Глава 10. ВЕШЕНИЕ, ОБОЗНАЧЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИН ЛИНИЙ НА МЕСТНОСТИ
ВЕШЕНИЕ ЛИНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЕ ТОЧЕК НА МЕСТНОСТИ
В ходе изысканий для проектирования и строительства линейных инженерных объектов (дорог, мостовых переходов, тоннелей, каналов, коммуникаций и т. д.) необходимо устанавливать положение отрезков прямых линий с их обозначением и последующим закреплением на местности.
Вешением называют процесс установки вех в вертикальной плоскости между крайними точками прямой.
Веха — деревянный или металлический шест с металлическим наконечником длиною 2,0 м и диаметром 3,5—4,0 см, раскрашенный полосками красного и белого цветов длиною по 20 см (рис. 10.1).
Различают вешение «на глаз», с помощью бинокля или зрительной трубы теодолита. Вехи устанавливают с шагом от 40 до 100 м в зависимости от категории рельефа, видимости, назначения работ и т. д.
а) б) Рис. 10.1. Дорожная визирная фиберглас- совая телескопическая веха 8К 102/2 м, 5 секций: а — в рабочем положении; б — в собранном виде |
Вешение «на глаз» или с помощью бинокля осуществляют между крайними точками линии А и В, находящимися на расстоянии прямой видимости (рис. 10.2, а). Для этого один исполнитель становится за вехой А, а второй по его командам устанавливает вехи 1,2,3,4 и т. д. в створе линии А-В. Такой способ вешения от дальней точки к ближней называют вешением «на себя». При продлении линии А-В (рис. 10.2, б) второй исполнитель по командам первого последовательно устанавливает вехи 1, 2, 3 и т. д. Такой способ вешения от ближней точки к дальней называют вешением «от себя». Он является менее точным, поскольку веха В создает за собой сектор отсутствия видимости (рис. 10.2, в) и каждая последующая веха устанавливается с точностью меньшей, чем предыдущая.
Вешение с помощью теодолита используют при изысканиях и строительстве линейных инженерных объектов, когда положение точек прямых на местности нужно обозначать с высокой точностью.
Для этого устанавливают прибор в точке стоянки Ст. А, приводят его в рабочее положение и ориентируют в заданном направлении (рис. 10.3).
Рис. 10.2. Способы вешения линий: ^ — вешение «на себя»; б — вешение «от себя»; * — потеря точности установки вех при