double arrow

Ных работ в тоннелях СПУТНИКОВОЙ навигации «ОР8». 114



Глава 10. ВЕШЕНИЕ, ОБОЗНАЧЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИН ЛИНИЙ НА МЕСТНОСТИ

ВЕШЕНИЕ ЛИНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЕ ТОЧЕК НА МЕСТНОСТИ


В ходе изысканий для проектирования и строительства линейных ин­женерных объектов (дорог, мостовых переходов, тоннелей, каналов, ком­муникаций и т. д.) необходимо устанавливать положение отрезков пря­мых линий с их обозначением и последующим закреплением на местно­сти.

Вешением называют процесс установки вех в вертикальной плоско­сти между крайними точками прямой.

Веха — деревянный или металлический шест с металлическим нако­нечником длиною 2,0 м и диаметром 3,5—4,0 см, раскрашенный полоска­ми красного и белого цветов длиною по 20 см (рис. 10.1).

Различают вешение «на глаз», с помощью бинокля или зрительной трубы теодолита. Вехи устанавливают с шагом от 40 до 100 м в зависимо­сти от категории рельефа, видимости, назначения работ и т. д.

а) б) Рис. 10.1. Дорожная визирная фиберглас- совая телескопиче­ская веха 8К 102/2 м, 5 секций: а — в рабочем положе­нии; б — в собранном виде

Вешение «на глаз» или с помощью бинокля осуществляют между край­ними точками линии А и В, находящимися на расстоянии прямой видимо­сти (рис. 10.2, а). Для этого один исполнитель стано­вится за вехой А, а второй по его командам устанав­ливает вехи 1,2,3,4 и т. д. в створе линии А-В. Такой способ вешения от дальней точки к ближней называ­ют вешением «на себя». При продлении линии А-В (рис. 10.2, б) второй исполнитель по командам пер­вого последовательно устанавливает вехи 1, 2, 3 и т. д. Такой способ вешения от ближней точки к дальней называют вешением «от себя». Он являет­ся менее точным, поскольку веха В создает за собой сектор отсутствия видимости (рис. 10.2, в) и каждая последующая веха устанавливается с точностью меньшей, чем предыдущая.

Вешение с помощью теодолита используют при изысканиях и строительстве линейных инженерных объектов, когда положение точек прямых на местно­сти нужно обозначать с высокой точностью.

Для этого устанавливают прибор в точке стоянки Ст. А, приводят его в рабочее положение и ориенти­руют в заданном направлении (рис. 10.3).


Рис. 10.2. Способы вешения линий: ^ — вешение «на себя»; б — вешение «от себя»; * — потеря точности установки вех при


Сейчас читают про: