Климат в Смоленске умеренно-континентальный, смягчённый влиянием Атлантического океана. Для Смоленска характерно прохладное и преимущественно дождливое лето, и довольно затяжная умеренно-холодная зима. Средняя годовая температура плюс 5,4º. В самом холодном месяце, феврале, средняя температура — минус 6,4º, а в самом теплом июле — плюс 17,9. Годовое количество осадков в среднем составляет 739 миллиметр. В течение года 164 дней преобладает пасмурная погода, 60 дней с туманами, 26 дней с грозами. Наиболее влажным является летний период. Часты туманы - 103 дня в году. Годовая величина относительной влажности воздуха — 80 %. Преобладающая в городе роза ветров — западная, южная и юго-западная.
| Климат Смоленска (норма 1981-2010) | |||||||||||||
| Показатель | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | Год |
| Абсолютный максимум, °C | 9,3 | 9,0 | 17,5 | 28,0 | 30,2 | 31,2 | 34,4 | 37,2 | 29,5 | 24,8 | 14,6 | 9,0 | 37,2 |
| Средний максимум, °C | −3,8 | −3,4 | 2,1 | 11,2 | 18,0 | 21,0 | 23,1 | 21,7 | 15,8 | 9,0 | 1,3 | −2,8 | 9,4 |
| Средняя температура, °C | −6,2 | −6,4 | −1,5 | 6,4 | 12,6 | 15,9 | 17,9 | 16,2 | 10,8 | 5,3 | −0,9 | −5,2 | 5,4 |
| Средний минимум, °C | −8,9 | −9,6 | −4,9 | 1,9 | 7,3 | 10,9 | 12,9 | 11,5 | 6,7 | 2,2 | −3,2 | −7,6 | 1,6 |
| Абсолютный минимум, °C | −37,9 | −36,8 | −28,1 | −19,8 | −5,4 | −0,7 | 4,4 | 0,3 | −4,4 | −12,8 | −24,8 | −35,2 | −37,9 |
| Норма осадков, мм |
Благоустройство города Смоленска проводится в соответствии с правилами утвержденными решением Смоленского городского Совета
от 27.02.2004 N 800 (в ред. решений Смоленского городского Совета
от28.02.2006 N 235, от 27.03.2009 N 1115,
от 30.06.2009 N 1179).
Приведем некоторые из правил:
1. Благоустройство города включает в себя:
- подготовку территорий к застройке, устройство внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок, ограждений, открытых спортивных сооружений, оборудование мест отдыха, озеленение;
- содержание в надлежащем состоянии зданий и сооружений, дорог, мостов и путепроводов, водопропускных труб, трамвайных путей, железнодорожных переездов, сетей уличного освещения, пешеходных лестниц, остановочных павильонов, малых архитектурных форм, других объектов;
- проведение земляных работ и восстановление нарушенных элементов благоустройства после строительства, реконструкции и ремонта объектов коммунального назначения, коммуникаций, дорог, трамвайных и железнодорожных путей, мостов, пешеходных переходов, проведение реставрационных и археологических работ.
2. Благоустройство города разрешается осуществлять на основании проектов, предусматривающих весь комплекс работ, влияющих на художественную выразительность, обеспечивающих сохранность памятников истории и культуры, техническую исправность дорог, тротуаров, зеленых зон, малых архитектурных форм, киосков, павильонов, средств наружной рекламы и информации и соответствующих планам комплексного благоустройства микрорайонов.
3. Содержание городских улиц, внутриквартальных проездов, тротуаров, мостов и путепроводов включает в себя комплекс мероприятий сезонного характера, обеспечивающих чистоту и опрятный вид проезжей части, тротуаров и других дорожных сооружений, а также нормальные условия движения транспорта и пешеходов.
Содержание дорог включает в себя комплекс работ, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дороги, дорожных сооружений, полосы отвода, элементов обустройства дороги, организации и безопасности движения, отвечающих требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
4. Содержание территорий города включает в себя текущий ремонт дорог, тротуаров, искусственных сооружений, регулярную уборку грязи, мусора, снега и льда с тротуаров и проезжей части улиц и мостов, систематическую мойку и полив покрытий, уход за газонами и зелеными насаждениями, своевременный текущий ремонт фасадов зданий, включая отдельные элементы (цоколи, ступени, карнизы, двери, козырьки, водосточные трубы, витрины, рекламы и т.п.), опор уличного освещения и контактной сети, малых архитектурных форм, ремонт и очистку смотровых колодцев и дождеприемников, нагорных канав и открытых лотков, входящих в состав искусственных сооружений.
Содержание инженерных сетей и сооружений
Предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, на балансе которых имеются инженерные сети и сооружения, обязаны следить за их исправным состоянием и своевременно производить ремонт, обеспечивать порядок проведения земляных работ и восстановление нарушенных элементов благоустройства после строительства, реконструкции и ремонта объектов коммунального назначения, коммуникаций, дорог, трамвайных и железнодорожных путей, переездов, мостов, пешеходных переходов.
Все виды работ, связанные с прокладкой, устройством и ремонтом подземных сооружений, а также с нарушением существующего благоустройства, производятся в соответствии с Правилами производства земляных работ на территории города Смоленска, утвержденными главой города Смоленска. Должностные лица и граждане обязаны обеспечить оформление разрешений на производство работ, связанных с временным нарушением или изменением состояния благоустройства, соблюдение сроков завершения работ и восстановления благоустройства в соответствии с правилами производства работ, а также сдачу выполненных работ в установленные сроки.
Организации, на балансе которых находятся подземные инженерные коммуникации, обязаны постоянно следить за тем, чтобы крышки люков колодцев, расположенных на тротуарах и проезжей части, находились на уровне дорожного покрытия, содержались в исправном состоянии и закрытыми, обеспечивали безопасное движение транспорта и пешеходов. В случае повреждения или разрушения они должны быть немедленно огорожены и в течение суток исправлены владельцами.
Организации, ведущие строительство или ремонт подземных коммуникаций, обязаны устанавливать люки смотровых колодцев в одном уровне с покрытием проезжей части улиц, дорог, тротуаров, газонов. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см, а дождеприемника относительно уровня лотка - более 3,0 см. Основание под люк должно быть выполнено из бетона или железобетона. Устройство оснований из кирпича или асфальтобетона, другого штучного материала на проезжей части запрещается.
Грунтовые наносы, наледи в зимний период, образовавшиеся из-за аварий на подземных коммуникациях, ликвидируются предприятиями - владельцами коммуникаций либо на договорных условиях специализированными предприятиями за счет владельцев коммуникаций.
Очистка и осмотр смотровых и дождеприемных колодцев, ливневой канализации, колодцев подземных коммуникаций, люков производятся балансодержателями по мере необходимости, но не реже двух раз в год - весной и осенью. Весь осадок загрязнения, образуемый при очистке и ремонте, вывозится немедленно, без складирования на газонах, тротуарах или проезжей части.
Очистка территорий около водоразборных колонок в радиусе 5 метров, устройство и содержание стоков для воды возлагается на СМУП "Горводоканал".
Провалы, просадки грунта или дорожного покрытия, появившиеся как над подземными коммуникациями, так и в других местах, где не проводились ремонтно-восстановительные работы, или появившиеся по истечении 2-х лет после проведения ремонтно-восстановительных работ, должны быть устранены в течение суток организациями, эксплуатирующими данную территорию.
При прокладке и переустройстве подземных сооружений необходимо производить складирование материалов и оборудования только в пределах стройплощадок, регулярно вывозить грунт и мусор в специально отведенные для этого места.
Котлованы и траншеи, разрабатываемые при прокладке и переустройстве подземных сооружений на улицах, проездах, во дворах, а также местах, где происходит движение людей или транспорта, должны быть ограждены. На ограждении необходимо установить предупредительные надписи и знаки, а в ночное время - сигнальное освещение.
Места прохода людей через траншеи должны быть оборудованы переходными мостиками шириной не менее 1 метра с ограждениями по высоте и освещаемыми в ночное время.
При прокладке, реконструкции или ремонте подземных коммуникаций на улицах, дорогах, площадях открытым способом обрубка асфальтобетонных покрытий производится прямолинейно в соответствии с проектной шириной траншеи, переход проезжей части производится перпендикулярно оси дороги. Бордюры и ограждения разбираются и складируются на месте производства работ для дальнейшей установки.
Материалы, полученные от разборки дорожной одежды, следует временно складировать в пределах огражденного участка и вывозить в специально отведенные места.
Руководители предприятий, организаций и учреждений, на балансе которых имеются сети водо- и теплоснабжения, обязаны при их повреждении принять меры по устранению аварийных ситуаций в течение суток.
Благоустройство и содержание мостов, дамб, пешеходных лестниц, путепроводов, прилегающих к ним и расположенных под ними территорий, производятся СМУП "Дормостстрой N 1" или предприятиями, организациями или учреждениями, в ведении или собственности которых они находятся.
Содержание мостов, дамб и путепроводов должно обеспечивать безопасное и бесперебойное движение транспорта и пешеходов, предупреждение появления в сооружениях деформаций и повреждений, проведение мероприятий по продлению сроков службы мостовых конструкций.
Техническое состояние, ремонт и обслуживание асфальтобетонного и штучного дорожного покрытия трамвайных путей вне зависимости от их расположения на улицах обеспечивает СМУП "ДормостстройN1".
Зимой на переездах необходимо иметь постоянный запас песка или шлака для посыпания проезжей части переезда и пешеходных дорожек в границах переезда во время гололеда.
Работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог, являющихся подъездными путями к железнодорожным переездам, до конца шпал ближних рельсов осуществляются за счет средств владельцев этих дорог. При этом работы в пределах 10 м от концов шпал ближних рельсов производятся по согласованию с дистанцией пути в присутствии уполномоченного руководством дистанции пути работника.
Дистанция пути обеспечивает исправное содержание участка автомобильной дороги в границах переезда (граница железнодорожного переезда со стороны автомобильной дороги - линия, пересекающая автомобильную дорогу по оси шлагбаумов, а где их нет - по оси установки дорожных знаков: 1.3.1 "Однопутная железная дорога", 1.3.2 "Многопутная железная дорога").
На железнодорожных и трамвайных переездах не допускается отклонение верха головки рельса относительно покрытия проезжей части более2,0см.
На железнодорожных переездах не допускается возвышение междурельсового настила над верхом рельсов более 3,0 см, а глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства (настила) не должна быть более 4,0 см.
Устранение указанных недостатков должно быть осуществлено в течение суток с момента их обнаружения.
1.2. Назначение городской дороги или улицы и расчетные параметры
Категория улицы – магистральная улица регулируемого движения.
Назначение улицы: Транспортная связи между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами планировочных районов, выходы на магистральные улицы и дороги и внешние автомобильные дороги. Пересечение с магистральными улицами и дорогами, как правило, в одном уровне.
Таблица 1.1
| Расчетная скорость движения, км/ч | Ширина полосы движения, м | Число полос движения | Наименьший радиус кривых в плане, м | Наибольший продольный уклон, % о | Ширина пешеходной части тротуара, м |
| 3,50 | 4-8 | 3,0 |
Категория улицы дана в задании. Назначение улицы и данные для заполнения таблицы 1.1 приведены в приложении 1 (табл. П1.1-П1.2) [12].
1.3. Климатические характеристики района строительства
Таблица 1.2
| Характеристика района | Значение | Источник[12] |
| Дорожно-климатическая зона | II | Рис. П1.1 |
Глубина промерзания грунта , м
| 1,2 | Рис. П1.2, табл. П1.3-П1.4 |
Начало сезона земляных работ
| 30. III | Табл. П1.5 |
Конец сезона земляных работ
| 8.XI | |
Календарная продолжительность земляных работ ,дн.
| ||
Количество нерабочих дней по климатическим условиям ,дн.
| ||
Количество выходных дней в течение календарной продолжительности работ , дн.
| 224/7*2=64 | расчет |
Суммарное время ремонта дорожных машин , дн.
| Табл. П1.6 | |
| Календарные сроки распутицы | 29.III-18.IV весенняя 2.XI-22.XI зимняя | Табл. П1.7 |
Количество дней распутицы в период земляных работ
| 21 вес+ 21 зим = 42 дня | Расчет по данным |
| Тип местности по характеру и степени увлажнения Поверхностный сток не обеспечен; грунтовые воды не влияют на увлажнение верхней толщи; почвы средне- и сильноподзолистые и полуболотные с признаками заболачивания | 2-й | СНиП 2.05.02-85 (1997) |
1.4. Оценка грунтово-геологических условий
Местные условия строительства подземных сетей характеризуются, прежде всего, типом и состоянием грунтов и наличием грунтовых вод.
Таблица 1.3
| Грунтово-геологические условия | Значение | Источник[12] | ||
| Грунт земляного полотна | Супесь тяжелая | задание | ||
| Плотность сухого грунта,кг/м3 | естественного сложения
| 1510…1640 | Табл. П1.8 | |
насыпного
| 1300…1460 | |||
при стандартном уплотнении
| 1700…1850 | |||
удельная частиц
| 2690…2720 | |||
Оптимальная влажность (массовая доля) , %
| 9…13 | |||
| Плотность влажного грунта,кг/м3 | естественного сложения
| 1646…1853 | расчет (формулы 1.1–1.3) | |
Насыпного
| 1417…1650 | |||
при стандартном уплотнении
| 1853…2091 | |||
| Максимальная допустимая крутизна откосов 1:m в водонасыщенных грунтах (в числителе угол откосов траншеи, в знаменателе – наибольшая крутизна откосов 1:m) |
| Табл. П1.9 | ||
Расчетный уровень грунтовых вод , м
| 1,15 | расчет (формула 1.4) | ||
Нормативное сопротивление грунта , МПа
| Сухого 0,3 водонасыщенного 0,15 | Табл. П1.11 | ||
Плотность влажного грунта естественного сложения:
| кг/м3 | (1.1) |
| кг/м3 |
Плотность влажного насыпного грунта:
| , кг/м3 | (1.2) |
| , кг/м3 |
Плотность влажного грунта при стандартном уплотнении:
=
| кг/м3 | (1.3) |
=
| кг/м3 |
Расчетный уровень грунтовых вод с учетом капиллярного поднятия:
| , м | (1.4) |
где
- высота капиллярного поднятия воды в грунте, м. Принимается по табл. П1.10. [12] в зависимости от вида грунта; (1,00…1,50)
- расчетный уровень грунтовых вод, м.
| , м | (1.5) |
где
– глубина залегания грунтовых вод на дату начала строительства, м. Принимается по графику режима колебаний УГВ (рис. П1.3-П1.4) [12].
| , м | (1.6) |
где
-глубина залегания грунтовых вод на определенную дату (задана в задании), м
- глубина залегания грунтовых вод на ту же дату, принятая по графику типового режима колебаний УГВ (рис. П1.3-П1.4) [12].
Если
>
, то
имеет положительное значение, если
<
, то
является отрицательным значением.
По заданию
= 1,8 м на 20.07.; грунт – супесь тяжелая (
=1,3 м); дата начала строительства 30.03. Следовательно, уровень грунтовых вод по графику (для примера принята зона обильного питания) на 20 июля
=1, 5 м, а на начало строительства
=2,15 м. Рассчитываем показатели по формулам 1.4-1.6:
= 0,3 м;
= 2,45 м;
=1,15 м. Расчеты проиллюстрированы на рис. 1.1.
![]() |
| 03.04. |
| 05.09. |
|
|
|
|
|
| VII VIII IX X X I XII I II III IV V VI Месяцы |
| Рис. 1.1. Режим колебания уровня грунтовых вод |
Задача 2. выбор материала элементов трубопроводов
, м
,дн.
,дн.
, дн.
, дн.
, %
, МПа
=
=







