Краткое изложение теоретического материала

Программа на языке Паскаль имеет следующую структуру:

Program <имя>; <блок описаний>;   begin <оператор 1>; <оператор 2>; … <оператор N> end. {заголовок программы } { описание данных (модулей, констант, типов, переменных, процедур и функций) } { начало исполняемой части программы } { исполняемая часть – тело программы }   { конец программы }

В фигурные скобки заключаются комментарии к программе – это поясняющий текст произвольного содержания. Комментарии не обрабатываются транслятором.

Имя программы является идентификатором. Идентификатор может состоять из латинских букв, цифр и символа ‘_’ (подчеркивание) и начинаться не с цифры.

В блоке описаний описываются:

1.) модули, используемые программой:

Uses <имя модуля>;

2.) константы (данные, не изменяющиеся в ходе исполнения программы):

Const <имя>=<значение>;

3.) типы данных, конструируемые программистом:

Type <имя типа>=<описание>;

4.) переменные (данные, которые могут изменяться в ходе исполнения программы):

Var <имя переменной>:<тип>;

Тип может быть стандартным, а также сконструированным и описанным в разделе описания типов.

Базовые стандартные типы:

- Integer – целочисленный тип;

- Real – вещественный тип (действительные числа);

- Char – символьный тип;

- Boolean – логический тип (данные этого типа принимают только два значения: True (истина) и False (ложь));

- String – строковый тип.

5.) процедуры и функции, определяемые программистом:

Procedure <описание процедуры>;

Function <описание функции>;

Исполняемая часть программы представляет собой составной оператор – несколько операторов языка, заключенных в операторные скобки – Begin и End.

Все операторы языка можно условно разделить на команды и конструкции.

Команда (оператор) присваивания:

<имя переменной> := <выражение>;

Сначала будет вычислено значение выражения, которое затем будет записано в переменную с указанным именем. В записи выражения могут быть использованы константы, переменные, знаки операций, стандартные (и определенные программистом) функции, а также скобки.

Например: X:=10; - в переменную Х будет записано число 10;

Y:=X+6; - в переменную Y будет записано число 16;

Y:=Y+1; - в переменную Y будет записано число 17 (число 16 будет стерто из памяти).

Для обработки вещественных чисел в языке Турбо Паскаль предусмотрены следующие операции: + (сложение), (вычитание), * (умножение), / (деление). Для обработки целых чисел: + (сложение), (вычитание), * (умножение), div (целочисленное деление), mod (остаток от деления нацело).

Наиболее часто используемые стандартные функции перечислены в Таблице 1. Аргумент функции (константа, переменная или выражение) при ее вызове заключается в круглые скобки.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: