, длины, дихотомий «непрерывное — дискретное», «простое — сложное», определений типа «сложное есть сумма простых частей». Эти понятия просто не имеют смысла: они перестают работать внутри концепции фрактала.
Додекаэдр может «породить» икосаэдр, а эти два платоновские тела вместе — другие изначальные тела сакральной геометрии: тетраэдр, куб, октаэдр. Это происходит с помощью особого числа фи Ф (золотого числа, связанного с золотым сечением).
Оболочки ядра сопрягаются с множеством равновеликих сфер, представляющих собой нуклеоны. Вместо сферических волн используются платоновские тела — как основа геометрических функций для описания структуры ядра. Используя интуитивный подход в толкованнии, основанный на сходстве римских букв и чисел, можно описывать и объяснять экзотические излучения от асимметричных реакций расщепления, а также давать характеристику неизвестным квазикристаллическим состояниям и фазовым переходам, когда ядро уплотняется до прозрачной решетки. Числен-
но-буквенные методы толкования Божественных образов известны посвященческой науке с незапамятных времен: любая буква любого из древних языков одновременно представляла собой и определенное число. Сравнительное изучение разных алфавитов — греческого, иврита и латинского, — показывает мистическую связь составляющих их графических элементов. Принимая во внимание герметическую традицию, Каббалу, можно свести буквенные соответствия в единые таблицы (они представлены ниже). Систематические генетические корреспонденции давно привлекали внимание ученых, но только лишь нумерологи и специалисты по сакральной геометрии обращают на них профессиональный интерес.
Римские цифры:
I
V
X
L
С
D
M
Числовые значения букв кириллицы:
Вселенной свойственна симметрия, это Божественный принцип мироустроения; красота, вытекающая из правильных пропорций между частями тела или любого целого образования. Такая структура допускает разделение точкой, линией или плоскостью — или несколькими линиями или плоскостями, на две или большее количество симметричных частей. Это определение симметрии может быть понято как универсальный принцип. Сущность симметрии проникает в мир буквально на каждом его уровне; это ключ, который открывает истинный характер мира.
Начнем исследование симметрии с простого примера. Возьмем равнобедренный треугольник и разделим его вертикальной линией пополам на две равных части. Равнобедренный треугольник является символом совершенно уравновешенного человека, потому что он выражает согласие трех начал: разума, сердца и воли. Если натуральный числовой ряд изобразить в виде равнобедренного треугольника, числовая последовательность привычных всем чисел (от 1 до 80) примет вид:
Это таблица с двоичным приращением числовой строки: в каждой следующей числовой строке располагается на два числа больше, чем в предыдущей. Точно так же выглядит на плоскости геометрическая развертка конуса. Таким образом, строки числовой таблицы натурального ряда представляют собой как бы распрямленный виток конической числовой спирали.
И опять здесь присутствует мистерия квадратного корня! Если обратить внимание на левую грань этого числового треугольника, то можно увидеть, что числа (1; 4; 9; 16; 25; 36; 49, 64...) представляют собой квадрат натурального числового ряда:
1x1 = 1
2x2 = 4 3x3 = 9 4x4= 16
5 х 5 = 25
6 х 6 = 36
7 х 7 = 49
8 х 8 = 64
9 х 9 = 72
Получение равнобедренных треугольников в пределах фигуры Vesica Piscis
Вертикальная линия — ось симметрии. Это называется симметрией отражения, так как предполагаемое отражение по этой оси составляет неизменный треугольник. Никакая другая ось не
имеет этой особенности. Рассмотрим теперь равносторонний треугольник. Этот треугольник имеет три симметрии отражения, обозначенные тремя осями симметрии. После отражения через любую из этих трех осей треугольник остается тем же самым. Этот треугольник также имеет вращательную симметрию. Когда мы вращаем треугольник вокруг точки в его центре на 120° или 240°, он останется неизменным.
Эту процедуру можно применить к другим фигурам: прямоугольникам, квадратам и кругам. В каждом случае мы обнаружим характерные свойства симметрии фигуры. Но в любом случае, принцип симметрии — тот же самый: изменить фигуру так, чтобы она осталась неизменной. Эта формулировка идеи симметрии связана с парадоксом: мы хотим изменить фигуру — и в то же время оставить ее неизменной, создать различие — и все оставить таким, как было.
Вернемся к треугольнику и попытаемся изолировать противостоящие элементы различия и сходства. С одной стороны, симметрия невозможна без различия. Если все вертикали абсолютно идентичны, симметрическое изменение ничего не меняет. С другой стороны, симметрия с абсолютным различием также невозможна. Если вертикали отличны, то изменение не вызывает каких-либо перемен, и следовательно, в этом случае нет никакой симметрии. Если различие принять как реальное или нереальное, симметрии не будет.
Гармония симметрии показывает, что различие не является ни реальным, ни нереальным.
Из этого следуют более сложные вещи: всякий раз, когда мы находим основное единство среди очевидного различия, появляется симметрия. Но так как все различия только предполагаются, то симметрия — истинная природа каждого различия. Симметрия показывает истинный характер всего бытия. Как написано в Евангелии св. Иоанна, «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин., 1:3). Мы, таким образом, нашли принцип всего творения. Как выразился Платон, «Мы говорим, что один и многие сопрягаются мыслью, и что теперь, как и раньше, они идут вместе. Каждое произнесенное слово питает их союз. Постоянное качество мысли никогда не стареет».
Обсуждая Платоновского «Парменида», неоплатоник Прокл добавляет: «Космос — не единство здесь и не множество там, а единство и множество в одно и то же самое время повсюду. Нет ничего, находящегося в его пределах, что не было бы одновременно и одним, и множеством».
Фрэнклин Меррелл-Вулф описал этот принцип симметрии как Равновесие, — закон, который появляется как отношение с подчиненным объектом. Эта симметрия предмета и объекта проявляется в мистическом откровении как признание мнимого характера различия с подчиненным объектом, и следовательно основная идентичность предмета и цели. Каждый объект, который возникает, управляется гармонией разнообразия в единстве. Симметричность — основополагающий столп сакральной геометрии.
Так же, как мы применили принцип симметрии к треугольнику, мы можем применять его к любому объекту вообще. Эти отношения дают ключ ко всему человеческому знанию. Аналитическое размышление об истинном характере различий формирует основу буддийской философской практики. Через размышление о симметрии всех объектов мы следуем Срединным Путем между крайностями реального и нереального.
Применим рассмотренный принцип к другим объектам, далеким от пространственной геометрии, но близким к геометрии сакральной. Рассмотрим, например, слова, которые вы сейчас читаете. Они появляются как объекты, отличные от вас. Теперь исследуем природу этого различия. Предположим, что имеется реальное различие между вами и этими словами. Тогда, так как вы и слова абсолютно отличны и независимы друг от друга, нет никакого общего основания для этих двух вещей, и, следовательно, не может быть никакой связи между вами и указанными словами. Но это противоречит вашему пониманию их: так как вы имеете непосредственное ощущение этих слов прямо сейчас, они не могут быть полностью отличны от вас. С другой стороны, предположим, что различие абсолютно нереально, что нет никакого различия вообще между вами и этими словами. Это также противоречит вашему пониманию их здесь и сейчас. Для вашего понимания этих слов возможен факт, что имеется различие между вами и ими: без различия вообше не было бы слова «там». Поэтому слова не являются ни абсолютно отличными, ни абсолютно не-отлич-ными от вас.
Этот анализ проходит между крайностями, отрицая исключительную истину абсолютного различия и абсолютного не-разли-чия. В специфических жизненных ситуациях мы обычно отдаем предпочтение одной из сторон описанного аналитического подхода. Мы применяем только половину анализа, который опровергает другую половину. Например, чтобы развить сострадание к объектам, мы применяем половину, которая показывает ошибку абсолютного различия. С другой стороны, чтобы развить отделе-
ние от объектов, мы применяем половину, которая показывает ошибку абсолютного не-различия. Это практика различения, добродетель отличать одно от другого. В любом случае, типичная симметрия ведет нас по краю бритвы между крайностями.
В дополнение к раскрытию истинной гармонии симметрии, понимание мнимого характера различия показывает, какие возникают здесь парадоксы и иллюзии. Когда мы цепляемся за мнимые различия как за реальные, отклоняется основное единство (два различных треугольника не могут быть связаны никаким способом). Наоборот, когда мы цепляемся за мнимые различия как нереальные, различие отклоняется (нет отличных связанных треугольников). В любом случае присутствует невежество в понимании единства в разнообразии, и, следовательно, опровержение симметрии. Но так как симметрия — истинная природа всех вещей, в этой иллюзии пребывает истинное происхождение всего страдания. Энергия, которая перемещает Вселенную, — принцип разрыва равновесия. Ф. Меррелл-Вулф пишет: «Объект существует как напряжение. Хотя каждое напряжение уравновешивается своей противоположной стадией, равновесие никогда фактически не нарушается. Сознание может постичь только одну стадию, или может ощущать противостадию. Для этого частичного аспекта сознания равновесие не существует».
Хотя в действительности все является гармоничным целым, майя заставляет видеть асимметрию как реальность. Это невежество — только уловка воображения, бессознательное состояние истинного характера вещей. В действительности нет никакого нарушения симметрии.
В кашемирском шиваизме процесс очевидного разделения, которое создает мир майи, не описывается как произвольный или случайный. Его действие отмечено шагами, или стадиями, которые следуют друг за другом как логические потребности — последовательность шагов. Порядок Вселенной и ее математической структуры предстает как следствие высшего принципа симметрии.
Творение мира можно трактовать как очевидную симметрию — разрушению, которое скрывает основное единство.
Вся физика представляет религиозные поиски, поскольку ее цель всегда состояла в том, чтобы объединить понимание характера природы, обнаружить симметрию разнообразных явлений. Например, когда Максвелл вывел уравнения, которые соединили электричество и магнетизм, отдельные законы, имеющие отношение к различным частям действительности, были объедине-
ны в одном, универсальном законе. До Максвелла законы электричества и магнетизма были отличными. Теперь они являются просто различными проявлениями одних и тех же самых основных электромагнитных законов. За очевидными различиями мы видим их симметрию.