Данные в алгоритмических языках программирования

1. Данные являются неотъемлемой частью вычислительного процесса. При постановке задачи мы должны указать, какие данные обрабатывает алгоритм при ее решении. Важно указать вид данных (исходные, промежуточные, результат), свойство данных (диапазон значений, структура, способ обработки и хранения, взаимное влияние, место формирования и использования, требования к значениям в начале и конце обработки и многое другое). В зависимости от этого мы выбираем или строим алгоритм, и наоборот, выбрав стратегию решения задачи можно требовать от заказчика необходимые данные, конструировать промежуточные данные и т.п.

2. Данные могут располагаться в оперативной памяти, вводится и выводится через порты. В последнем случае это будут внешние данные, они располагаются в файлах или поступают с внешних устройств.

3. Данные могут изменяться в ходе выполнения программы (переменные), или оставаться принципиально неизменными (константы). При этом может изменяться только их значение (статические переменные) или также структура (размер, расположение, отношение между элементами – динамические переменные).

Константы

Для задания фиксированных данных в языках программирования служит понятие «константа».
Константы задаются явно – своими значениями, или с помощью имен, объявленных в разделе констант. Например:
const min_age = 18; max_age = 65; (* минимальный возраст для покупки сигарет и максимальный возраст для занятия некоторых должностей *)


Понятие типа

Для описания некоторых свойств данных в языках программирования служит понятие «тип».
Тип определяет структуру данных, диапазон значений и применимые операции. Например, самый простой тип – integer, определяет данные, которые могут принимать целочисленные значения в диапазоне от -32768 до +32767 и над которыми можно выполнять все арифметические операции (сложение, вычитание, умножение, деление и многие другие). Результат операции, естественно, зависит от ее вида, и может выходить за рамки целого типа. Например – результат деления.
Тип также определяет размер памяти, отводимый данным. Например, в системе программирования Turbo Pascal данным типа integer отводится по 2 байта.
Типы необходимы для описания переменных, структур данных, файлов, функций и параметров процедур.
Константы также имеют тип. Он либо следует из их значения, либо указывается программистом (для типизированных констант).
Например, в выражении 128*42.5 число 128 – константа типа «byte», так как ее значение лежит в диапазоне 0..255. А число 42.5 – константа типа «real», так как записана с точкой и лежит в диапазоне от
-1.7´1038..-2. ´10-39, +2. ´10-39..+1.7´1038. Результат вычисления этого выражения, в соответствии с правилами приведения типов, будет «real». Другой пример: в выражении ’Иванов’+’Семен’+’Петрович’ использованы 3 константы типа «string», но каждая имеет свою длину: 6, 5 и 8 символов.

^ Выражения, составленные из констант, называются «константными выражениями» и могут использоваться везде, где применимы константы.

В объявлении const My_PN=’(038)-8-044-222-33-44’; имя константы My_PN объявлено со значением ’(038)-8-044-222-33-44’. Следовательно, это константа типа «текстовая строка», и во всех выражениях, где используется значение этой константы, вместо нее будет подставлена данная строка.
^


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: