---- ^н*** |
СтС |
СгЛ
Рис. 10.3. Схема вешения линии с помощью теодолита
Выносят точку стоянки Ст. ^размещая ее по возможности на возвышенном месте, откуда обеспечена наибольшая видимость в прямом и обратном направлениях, и выполняют вешение «на себя» от точки Ст. В к точке Ст. А. Точки стоянки прибора размещают с интервалом 200—500 м и обозначают на местности сторожками и точками (рис. 10.4).
В точке Ст. А ставят веху и переходят с прибором на точку Ст. 5, где устанавливают прибор и приводят его в рабочее положение. При основном положении вертикального круга КЛ (или КП) наводят перекрестье нитей на низ вехи, установленной на Ст. А. Переводят трубу через зенит и в первом приближении устанавливают положение точки С\. Открепив
у// /// |
77Г77Г, |
б) |
Рис. 10.4. Обозначение точек стоянки теодолита (а), надпись на сторожке (б) |
алидаду (или лимб), разворачивают прибор на 180° и наводят перекрестье нитей на низ вехи на Ст. А, Вновь переводят трубу через зенит и отмечают второе положение точки Сг. Разделив расстояние между точками С\ и Сг, окончательно устанавливают положение точки стоянки Ст. С и обозначают ее на местности точкой и сторожком. Выполнив вешение «на себя» от точки Ст. С к точке Ст. 5. Переходят с теодолитом на точку стоянки Ст. С и т. д.
|
|
Понятно, что вешение переводом трубы через зенит можно выполнять лишь после устранения либо сведения к минимуму коллимационной погрешности. Иногда продление прямых линий осуществляют откладыванием на лимбе угла 180° при двух кругах теодолита.
Поскольку последующие геодезические работы на провешенной линии выполняют, как правило, с интервалом в несколько дней, а вехи заводского изготовления нельзя оставлять в поле, то осуществляют следующие виды закрепления. Вместо вех на местности оставляют колья, деревянные рейки или небольшие шесты, изготовляемые из стволов молодых деревьев, называемые заменками. Использование стволов молодых деревьев целесообразно при вешении в лесных районах, за счет срубленных молодых деревьев на просеке шириной 1 м вдоль провешенной линии. Закрепление заменками является временным.
С тем чтобы обеспечить восстановление линии на местности после завершения проектных работ, перед началом строительства объекта осуществляют постоянное закрепление провешенной линии стандартными деревянными или железобетонными столбами, пнями спиленных деревьев, попавших на створ линии, которые разделывают под осевые столбы и земляными конусами, когда каждую точку стоянки прибора окапывают канавкой, грунт набрасывают на сторожок и точку, формируй земляной конус.
|
|
При вешении линий в населенных пунктах, на существующих автомобильных дорогах, аэродромах и т. д., где невозможно обозначать линию точками, сторожками и осевыми столбами, осевые точки обозначают вбитыми вровень с поверхностью покрытий железнодорожными костылями или металлическими штырями, а постоянное закрепление осуществляют привязкой к постоянным местным предметам. Для этого с помощью ленты или рулетки осуществляют промеры до трех точек на постоянных предметах (стена здания, опора ЛЭП, скала и т. д.) и делают соответствующие надписи.
Подробно существующие схемы закрепления оси трассы рассмотрены в §25.8.