double arrow

Вешении способом «от себя»




---- ^н***

СтС

СгЛ


Рис. 10.3. Схема вешения линии с помощью теодолита


Выносят точку стоянки Ст. ^размещая ее по возможности на возвы­шенном месте, откуда обеспечена наибольшая видимость в прямом и об­ратном направлениях, и выполняют вешение «на себя» от точки Ст. В к точке Ст. А. Точки стоянки прибора размещают с интервалом 200—500 м и обозначают на местности сторожками и точками (рис. 10.4).

В точке Ст. А ставят веху и переходят с прибором на точку Ст. 5, где устанавливают прибор и приводят его в рабочее положение. При основ­ном положении вертикального круга КЛ (или КП) наводят перекрестье нитей на низ вехи, установленной на Ст. А. Переводят трубу через зенит и в первом приближении устанавливают положение точки С\. Открепив

у// ///
НУ ЛУ Л
 
77Г77Г,
б)
Рис. 10.4. Обозначение точек стоянки теодолита (а), надпись на сторожке (б)

алидаду (или лимб), разворачивают прибор на 180° и наводят перекре­стье нитей на низ вехи на Ст. А, Вновь переводят трубу через зенит и отмечают второе положение точки Сг. Разделив расстояние между точ­ками С\ и Сг, окончательно устанав­ливают положение точки стоянки Ст. С и обозначают ее на местности точкой и сторожком. Выполнив ве­шение «на себя» от точки Ст. С к точ­ке Ст. 5. Переходят с теодолитом на точку стоянки Ст. С и т. д.


Понятно, что вешение переводом трубы через зенит можно выпол­нять лишь после устранения либо сведения к минимуму коллимационной погрешности. Иногда продление прямых линий осуществляют отклады­ванием на лимбе угла 180° при двух кругах теодолита.

Поскольку последующие геодезические работы на провешенной ли­нии выполняют, как правило, с интервалом в несколько дней, а вехи за­водского изготовления нельзя оставлять в поле, то осуществляют следу­ющие виды закрепления. Вместо вех на местности оставляют колья, дере­вянные рейки или небольшие шесты, изготовляемые из стволов молодых деревьев, называемые заменками. Использование стволов молодых де­ревьев целесообразно при вешении в лесных районах, за счет срубленных молодых деревьев на просеке шириной 1 м вдоль провешенной линии. За­крепление заменками является временным.

С тем чтобы обеспечить восстановление линии на местности после за­вершения проектных работ, перед началом строительства объекта осуще­ствляют постоянное закрепление провешенной линии стандартными де­ревянными или железобетонными столбами, пнями спиленных деревьев, попавших на створ линии, которые разделывают под осевые столбы и земляными конусами, когда каждую точку стоянки прибора окапывают канавкой, грунт набрасывают на сторожок и точку, формируй земляной конус.

При вешении линий в населенных пунктах, на существующих авто­мобильных дорогах, аэродромах и т. д., где невозможно обозначать ли­нию точками, сторожками и осевыми столбами, осевые точки обозначают вбитыми вровень с поверхностью покрытий железнодорожными косты­лями или металлическими штырями, а постоянное закрепление осущест­вляют привязкой к постоянным местным предметам. Для этого с по­мощью ленты или рулетки осуществляют промеры до трех точек на по­стоянных предметах (стена здания, опора ЛЭП, скала и т. д.) и делают со­ответствующие надписи.

Подробно существующие схемы закрепления оси трассы рассмотре­ны в §25.8.


Сейчас читают про: