1. Нарисуйте круг, проведите через центр вертикальную линию, разделите эту линию на 48 равных отрезков.
2. На линии сделайте девять отметок на расстоянии 6, 12, 17, 20, 23, 27, 30, 36 и 42 единицы от вершины и нарисуйте через эти отметки девять горизонтальных линий (1-9) — до окружности.
3. В обоих концах 1, 2, 4, 5, 6, 8 и 9-й линий сотрите 3, 5, 16, 18, 16, 4 и 3-ю соответственно.
4. Соедините конец 1-й линии с центром 6-й, конец 2-й — с центром 9-й, конец 3-й — с нижней точкой круга, конец 4-й — с центром 8-й, конец 5-й с центром 7-й, конец 6-й — с центром 2-й, конец 7-й — с верхней точкой по вертикальной оси, конец 8-й — с центром 1-й и конец 9-й — с центром 3-й.
В геометрии Шри янтры присутствует любопытный факт: угол самых больших треугольников приблизительно равен 51°. Сразу вспоминается Великая Пирамида, основанная на мистических свойствах этого же числа: угол ее наклона 51"50"35. В этих известных сакральных формах присутствуют самые главные числа сакральной геометрии построения Вселенной — пи л и фи Ф. Самый большой равнобедренный треугольник Шри Янтры сопрягается с одной из треугольных граней Великой Пирамиды, показывая по-
|
|
чти в точности те же самые отношения между числами л и Ф. Этому мощному изображению, по крайней мере, пять тысяч лет; оно символизирует полную Вселенную, все творение: от микромира до макромира, от мельчайшего атома до самой большой галактики. Оно также представляет собой человеческое тело, эмоции, видимый мир, пять чувств, любовь между мужчиной и женщиной, силу, жизнь, смерть и природу. В «Саундарьялахари» о Шри янтре говорится следующим образом: «Четырежды одиннадцать раз блажен твой дом, о возлюбленная Шивы. Сияющие углы, трижды опоясанные красотой, обнажают девять корней всего сущего, распуская восемь и шестнадцать лепестков лотоса, в котором ты пребываешь».
В процессе медитации на Шри янтру происходит небывалый душевный подъем, в теле начинает чувствоваться присутствие Божественного и преодолеваются оковы материального мира.
Медитируя на Шри янтру, нужно мысленно двигаться от края к центру. Вначале преодолеть квадратную рамку, то есть материальный мир, в котором человек сталкивается с искушениями, желаниями и соблазнами. Победив иллюзию (майю), нужно войти в сферу исполнения духовных устремлений. Здесь человек освобождается ото всех земных пут и стоит на пороге внутреннего круга постижения. Постепенно он постигает и проходит все конструкции из треугольников, добираясь до центрального; и наконец, обнаруживает и постигает бесцветную точку бинду, стоящую в центре Шри янтры: восстанавливая изначальное единство мира и вступая в союз с Божеством. Универсальность Шри янтры — прежде всего в ее центре, который понимается как начало и происхождение всех форм и процессов во Вселенной, включая также и проявление форм во времени.
|
|
Точка в центре Шри янтры является первой формой, появляющейся в пустоте. Она есть трансцендентное зачаточное состояние мира, когда материальная энергия еще очень чиста. Она отражает тот уровень творения, на котором все сложные энергии Вселенной дремлют, отражает царство безграничных возможностей.
Появление точки есть зарождение всех лепестков-возможностей которые будут распускаться на соответствующих фазах эволюции Как семя дерева, которое еще не проросло, но уже хранит сущность дерева, так и бинду (точка) хранит Вселенную, не исшедшую еще из первичной монады. Это сознание Я Шивы в тот момент, когда оно начинает ограничиваться и отрицаться творящей энергией (Шакти). Поэтому беспредельность стягивается в точку. Эта локализация, характеризуемая пребыванием беспредель-
ного пространства (акаша) в бинду, которая возникает в зеркально чистом сознании Шивы, есть уже сама по себе отрицание беспредельности Шивы.
Творческий импульс высшего существа возникает под воздействием непреодолимой силы воспроизведения самого себя. Бинду расширяется Космическая эволюция начинается с расщепления первичного единства на два и видоизменения первоначальной однородности точки. Камакалавиласа (ст. 6) гласит: «Две бинду, белая и красная, это Шива и Шакти, которые в их таинственном взаимонаслаждении сейчас расширяются и сжимаются (в проявлении Вселенной). Они — причина сотворения звука (вак) и значения (артха), сходящиеся, расходящиеся».
