Как нарисовать Шри янтру

1. Нарисуйте круг, проведите через центр вертикальную ли­нию, разделите эту линию на 48 равных отрезков.

2. На линии сделайте девять отметок на расстоянии 6, 12, 17, 20, 23, 27, 30, 36 и 42 единицы от вершины и нарисуйте через эти отметки девять горизонтальных линий (1-9) — до окружности.

3. В обоих концах 1, 2, 4, 5, 6, 8 и 9-й линий сотрите 3, 5, 16, 18, 16, 4 и 3-ю соответственно.

4. Соедините конец 1-й линии с центром 6-й, конец 2-й — с центром 9-й, конец 3-й — с нижней точкой круга, конец 4-й — с центром 8-й, конец 5-й с центром 7-й, конец 6-й — с центром 2-й, конец 7-й — с верхней точкой по вертикальной оси, конец 8-й — с центром 1-й и конец 9-й — с центром 3-й.

В геометрии Шри янтры присутствует любопытный факт: угол самых больших треугольников приблизительно равен 51°. Сразу вспоминается Великая Пирамида, основанная на мистических свойствах этого же числа: угол ее наклона 51"50"35. В этих извест­ных сакральных формах присутствуют самые главные числа сак­ральной геометрии построения Вселенной — пи л и фи Ф. Самый большой равнобедренный треугольник Шри Янтры сопрягается с одной из треугольных граней Великой Пирамиды, показывая по-

чти в точности те же самые отношения между числами л и Ф. Этому мощному изображению, по крайней мере, пять тысяч лет; оно символизирует полную Вселенную, все творение: от микро­мира до макромира, от мельчайшего атома до самой большой га­лактики. Оно также представляет собой человеческое тело, эмо­ции, видимый мир, пять чувств, любовь между мужчиной и жен­щиной, силу, жизнь, смерть и природу. В «Саундарьялахари» о Шри янтре говорится следующим образом: «Четырежды одиннад­цать раз блажен твой дом, о возлюбленная Шивы. Сияющие углы, трижды опоясанные красотой, обнажают девять корней всего су­щего, распуская восемь и шестнадцать лепестков лотоса, в кото­ром ты пребываешь».

В процессе медитации на Шри янтру происходит небывалый душевный подъем, в теле начинает чувствоваться присутствие Божественного и преодолеваются оковы материального мира.

Медитируя на Шри янтру, нужно мысленно двигаться от края к центру. Вначале преодолеть квадратную рамку, то есть матери­альный мир, в котором человек сталкивается с искушениями, желаниями и соблазнами. Победив иллюзию (майю), нужно войти в сферу исполнения духовных устремлений. Здесь человек осво­бождается ото всех земных пут и стоит на пороге внутреннего круга постижения. Постепенно он постигает и проходит все кон­струкции из треугольников, добираясь до центрального; и нако­нец, обнаруживает и постигает бесцветную точку бинду, стоящую в центре Шри янтры: восстанавливая изначальное единство мира и вступая в союз с Божеством. Универсальность Шри янтры — прежде всего в ее центре, который понимается как начало и про­исхождение всех форм и процессов во Вселенной, включая также и проявление форм во времени.

Точка в центре Шри янтры является первой формой, появля­ющейся в пустоте. Она есть трансцендентное зачаточное состоя­ние мира, когда материальная энергия еще очень чиста. Она отра­жает тот уровень творения, на котором все сложные энергии Все­ленной дремлют, отражает царство безграничных возможностей.

Появление точки есть зарождение всех лепестков-возможнос­тей которые будут распускаться на соответствующих фазах эволю­ции Как семя дерева, которое еще не проросло, но уже хранит сущность дерева, так и бинду (точка) хранит Вселенную, не ис­шедшую еще из первичной монады. Это сознание Я Шивы в тот момент, когда оно начинает ограничиваться и отрицаться творя­щей энергией (Шакти). Поэтому беспредельность стягивается в точку. Эта локализация, характеризуемая пребыванием беспредель-

ного пространства (акаша) в бинду, которая возникает в зер­кально чистом сознании Шивы, есть уже сама по себе отрицание беспредельности Шивы.

Творческий импульс высшего существа возникает под воз­действием непреодолимой силы воспроизведения самого себя. Бинду расширяется Космическая эволюция начинается с расщеп­ления первичного единства на два и видоизменения первоначаль­ной однородности точки. Камакалавиласа (ст. 6) гласит: «Две бин­ду, белая и красная, это Шива и Шакти, которые в их таинствен­ном взаимонаслаждении сейчас расширяются и сжимаются (в проявлении Вселенной). Они — причина сотворения звука (вак) и значения (артха), сходящиеся, расходящиеся».

Принцип мандалы универсален — как модель Вселенной и как средство достижения глубин подсознания в ритуале или ме­дитации. Медитирующий помещает себя в центр мандалы и ожи­дает Божество, Божественный Дух, который должен снизойти на него.

Юнг подчеркивал универсальный характер мандалы как пси­хокосмической системы, задающей особый вселенский ритм, объе­диняющий макро- и микрокосм. Использование мандал в тантри­ческой практике позволяет выработать единый ритм вибраций человека и Вселенной, уловить, воспринять и преобразовать кос­мическую энергию.

Ритуальная и медитативная практика янтры предполагает ин-териоризацию и экстериоризацию символов путем параллельных действий, направленных одно — внутрь, другое — наружу. Эта постоянная смена внутреннего и внешнего составляет динамику янтры.

Энергия (Шакти) силовой диаграммы остается в спокойном состоянии до тех пор, пока не активизируется и не становится значимой посредством священной деятельности. Именно посред­ством ритуала энергия нисходит в янтру, и человек начинает свое восхождение в более высокую область бытия.

Божество должно находиться рядом — быть видимым посред­ством янтры и быть слышимым посредством мантрических пес­нопений; нужно пытаться постичь внутренний опыт божества. При помощи соответствующих обрядов следует очиститься и подгото­вить себя и янтру так, чтобы божество, к которому происходит обращение с молитвой в янтре, не оставалось чужим.

Инициация является первым главным сущностным опытом, который готовит человека к возвращению к его внутреннему цен­тру и служит проводником на пути к слиянию с Космосом. Имен-

но благодаря инициации (обряду посвящения) ученик узнает при­роду и функции комплекса янтра-мантра и начинает постигать внутреннее назначение их знаков и символов. Традиционно, це­ремонии посвящения знаменуют переход от одного мира к друго­му. Обряд — не просто статическое событие, но динамическая трансформация опыта целостного бытия, второго, настоящего рож­дения, которое обусловливает движение к первичным источни­кам.

Тщательно разработанные церемонии проводятся в соответ­ствии с тем, чтобы привести к «умиранию» и духовному возрож­дению. Наиболее простая форма посвящения состоит из мантра-инициации (мантрадикша).

Вне зависимости от метода, который используется, именно через обряд посвящения начинается психологическая трансфор­мация ученика. Обряд посвящения приносит ученику полное воз­рождение и вооружает его для дальнейших занятий.

Точно так же, как ученик ритуально трансформируется по­средством обряда посвящения, и янтра должна претерпеть пол­ную трансформацию, для того чтобы быть приемлемой для риту­ала. Одним из наиболее важных обрядов является вселение жиз­ненной силы (праны) в геометрические фигуры янтры. Этот об­ряд называется пранапратиштха. Целью его является побудить ду­ховный мир, лежащий в основе иконографии, к нисхождению в янтру, так, чтобы она стала сияющим символом и преемником космических сил (шакти-рупа) и сознания (чайтанья), трансфор­мирующимся в архетипическое пространство, которое в мире яв­лений выглядит как простой рисунок.

Перемещение силы от адепта к янтре меняет природу диаг­раммы. Сакрализация профанного пространства возвышает его к принятию внутренней энергии богоявления, так что янтра стано­вится мощным средством взаимодействия между учеником и Кос­мосом. Во время начала ритуала янтра, которая должна стать жи­вым воплощением Божества, устанавливается на подставке из дерева. Мандала — это место, где будет происходить освящение янтры. Место очищается посредством поклонения особым боже­ствам места (питха-пуджа) и четырем правителям космоса с рас-певанием соответствующих мантр. Янтра, находящаяся на своей подставке, затем располагается на блюде и возлагается на стол, на мандалу, для правильного проведения ритуала пранапратишт­ха. Для формирования ритуально очищенного первичного космо­са, избавленного от отрицательных колебаний, проводится обряд с помощью мантры. Это сопровождается другим обрядом, извест-

ным как ограждение четвертей, или фаз Луны, в котором проис­ходит символическое связывание 4 частей космоса, сопровожда­емое щелчками правым большим и средним пальцев рук 10 раз.

После этого очищается тело. Именно посредством очищенно­го тела, в котором присутствует божество, происходит перенос небесного сознания в янтру, предназначенную для ее оживления. Тело обретает постоянное сияние посредством специального об­ряда, в котором очищение тела от пяти элементов достигается их символической диссоциацией. Каждый элемент растворяется при песнопении мантр. Посредством этих ритуалов адепт становится воплощением силы сознания, а тело — местом пребывания Бо­жественной энергии.

Это нисхождение в янтру может быть достигнуто различными путями, но одним из самых главных является техника дыхания (пранаяма). Когда ученик находится в состоянии полной сосредо­точенности, божество выдыхается посредством пранической пе­редачи через правую ноздрю в то время, как он распевает соот­ветствующую мантру. Он контролирует свое дыхание, выдыхая через красный цветок, который он держит в руке. Божественная сущность передается через тело на цветок. Цветок располагается в центре янтры, которая начинает пропитываться сиянием искр сознания. Маханирвана Тантра (VI, 63-74) так описывает этот процесс: «Совершая черепаховую мудру, пусть поклоняющийся возьмет своими руками прекрасный цветок, пахнущий сандалом, благоухающий алоэ и мускусом, и затем, вознося его к лотосу своего сердца, пусть он медитирует в лотосе над наивысшей Адья. Затем пусть он поведет Дэви по Сушумна Нади, который являет­ся путем Брахмана к великому тысячелепестковому лотосу, и это сделает ее радостной. Затем, пронося ее через свои ноздри, пусть он поместит ее на цветок, (передав ее присутствие) одним све­том к другому и цветок поместит на янтру. Затем, произнося бид-жа (семенную мантру) КРИН Г, он говорит следующее: О, Адья Дэви Калика! Приди сюда (в янтру) со всем, что за тобой следу­ет, приди сюда; (и потом он говорит) стой здесь, стой здесь; (и затем) разместись здесь; (и потом) задержись здесь. Прими мое служение».

Так, призывая богиню (Дэви) в янтру, следует вливать сюда же жизненные Дыхания Дэви следующей мантрой: АНГ, ХРИНГ, КРОНГ, ШРИНГ, СВАХА, пусть пять жизненных дыханий этого божества будут здесь. АН Г, ХРИНГ, КРОНГ, ШРИНГ, СВАХА, ее джива разместилась здесь. АНГ, ХРИНГ, КРОНГ, ШРИНГ, СВАХА, все чувства. АНГ, ХРИНГ, КРОНГ, ШРИНГ, СВАХА,

речь, ум, взор, обоняние, слух, осязание и жизненное дыхание Адья-Кали девата — пусть они придут сюда и счастливо пребыва­ют здесь всегда. Сваха».

Вне зависимости от того, какой метод использует адепт, эта церемония способствует трансформации янтры, которая теперь начинает действовать на другом уровне реальности: она становит­ся вместилищем Божественных манифестаций, Божеством в аб­страктной форме. Янтра трансформируется в единицу архетипи-ческого пространства (акаша), идентифицируемую с энергией Шакти. Янтра больше не приравнивается к грубой материи, несу­щей дух, но преисполняется бытия Божества, которое он про­буждает.

После освящения янтры можно начинать медитацию с фик­сации внимания на периферии янтры, на восточных воротах, го­товясь к путешествию в центр. Симметрия диаграммы помогает привлечь внимание к бинду, фиксированной точке концентрации. Ученик интериоризирует форму янтры и начинает медитацию, поток за потоком, с почтением к символам божеств этих потоков. Божества могут восприниматься как символы сил, действующих в человеке, которые он должен обуздать, интерпретировать или интериоризировать для медитативного опыта. За воображаемой реальностью этих божеств лежит реальность психических фактов, условий психического опыта и реальность сознательных и бессоз­нательных сил. Реальность, познаваемая через комплекс иконог­рафических структур, есть реальность чувства и мысли. Каждое божество может рассматриваться как воплощение ментального состояния или мыслеформы. На более высоких уровнях озарения божества осознаются как проявления собственных психических качеств и манифестации собственной сущности адептов.

Постоянно пребывающие в янтре божества символизируют физическое бытие адепта. Каждая часть янтры ассоциируется с частью тела и органом чувств.

В интегральном соотношении Вселенной (макрокосма) и че­ловека (микрокосма) существуют фундаментальные соответствия между мировой схемой, тонким (психическим) телом и янтрой. В этой форме медитации внешняя янтра трансформируется во внут­реннюю янтру. Наполняя энергией психо-космические соответ­ствия, адепт начинает восхождение или путь возвращения. Поэто­му важно рассматривать эти янтры не просто как символы миро-строения, а как символы интегрированного психокосма (человек-Вселенная).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: