Допущения: 1. установлено, что наим. контактной выносливостью обладает околополюсная зона раб. пов-ти зубьев, поэтому расчет контакт. напряжений проводят в полюсе зацепления, а именно в контакте делит. диаметра; 2. контакт двух зубьев пары колес рассм.как контакт двух цилиндров с радиусами r1 и r2; 3. контактные напряжения определяют по ф-ле Герца для 2 цилиндров: sН=0,418∙Ö(qEпр/rпр), где q=FnKHβKHV/l∑ – удел. расчет. нагрузка – на ед. длины, l∑ – суммарная линия контакта, KHβ – коэф., учитывающий концентрацию нагрузки по длине зуба, завис. от расположения передачи относит-но опор, KHV – коэф. динамичности, завис. от окружной скорости колес, точности изготовления, Епр – модуль упругости приведенный (Епр стали = 2∙105МПа), rпр – радиус цилиндра (приведенный радиус кривизны), 1/rпр=1/r1+1/r2.
sН=1,18∙ZHβ∙Ö[Eпр∙T1∙KH∙(u+1)/(d12∙b∙sin2α∙u)]≤[σ], где u – передат. число, d1 – диаметр, b – ширина колеса, KH- коэф. контакт. прочности.