Теория эволюционного развития и Сакральная геометрия

«Самые главные истины еще впереди».

Парацельс

Людей всегда волновал вопросы о происхождении Земли, че­ловечества, о сущности мироздания, о богопознании. В этом ас­пекте встает космическая дилемма: что имеет окончательный при­оритет:

- проективная область интуитивного понимания, открытия, внутреннего опыта, веры, эмоциональной жизни, мотивацион-ной деятельности, намерения, воли; или

- объективная область данных, полученных физическим пу­тем, аспектов поведения, измерения, отношений, образцов, форм, формулировок, концепций и гипотез.

Мистическое открытие и интуитивное понимание Божествен­ного «проецирует» целенаправленный образец, который являет­ся, в конечном счете, доступным для объективного изучения. Ла­вируя между многочисленными парами противоположностей, че­ловек мечется в поисках смысла жизни. Вот эти противоположно­сти, создаваемые самим же человеком, его умом:

1) случайный шанс/неуверенность и контроль/уверенность;

2) свобода доброй воли и детерминизм;

3) мистическое понимание и эмпирические факты;

4) дух и материя;

5) креационизм и естественное развитие;

6) религия и наука;

7) Бог и природа.

И религия, и наука занимаются поисками истины, но при­ближаются к этой цели по-разному. Религия ориентирована на откровение и вдохновленных пророков, наука — на эксперимен­ты и теории.

Эти два весьма различных подхода восстанавливают для чело­века одну и ту же историю его эволюционного развития, прихо­дят к одним и тем же заключениям. Между древними мифами и самыми современными достижениями квантовой физики суще­ствует неразрывная связь. В современном обществе наблюдается опасная тенденция, когда наука становится прагматичной и пре­кращает искать истину. В результате этого она теряет уместность.

Напротив, институциализирующиеся церкви с готовностью при­нимают научные открытия и берут их на вооружение. Метание между этими двумя сферами жизни — наукой и религией — есть своеобразная социальная плата за проживание в современном об­ществе. В прежние времена всегда имелись люди, готовые отпра­виться в пустыню для изучения глубин собственной души. Неко­торые поднимались для общения с Богом на вершину горы — и после этого возвращались учить своих последователей. Все это ос­талось в прошлом. Человечество двадцатого столетия достигло со­вершеннолетия. В нем содержится достаточный потенциал для того, чтобы обнаружить истину внутри себя. Не требуется никаких но­вых доктрин, потому что все основное сокровенное знание, ко­торое Бог хотел дать людям, уже в том или ином виде присутству­ет на земле; дальше будут лишь корректировки. Печатное слово делает доступным сегодня накопленную мудрость всех эпох и куль­тур. С помощью науки мы можем теперь сами разбираться и ин­терпретировать Божественное Откровение. Под наукой можно под­разумевать как культурную антропологию, так и онтологию, кван­товую физику и сакральную геометрию.

Здесь можно вспомнить о таком опыте с элементарными час­тицами (мы такие эксперименты рассматривали в главе о голог­раммах). На расстоянии от генератора, испускающего частицы, ставили мишень и производили замеры характеристик летящих частиц. Было обнаружено, что результаты этих измерений зависят от того, какие события произойдут с частицей в мишени (если она в нее попадет). То есть, частице «ведома» ее дальнейшая судь­ба и это находит отражение в изменении ее параметров.

Мы населяем Вселенную. Это подразумевает один универсаль­ный набор принципов существования, одну истину. Чтобы обна­ружить эти принципы и истину бытия, нужно обратиться и к ре­лигии, и к науке и, признавая разнообразие и значение обеих, отыскать единство в его истинном значении. Так как единая наука постижения действительности разбита на множество дисциплин, следует искать их связь. Аналогично и религии, которые на протя­жении тысяч лет формировали определенное мировоззрение, под­лежат критическому обзору, подразумевающему нахождение ос­новных стержней единого учения.

Тут уместна такая параллель: хотя мир с его океанами, кон­тинентами и народами представляет различные аспекты существо­вания, он все же является однородным телом, материей. Так и наша культура с ее религиями и науками представляет разные аспекты действительности, но все же она есть единое тело, в оп-

ределенном смысле, тело Бога. Наша задача состоит в том, чтобы отыскать это единство. В дополнение к обычно принимаемым объек­тивным способам познания действительности (например, ориен­тация на факты, данные, наблюдения), теория эволюционного процесса дает формальный статус существования иным методам, ориентированным на изучение цели, намерения и ценности бы­тия. Процесс развития Земли и человека подтверждает идею на­правленности к некоему концу или окончательной цели. Этот це­ленаправленный процесс признает иерархически продвинутый статус развития живых объектов. Сознательный человек рассмат­ривается как часть продвинутой стадии универсального процес­са, который может быть формально представлен саморефлексив­ной, тороидной моделью развития. Философский формализм сак­ральной геометрии состоит из четырех онтологически отличных, необходимых и достаточных царств или уровней действительнос­ти, которые точно определены степенями свободы и ограничени­ями. Эти уровни можно сравнить с древними четырехкратными делениями, со стадиями эволюции, с нисхождением духа в мате­рию. Именно в этом смысле они были ясно сформулированы древ­ними философиями и религиями.

ЧЕТЫРЕХМЕРНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Уровень

Современные категории

Древние категории

Категория

ум-тело

Атрибуты

перво­бытные

пифаго­рейские

элемен­тарные

I

проективный/ субъективный

ум

нефизический

отсутствие пространственного

или временного потенциала —

целенаправленное действие

распознавание — намять

действие - возвращение

интуиция

дух

точка

огонь

II

проективное/

субъективное

тело

физическое

время — пристрастие

вещество ценность

эмоция намять

мотивация опыт

чувство

душа

линия

вода

III

объективный

ум

нефизический

пространство пристрастие

форма — концепция

логика - память

сравнение

мышление

ум

плос­кость

воздух

IV

объективное тело

физическое

пространство время

форма молекулы

вещество — материя

сенсорный вход -

необработанные данные

двигательный выход —

контроль

ощущение

тело

тело

земля

Неопифаго­рейцы

Космология Платона

Аристотель

Тело Будды

Буддизм Йогачарьи

Веданта и тибетский буддизм

Уровень

Оболочка

I

Бог

огонь (а2)

конечное (цель)

дхаркамайя (сущность)

читтаматра (ум)

Атман-Брахман Абсолют

II

мир -

душа

вода (а"Ь — время)

материальное (вещество)

самбхога-кайя

(блаженство -

радость -

награда)

алайя-

виджнана

(привычка -

энергия - архетип

сознание)

карана-шарира (причинно-аст­ральное тело)

ананда-майя-коша

(желание -

блаженство)

III

мир -причина

воздух

(ab2

пространство)

формальное (форма)

нирмана-кайя

видимость -

рост-

трансформация

манас /

мано-

виджнана

(ментальное

сознание)

шукшма шарира (тонкое тело)

виджнана-майя-коша

логика

мано-майя-коша

(различение)

прана-майя-коша

жизненность

IV

материя

земля (Ь3)

достаточное

(оформленное

вещество)

ругакайя (физическое

тело)

виджнаны

(физические

чувства)

стхула-шарира (грубое тело)

анна-майя-коша (физическое начало)

Первый уровень бытия подобен точке; к нему неприменимо понятие мерности. Он находится вне места и времени и имеет три степени свободы. Уровень I подобен огню — это целенаправлен­ный импульс потенциала реализации.

Второй уровень линеен, или одномерен. Он существует во вре­мени и имеет две степени свободы и одну степень ограничения. Уровень II ускоряет движение, знаменует собой водное царство становления — непрерывно заряженный поток вещества.

Третий уровень знаменует плоскость. Он двумерен, связан с местом, имеет одну степень свободы и две степени ограничения. Уровень III определяет воздушную матрицу отношений категории формы-поля.

Четвертый уровень тверд и трехмерен. Он физически пребы­вает в определенном месте в определенное время и имеет три степени ограничения. Уровень IV связан с видимым миром конк­ретной физической действительности — установленной комбина­ции формы и сущности.

Число 4 имеет сакральное значение в качестве символа Все­вышнего Духа. Имя Бога, Тетраграмматон — слово из четырех букв; в языках почти всех народов присутствовало и присутствует четы­рехбуквенное имя Бога.

НАРОДЫ

ЧЕТЫРЕХБУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ БОГА

иудеи

Яхве (ИХВХ)

турки

Айди

арабы

Алла

египтяне

Теут

эфиопы

Абгд

армяне

Арам

грузины

Моти

абиссинцы

Агзи

персы

Эйпи

римляне

Деус

греки

Теос

испанцы

Диос

итальянцы

Идио

французы

Дьйу

немцы

Готт

поляки

Бо:г

венгры

Боги

славяне

Родъ

цыгане

Буэг

англичане

Го:д

ирландцы

Дийе

этруски

Эсар

сарацины

Агди (Абди)

копты

Теос

ассирийцы

Адед

перувийцы

Зими

индейцы

Тура

китайцы

Тели

татары

Анот

конго

Анеб

ангольцы

Ануп

мавры

Алла

шотландцы

Гоот

бельгийцы

Гоэд

1 ирландцы

Гуди

канадцы

Бьуд

| калифорнийцы

Солу

мексиканцы

Боса

КИТО

Хобо

парагвайцы

Пино

ЧИЛИЙЦЫ

Хана

японцы

Зака

филипинцы

Мара

самаритяне

Пола

тайцы

Била

меланезийцы

Абаг

мальтийцы

Обра

зеландцы

Бора

Ормузский пр-в

Алай

селамиты

Пара

месопотамцы

Элла

тибетцы

Гена

вифлеемцы

Сила

карманьонцы

Суна

камбоджийцы

Мири

монголы

Алл и

албанцы

Бого

пелопонезийцы

Депо

о. Крит

Деос

беотийцы

Арис

фригийцы

Зеут

фракийцы

Кало

Гностики обозначали Высшую Сущность четверкой. Эта свя­щенная цифра являлась важнейшим элементом клятвы пифаго­рейцев. Ямвлих приводит текст этой клятвы:

«Этим высоким Именем из четырех чистых букв,

Вечным источником и фонтаном природы,

Творцом всех душ живых.

Клянусь тебе, и клятвы нет честней»

Цифра 4 связана с абсолютным равенством четырех сторон квадрата, ни одна из которых не превышает по длине другие. По­этому геометрическая «четверка» стала символом Божественной Справедливости Бога. Начертанная четкими геометрическими ли­ниями «четверка» в эзотерике символизирует высшую точку и вер­шину восхождения. Она непосредственное связывалась с Иисусом Христом:

Прогрессия от уровня I до уровня IV является онтологически полной, необходимой и достаточной. Она понимается как разви­тие: точка — линия — плоскость — тело; отсутствие пространства и времени — время — пространство — пространство-время; от­сутствие формы-отсутствие вешества — вещество — форма — офор­мленное вещество.

В психологических терминах, уровень 1 включает такие прояв­ления, как неосознанный импульс, интуитивное понимание, при­знание, целеустремленное действие и решение. Второй уровень состоит из таких асимметричных, но направленных проявлений, как внутренний опыт во времени, поток сознания, память, эмо­ции, побуждение, ценность, вера. Уровень III вовлекает такие про­явления, как сравнение, умозаключение, познание, формирова­ние суждения и логику.

Уровень IV представлен проявлениями сенсорно-двигатель­ного поведения.

Эти уровни неразрывно связаны с понятием эго, под кото­рым на разных стадиях развития наук понимались разные вещи. Нас интересует трактовка эго, перекликающаяся с развитием жизни.

