Транспортная задача является одной из наиболее распространенных задач линейного программирования и находит широкое практическое приложение.
Постановка транспортной задачи. Некоторый однородный продукт, сосредоточенный у m поставщиков Аi в количестве ai (i = 1,..., m) единиц, необходимо доставить n потребителям Bj в количестве bj (j = 1,..., n) единиц. Известна стоимость cij перевозки единицы груза от поставщика i к потребителю j. Составить план перевозок, позволяющий с минимальными затратами вывести все грузы и полностью удовлетворить потребителей.
Сформулируем экономико-математическую модель транспортной задачи. Обозначим через xij количество единиц груза, запланированных к перевозке от поставщика i к потребителю j. Так как от поставщика i к потребителю j запланировано перевезти xij единиц груза, то стоимость перевозки составит cij∙xij.
Транспортная задача относится к двух индексным задачам линейного программирования, так как в результате решения задачи необходимо найти матрицу Х с компонентами xij.
Стоимость всего плана выразится двойной суммой
.
Систему ограничений получаем из следующих условий задачи:
а) все грузы должны быть перевезены, т.е.
, i = 1,..., m;
б) все потребности должны быть удовлетворены, т.е.
, j = 1,..., n.
Таким образом, математическая модель транспортной задачи имеет следующий вид. Найти минимальное значение линейной функции:
(1.6)
При ограничениях:
, i = 1,..., m; (1.7)
, j = 1,..., n. (1.8)
xij ≥ 0, i = 1,..., m, j = 1,..., n. (1.9)
В рассмотренной модели предполагается; что суммарные запасы равны суммарным потребностям, т.е.
. (1.10)
Транспортная задача, в которой суммарные запасы и потребности совпадают, т.е. выполняется условие (1.10), называется закрытой моделью; в противном случае - открытой. Для открытой модели может быть два случая:
а) суммарные запасы превышают суммарные потребности
;
б) суммарные потребности превышают суммарные запасы
.
Линейная функция одинакова в обоих случаях, изменяется только вид системы ограничений. Найти минимальное значение линейной функции
при ограничениях: в случае «а»
, i = 1,..., m;
, j = 1, …, n;
xij ≥ 0.
в случае «6»
, i = 1,..., m;
, j = 1, …, n;
xij ≥ 0.
Открытая модель решается приведением к закрытой модели. В случае «а», когда суммарные запасы превышают суммарные потребности, вводится фиктивный потребитель bn+l, потребность которого описывается формулой:
, а для случая «б», когда суммарные потребности превышают суммарные запасы, вводится фиктивный поставщик am+1, запасы которого описываются формулой:
.
Стоимость перевозки единицы груза до фиктивного потребителя и стоимость перевозки груза от фиктивного поставщика полагаются равными нулю, так как груз в обоих случаях не перевозится.
Транспортная задача имеет n + m уравнений с m∙n неизвестными. Матрицу перевозок Х = (xij)mn, удовлетворяющую условиям (1.7)-(1.9), называют планом перевозок транспортной задачи, а xij - перевозками.
План Х *, при котором целевая функция (1.6) обращается в минимум, называется оптимальным.






