Программа на языке Паскаль имеет следующую структуру:
Program <имя>; <блок описаний>; begin <оператор 1>; <оператор 2>; … <оператор N> end. | {заголовок программы } { описание данных (модулей, констант, типов, переменных, процедур и функций) } { начало исполняемой части программы } { исполняемая часть – тело программы } { конец программы } |
В фигурные скобки заключаются комментарии к программе – это поясняющий текст произвольного содержания. Комментарии не обрабатываются транслятором.
Имя программы является идентификатором. Идентификатор может состоять из латинских букв, цифр и символа ‘_’ (подчеркивание) и начинаться не с цифры.
В блоке описаний описываются:
1.) модули, используемые программой:
Uses <имя модуля>;
2.) константы (данные, не изменяющиеся в ходе исполнения программы):
Const <имя>=<значение>;
3.) типы данных, конструируемые программистом:
Type <имя типа>=<описание>;
4.) переменные (данные, которые могут изменяться в ходе исполнения программы):
|
|
Var <имя переменной>:<тип>;
Тип может быть стандартным, а также сконструированным и описанным в разделе описания типов.
Базовые стандартные типы:
- Integer – целочисленный тип;
- Real – вещественный тип (действительные числа);
- Char – символьный тип;
- Boolean – логический тип (данные этого типа принимают только два значения: True (истина) и False (ложь));
- String – строковый тип.
5.) процедуры и функции, определяемые программистом:
Procedure <описание процедуры>;
Function <описание функции>;
Исполняемая часть программы представляет собой составной оператор – несколько операторов языка, заключенных в операторные скобки – Begin и End.
Все операторы языка можно условно разделить на команды и конструкции.
Команда (оператор) присваивания:
<имя переменной> := <выражение>;
Сначала будет вычислено значение выражения, которое затем будет записано в переменную с указанным именем. В записи выражения могут быть использованы константы, переменные, знаки операций, стандартные (и определенные программистом) функции, а также скобки.
Например: X:=10; - в переменную Х будет записано число 10;
Y:=X+6; - в переменную Y будет записано число 16;
Y:=Y+1; - в переменную Y будет записано число 17 (число 16 будет стерто из памяти).
Для обработки вещественных чисел в языке Турбо Паскаль предусмотрены следующие операции: + (сложение), – (вычитание), * (умножение), / (деление). Для обработки целых чисел: + (сложение), – (вычитание), * (умножение), div (целочисленное деление), mod (остаток от деления нацело).
Наиболее часто используемые стандартные функции перечислены в Таблице 1. Аргумент функции (константа, переменная или выражение) при ее вызове заключается в круглые скобки.
Таблица 1