Существует много теорий развития жизни на Земле. Так, по одной из них, в давние времена в человеческие тела вселялись очень могущественные и совершенные искры сознания. Но эти искры не могли проявить себя, потому что у людей были не раз­виты и загрязнены энергетические центры и мозговые каналы управления. Тогда совет ангелов послал на Землю ангела Люци­фера для создания программы быстрого социального роста циви­лизации. Люцифер воплотился и ввел на Земле систему Эго, ко­торая заключалась в том, что человек на какое-то время забывал о высших силах и все свои ресурсы отдавал на развитие физичес­ких и материальных благ. Поэтому эволюция на Земле прошла так быстро. Однако Эго вступило в противоречие с такими понятия­ми, как карма и этика.

Когда Люцифер увидел, что его система начала мешать раз­витию человечества, он начал вбирать в себя все проявления эго, чтобы нейтрализовать их действие. Однако его мощности оказа­лось недостаточно для сжигания такой мощи, и система эго пле­нила самого Люцифера. Она заслонила его от высших миров, и постепенно он сам изменился: теперь уже его силы и помыслы были направлены на получение благ материального мира. Таким образом Люцифер превратился в энергетический генератор сис­темы Эго. Люди, находящиеся под властью этой системы, спо­собны на неэтичные поступки. Они действуют против людей, при­роды и планеты в целом. Считается что однажды мошь кармичес­кого удара превзойдет мощь системы Эго — тогда свершится что-то вроде конца света, то есть все люди смогут увидеть Божествен­ный свет и забыть о мирских заботах навсегда.

Все споры в современной философии и нейропсихологии о категориях ум-тело объясняются прежде всего терминологичес­кой двусмысленностью. Например, термин ум обычно использу­ется как грубая категория, отличная от сенсорно-двигательного тела (под понятие ум попадают понимание, решение, побужде­ние, эмоции, умозаключение).

Сакральная геометрия не только предлагает решение этого категорического и терминологического тупика, она также совме­щает древние учения с философской мыслью. Существуют четыре необходимых уровня действительности или индивидуальности- 1) дух, 2) душа, 3) ум и 4) тело. Они ясно характеризуют отдельные

категории духа и души. В то время как дух есть соединительное, подобное точке постоянное и превосходящее основание бытия (Атман в индуизме), душа соотносится с линией, направленным и оживляющим принципом.

«Самопроизвольное движение есть идея и сущность души» (Платон, «Федр»). «Все, что имеет душу, движется» (Аристотель, «Физика»). Неугомонность души понимается как метафизический принцип. И хотя ее движения часто кажутся случайными, они имеют направление.

Даже современное использование термина «душа» при описа­нии личности или, например, музыки, вызывает соответствую­щее эмоциональное чувство, сопрягающееся с уровнем II. На­правленный поток уровня II (прошлое — настоящее — будущее) отличен от статического положения уровня III. Всесторонняя эле­гантность этих четырех необходимых и достаточных уровней про­является в том, что они отчетливо представляют различные кате­гории действительности.

Эволюционный процесс состоит из семи последовательных, совокупных стадий, каждая из которых связана со специфичес­ким проявлением Божественной силы. Каждая из этих стадий раз­вития, в свою очередь, содержит семь подстадий.

Семь стадий процесса эволюции представляют 7 топологичес­ких различий, сопрягаемых с тороидом, одной из наиболее слож-

ных геометрических структур. Тороид можно понимать как струк­туру времени, обладающую многочисленными уникальными свой­ствами, например:

1) он состоит из двух вращающихся перпендикулярных по отношению к друг другу окружностей;

2) вихревая форма — единственное средство, с помощью ко­торого движение может существовать в среде;

3) его объем описывается той же формулой, что и у гиперс­феры:

4) ему присуще универсальное распределение, встречающее­ся у фотонов и частиц в гиперсфере;

5) ему свойственна способность регулировки континуума от­носительности и дискретности квантов;

6) он выступает как средство объяснения древней проблемы существования доброй воли во Вселенной, управляемой Богом, или того, как могут существовать в континууме независимые объек­ты;

7) он характеризуется семью топологическими различиями (то есть, карта, изображенная на поверхности тороида, требует семи цветов — для различения всех граничащих друг с другом

стран)

Тороидный процесс может быть схематично представлен реф­лексивной 7-стадийной проекцией дуги на описанные выше че­тыре уровня. Через понимание мистерии дуги свободы и ограни­чения, обретается осознание таких универсальных мифов, как грехопадение человека, его нисхождение в детерминированную материю и возможное искупление, девственное рождение.

Ветхозаветный рассказ о райском Саде демонстрирует стадии падения (инволюции) — из свободы в детерминизм — и показы­вает также прогрессию процесса становления. Инволюция есть духовное принуждение. Оно предполагает движение против пото­ка жизни. В личностных терминах это значит жажду более высоко-

го состояния сознания, подавление низших состояний, подъем по лестнице множественности к единому, духовное странствие, которое принимает форму возвращения к космической нераздель­ности, априорному состоянию, предшествующему началу всяко­го опыта. Такое возвращение переносит центр личности от фраг­ментарных состояний пробужденности эгоцентрического созна­ния к космоцентрической полноте, и приводит к образованию союза индивидуального и космического сознания, выражаемого в терминах индийской метафизики как единение Шивы-Шакти. Это означает смерть профанной сущности, изменчивого проявленно­го Я и возвращение, возрождение бессмертного, вечного состоя­ния бытия. Ритуалы и медитации сакральной геометрии направле­ны к одной цели — возвращению к верховному центру, Господу. Восприятие первичных форм делает для человека процесс инво­люции осознанным.

Чистый и невинный человек, Адам, пребывавший в райском саду и обладавший неограниченной свободой, представляет 1-ю подстадию антропотеического потенциала. Появление Евы из ребра Адама, аналогичное линейному заряду или силе отделенных, но привлекаемых протона и электрона, символизирует 2-ю подста­дию «закрепление/желание — принцип». Древо Познания Добра и Зла в центре сада аналогично учреждению в атоме ядерного цен­тра с устойчивой структурой и представляет знание и форму 3-й подстадии, «принципа идентичности». Полное изгнание из райс­кого Сада (лишение свободы) в физический мир ограниченности

и закона (детерминизма) представляет физическое обоснование обычного мира молекулярных ком­бинаций и символизирует 4-ю подстадию, «принцип комбинации/управления». После этого последнего затруднительного положе­ния, Новый Завет пред­ставляет «девственное рождение» богочеловека Христа и подстадии воз­растания, ведущих к про­светлению. Выделяется не­сколько известных космо­логических мифов, кото-

рые все вместе изображают эти семь стадий (и подстадий) про­цесса эволюции. Поскольку повторение семи стадий и подстадий универсального процесса эволюции показывают один и тот же последовательный образец развития, изучение определенных де­талей любой отдельной стадии или подстадий позволяет экстра­полировать эти механизмы к другим стадиям и подстадиям и на­оборот. Это непрерывное обновление процесса ведет к замеча­тельной интеграции полученных за историю человечества данных и позволяет делать предсказания. Междисциплинарная интегра­ция и теоретические предсказания этой парадигмы продвигают нас к порогу крупных научных достижений.

Основные религии имеют тенденцию сосредоточиваться на различных циклических стадиях. Например, ведантический Атман/ Брахман (Абсолютное Я или Самость) часто контрастируется с буддийским анатман/суньята (Пустота или He-сущее). Восторжен­ное сознание суфиев может быть сравнено с традиционной непо­колебимостью иудейского закона и антропоморфизмом христи­анского фундаментализма.

Кроме того, один из главных инструментов религии, медита­ция, может также рассматриваться как цикл противоположнос­тей, процесс прохождения через четыре уровня действительнос­ти.

Глубокая медитация может легко подавлять сенсорно-двига­тельный мир уровня IV. Когда это происходит, преобладает про­тивоположное царство, уровень II.

Теория эволюционного процесса в терминах сакральной гео­метрии предназначена для всестороннего изучения таинства жиз­ни и включает не только фундаментальные принципы древней и современной философии, психологии, религии, мифологии и

тайных школ, но также и достижения современной науки. Под последними понимаются квантовая физика, химия, молекуляр­ная биология, биология клетки, биология развития, нейрофизио­логия, психофармакология, психология развития, познаватель­ная и межличностная психологии.

Пророк (У. Блейк)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: