«Человек — это символ. Образ и рисунок — тоже. Проникни за внешний образ символа или же ты погрузишься в сон. Внутри символа есть смысл, который движет. Пойми его. Чтобы исполнить это, тебе нужен проводник. Но прежде, чем он сможет помочь, тебе необходимо подготовиться, воспитывая честное отношение к объекту своего поиска. Если ты ищешь правду и знание, ты получишь их. Если ты ищешь чего-то для себя, ты можешь это найти и потерять все свои высшие способности».
Кваджа Пулад
С самого начала зарождения человеческой цивилизации люди пребывали в поиске всеобщего языка общения с Богом, и эти поиски привели их к открытию образов и символов, выражающих самые богатые и сложные аспекты реальности, сводимых к главному в их сути. Мирча Элиаде писал: «Человек, который понимает символ, не только «открывает себя» объективному миру, но может с успехом преодолеть уровень отдельной личности и достичь понимания Вселенной. Благодаря символу индивидуальный опыт «пробуждается» и преобразуется в духовный акт». Набор таких символов представляет собой геометрические образцы, паттерны, описывающие мир. Ниже будут приведены основные геометрические символы и их мистические значения.
|
|
Геометрические символы в преданиях народов мира предстают как мифопоэтические знаки, широко использующиеся в мифологической и религиозной сферах. Относительная простота обеспечивала стабильность и точность моделирования мифопоэтичес-ких объектов с их помощью.
Например, вертикальная ось указывает на связь или единство с Абсолютом. Это сила Небес, нисходящая на людей, взывающих к духовному. Ось — это солнечное золото, символ человека. Горизонтальная ось — связь с жизненной силой. Это союз жизни, пребывающий в людях и всех живых существах. Равновесие сил. Лунная серебряная ось, символизирующая землю, женщину. Геометрический код, связанный с установкой на идеализацию и унификацию реальных объектов, служит удобным средством для клас-
сификационных целей, в частности для создания универсальных схем, подчеркивающих единство разных сфер бытия. Символы сакральной геометрии описывают структуру Космоса в его вертикальном и горизонтальном аспектах — в отличие от бесструктурного хаоса, никогда не описывающегося с их помощью. Они играют огромную роль и при описании бытия в пространственном и временном планах, а также дают обширную панораму уплотняющегося Космоса. Более сложные орнаменты могут создавать своеобразное этическое и моральное пространство, обозначающее такие понятия, как вера, любовь, надежда, стойкость, преданность, справедливость, истина, порядок, закон. Таким образом, символика геометрических форм лежит в основе структуры ритуального пространства и формы сакрализованных предметов.
|
|
Знание символики геометрических фигур приближает к знанию о Боге. Максим Исповедник утверждал, что Бог подобен центру, соединяющему в себе прямые линии. Эту мысль наглядно иллюстрирует фигура креста, где все сходится к расположенному в его центре Христу или находящейся в центре Вселенной мистической точке-единице.
Крест и квадрат — объединение небес и земли. Квадратура круга создает разделение между отдельными квадрантами. Квадрат символизирует четыре основных элемента (огонь, вода, воздух, земля) и их переход из одной области бытия в другую. Все геометрические образцы бытия представляют собой естественную прогрессию. Они суть повторение временных циклов: весенний рассвет, летний полдень, осенний сумрак и зимняя полночь; Орел, Телец, Лев и Человек; ощущения, мысли, интуиция, чувства; рождение, рост, зрелость, смерть; в Таро — твердость пентаклей, плазменность булав, жидкость кубков, газообразность мечей.
В древности существовала система обучения будущих жрецов. Она состояла из определенного числа философских изображений и поясняющих схем. Эти рисунки отражали гармонию и единство законов мироздания. Через определенное время обучения ученик проходил посвящение, после которого начинал понимать целостность и гармонию мироздания. Он становился жрецом и совмещал в себе множество профессий: мог быть одновременно художником, архитектором, медиком, управляющим и так далее. До наших дней дошло напоминание об этой древней системе обучения в виде карт Таро. Философский смысл карт в определенной степени сохранился в самом изображении арканов Таро. На многих картах указаны геометрические формы: стол, пирамиды, башня, стена, кубы, колонны и так далее. Каждая геометрическая
фигура может аллегорически пониматься как своеобразная карта, в которой заключена часть обширного знания об устройстве мира, человека, Космоса. Зная сокровенный код, язык геометрических фигур, с помощью которого это знание было представлено людям, можно обрести понимание Божественного.
Сфера
Сфера — наиболее удивительная, мощная, и волшебная форма в Творении. Для понимания и оценки потенциалов сферы нужно увидеть и понять компоненты всего мироздания, находящиеся в ее пределах. Это самая простая и наиболее совершенная из форм; сфера — окончательное выражение единства, законченности и целостности. Никакой точке на поверхности не выказывается предпочтения, все они равноудалены от центра, от которого происходят. Атомы, клетки, семена, планеты и шаровидные звездные системы — все это сферическая парадигма полного включения в действительность, реализации потенциала макромира и микромира.
Сферическая планетная парадигма (из работы В. Зелотына, XVI в.)
Центр сферы — это постоянная не только пространства, но и времени. Центр времени есть настоящее. Нет ничего, кроме настоящего, настоящее — это то, что когда-либо будет существовать. Хотя можно толковать о прошлом и будущем, понимаемым как симметричные аспекты настоящего, они существуют благодаря неопределимому и вечному центру. Этот центр есть вечное настоящее, и осуществление каждого центра — одновременные события. Существование живущего в настоящем раскрывается подобно вращению космической сферы.
Платон пишет: «Живому существу, которое должно содержать в себе все живые существа, подобают такие очертания, которые содержат в себе все другие. Бог путем вращения округлил космос до состояния сферы, поверхность которой повсюду равно отстоит от центра, то есть сообщил Вселенной очертания, из всех очертаний наиболее совершенные и подобные самим себе, а подобное он нашел в мириады раз более прекрасным, чем неподобное. Всю поверхность сферы он вывел совершенно ровной».
|
|
Сфера — символ созидательного движения. Креативная сила характеризуется вращательным движением; так же и вся система Вселенной от планет до элементарных частиц характеризуется движением. Это Херувимы, непрестанно вращающиеся огненные колеса (Офанимы), колеса духа жизни: «Вид колес и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. // Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. // А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз» (Иез., 1:16-18). Образ Офаним сформировался в тесной связи с общей символикой круга. Таинственные самодвижущиеся колеса, традиционно истолковываемые как символ Божественного всеведения и всеви-дения, в апокрифической книге Еноха предстают как ангелы, окружающие вместе с Херувимами и Серафима-
ми охваченный вечным огнем хрустальный трон Бога; они «не дремлют и охраняют трон его славы» среди тысяч и десятков тысяч других ангелов.
Если обратить внимание на формы, преобладающие во Вселенной, то наиболее распространенной является именно сферическая: планеты, звезды, галактики имеют сферическую форму; звезды собираются в большие шаровые скопления. На Земле за счет сил поверхностно-
Яндекс.ДиректВсе объявления
| |||||||
| |||||||
|
|
|