Принцип мандалы универсален — как модель Вселенной и как средство достижения глубин подсознания в ритуале или медитации. Медитирующий помещает себя в центр мандалы и ожидает Божество, Божественный Дух, который должен снизойти на него.
Юнг подчеркивал универсальный характер мандалы как психокосмической системы, задающей особый вселенский ритм, объединяющий макро- и микрокосм. Использование мандал в тантрической практике позволяет выработать единый ритм вибраций человека и Вселенной, уловить, воспринять и преобразовать космическую энергию.
Ритуальная и медитативная практика янтры предполагает ин-териоризацию и экстериоризацию символов путем параллельных действий, направленных одно — внутрь, другое — наружу. Эта постоянная смена внутреннего и внешнего составляет динамику янтры.
Энергия (Шакти) силовой диаграммы остается в спокойном состоянии до тех пор, пока не активизируется и не становится значимой посредством священной деятельности. Именно посредством ритуала энергия нисходит в янтру, и человек начинает свое восхождение в более высокую область бытия.
Божество должно находиться рядом — быть видимым посредством янтры и быть слышимым посредством мантрических песнопений; нужно пытаться постичь внутренний опыт божества. При помощи соответствующих обрядов следует очиститься и подготовить себя и янтру так, чтобы божество, к которому происходит обращение с молитвой в янтре, не оставалось чужим.
Инициация является первым главным сущностным опытом, который готовит человека к возвращению к его внутреннему центру и служит проводником на пути к слиянию с Космосом. Имен-
но благодаря инициации (обряду посвящения) ученик узнает природу и функции комплекса янтра-мантра и начинает постигать внутреннее назначение их знаков и символов. Традиционно, церемонии посвящения знаменуют переход от одного мира к другому. Обряд — не просто статическое событие, но динамическая трансформация опыта целостного бытия, второго, настоящего рождения, которое обусловливает движение к первичным источникам.
|
|
Тщательно разработанные церемонии проводятся в соответствии с тем, чтобы привести к «умиранию» и духовному возрождению. Наиболее простая форма посвящения состоит из мантра-инициации (мантрадикша).
Вне зависимости от метода, который используется, именно через обряд посвящения начинается психологическая трансформация ученика. Обряд посвящения приносит ученику полное возрождение и вооружает его для дальнейших занятий.
Точно так же, как ученик ритуально трансформируется посредством обряда посвящения, и янтра должна претерпеть полную трансформацию, для того чтобы быть приемлемой для ритуала. Одним из наиболее важных обрядов является вселение жизненной силы (праны) в геометрические фигуры янтры. Этот обряд называется пранапратиштха. Целью его является побудить духовный мир, лежащий в основе иконографии, к нисхождению в янтру, так, чтобы она стала сияющим символом и преемником космических сил (шакти-рупа) и сознания (чайтанья), трансформирующимся в архетипическое пространство, которое в мире явлений выглядит как простой рисунок.
Перемещение силы от адепта к янтре меняет природу диаграммы. Сакрализация профанного пространства возвышает его к принятию внутренней энергии богоявления, так что янтра становится мощным средством взаимодействия между учеником и Космосом. Во время начала ритуала янтра, которая должна стать живым воплощением Божества, устанавливается на подставке из дерева. Мандала — это место, где будет происходить освящение янтры. Место очищается посредством поклонения особым божествам места (питха-пуджа) и четырем правителям космоса с рас-певанием соответствующих мантр. Янтра, находящаяся на своей подставке, затем располагается на блюде и возлагается на стол, на мандалу, для правильного проведения ритуала пранапратиштха. Для формирования ритуально очищенного первичного космоса, избавленного от отрицательных колебаний, проводится обряд с помощью мантры. Это сопровождается другим обрядом, извест-
|
|
ным как ограждение четвертей, или фаз Луны, в котором происходит символическое связывание 4 частей космоса, сопровождаемое щелчками правым большим и средним пальцев рук 10 раз.
После этого очищается тело. Именно посредством очищенного тела, в котором присутствует божество, происходит перенос небесного сознания в янтру, предназначенную для ее оживления. Тело обретает постоянное сияние посредством специального обряда, в котором очищение тела от пяти элементов достигается их символической диссоциацией. Каждый элемент растворяется при песнопении мантр. Посредством этих ритуалов адепт становится воплощением силы сознания, а тело — местом пребывания Божественной энергии.
Это нисхождение в янтру может быть достигнуто различными путями, но одним из самых главных является техника дыхания (пранаяма). Когда ученик находится в состоянии полной сосредоточенности, божество выдыхается посредством пранической передачи через правую ноздрю в то время, как он распевает соответствующую мантру. Он контролирует свое дыхание, выдыхая через красный цветок, который он держит в руке. Божественная сущность передается через тело на цветок. Цветок располагается в центре янтры, которая начинает пропитываться сиянием искр сознания. Маханирвана Тантра (VI, 63-74) так описывает этот процесс: «Совершая черепаховую мудру, пусть поклоняющийся возьмет своими руками прекрасный цветок, пахнущий сандалом, благоухающий алоэ и мускусом, и затем, вознося его к лотосу своего сердца, пусть он медитирует в лотосе над наивысшей Адья. Затем пусть он поведет Дэви по Сушумна Нади, который является путем Брахмана к великому тысячелепестковому лотосу, и это сделает ее радостной. Затем, пронося ее через свои ноздри, пусть он поместит ее на цветок, (передав ее присутствие) одним светом к другому и цветок поместит на янтру. Затем, произнося бид-жа (семенную мантру) КРИН Г, он говорит следующее: О, Адья Дэви Калика! Приди сюда (в янтру) со всем, что за тобой следует, приди сюда; (и потом он говорит) стой здесь, стой здесь; (и затем) разместись здесь; (и потом) задержись здесь. Прими мое служение».
Так, призывая богиню (Дэви) в янтру, следует вливать сюда же жизненные Дыхания Дэви следующей мантрой: АНГ, ХРИНГ, КРОНГ, ШРИНГ, СВАХА, пусть пять жизненных дыханий этого божества будут здесь. АН Г, ХРИНГ, КРОНГ, ШРИНГ, СВАХА, ее джива разместилась здесь. АНГ, ХРИНГ, КРОНГ, ШРИНГ, СВАХА, все чувства. АНГ, ХРИНГ, КРОНГ, ШРИНГ, СВАХА,
речь, ум, взор, обоняние, слух, осязание и жизненное дыхание Адья-Кали девата — пусть они придут сюда и счастливо пребывают здесь всегда. Сваха».
Вне зависимости от того, какой метод использует адепт, эта церемония способствует трансформации янтры, которая теперь начинает действовать на другом уровне реальности: она становится вместилищем Божественных манифестаций, Божеством в абстрактной форме. Янтра трансформируется в единицу архетипи-ческого пространства (акаша), идентифицируемую с энергией Шакти. Янтра больше не приравнивается к грубой материи, несущей дух, но преисполняется бытия Божества, которое он пробуждает.
После освящения янтры можно начинать медитацию с фиксации внимания на периферии янтры, на восточных воротах, готовясь к путешествию в центр. Симметрия диаграммы помогает привлечь внимание к бинду, фиксированной точке концентрации. Ученик интериоризирует форму янтры и начинает медитацию, поток за потоком, с почтением к символам божеств этих потоков. Божества могут восприниматься как символы сил, действующих в человеке, которые он должен обуздать, интерпретировать или интериоризировать для медитативного опыта. За воображаемой реальностью этих божеств лежит реальность психических фактов, условий психического опыта и реальность сознательных и бессознательных сил. Реальность, познаваемая через комплекс иконографических структур, есть реальность чувства и мысли. Каждое божество может рассматриваться как воплощение ментального состояния или мыслеформы. На более высоких уровнях озарения божества осознаются как проявления собственных психических качеств и манифестации собственной сущности адептов.
Постоянно пребывающие в янтре божества символизируют физическое бытие адепта. Каждая часть янтры ассоциируется с частью тела и органом чувств.
В интегральном соотношении Вселенной (макрокосма) и человека (микрокосма) существуют фундаментальные соответствия между мировой схемой, тонким (психическим) телом и янтрой. В этой форме медитации внешняя янтра трансформируется во внутреннюю янтру. Наполняя энергией психо-космические соответствия, адепт начинает восхождение или путь возвращения. Поэтому важно рассматривать эти янтры не просто как символы миро-строения, а как символы интегрированного психокосма (человек-Вселенная).