Мысли, как рассуждения с самим собою

Вышеприведенные виды прельщения касались мыслей против Бога и мыслей о мире, а, начиная с этого раздела, мы рассмотрим мысли о самом человеке, которые наиболее разнообразны.

Благодать Божия подает молитву – разговор с Богом, которая выражается обращенным к Богу рассуждением человека о себе и о своих грехах или молитву – рассуждение к своей душе, как духовный самоанализ, переходящий в покаянную молитву. Враг же, искажая эту потребность в общении с Богом и покаянный самоанализ, приучает человека рассуждать о себе, обращаясь только к самому себе или рассуждать, оправдывая себя. Подробно о мыслях - внутренних разговорах мы поговорим в теме о мышлении, а сейчас кратко остановимся на основных моментах.

Что же происходит в уме, когда человек начинает внутренне беседовать сам с собою? По учению Евагрия, это выглядит следующим образом: наш ум может воспринимать чувственные предметы и создавать образы, но он также и воспринимает представления о своем теле, и обычно не создает его образа-представления в воображении, а только осознает себя. При этом:

Евагрий (О помыслах, гл.25): «…посредством этого внешнего образа ум все совершает внутри себя, то есть мысленно судит и ходит, дает и получает. Он совершает и говорит все, что захочет, благодаря быстроте умопредставлений: иногда он (даже как бы) воспринимает образ своего собственного тела и протягивает руку, чтобы взять нечто от дающих, а иногда он отлагает этот образ, чтобы, облекшись во внешний вид ближнего, как бы собственными руками дарит что-либо».

Как видим, человек может представлять и не представлять себя в уме, но осознавать себя, и это является свойством человеческого самосознания, благодаря которому возможен самоанализ, самоосуждение и исповедание своих грехов.

Василий Великий (Правила кратко изложенные…, вопр.17): «Осудивший сам себя свободен по причине покаяния, особенно если и в прочем соблюдает себя от поползновения».

Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты, 1, О терпении): «Самоукорение есть христианское делание, есть умное делание, противопоставленное и противодействующее болезненному свойству своему падшего естества, по которому все люди стараются выказать себя праведниками. Самоукорение есть насилие падшему естеству».

Самоанализ как рассуждение о себе и своих поступках помогает человеку учиться истине и добродетелям.

Василий Великий (Правила пространно изложенные…, вопр.37): «Обозрение прошедшего весьма полезно, чтобы снова не впадать нам в подобные грехи».

Варсануфий Великий (Руководство в духовной жизни, в.288): «Отцы назначили время для внимания своим помыслам, говоря: "Утром испытай себя, как провел ты ночь, и вечером также, как провел день; и среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя»

Игнатий Брянчанинов (Аскетическая проповедь, ч.2): «Чем более будешь погружаться в рассмотрение себя, тем удовлетворительнее будут твои исповеди и покаяние, тем ощутительнее и обильнее прольется в душу твою обновление, даруемое исповеданием грехов».

Враг же всячески старается увести от этих целей, и направляет все усилия привлечь человека к разговору с самим собою, а в итоге с врагом, затуманить ум и прельстить тем, что человек думает, что этого его рассуждение, в котором как бы два внутренних человека спорят или что-то утверждают. Все примеры помыслов, приведенные ниже, являются ярким свидетельством тому, о чем «рассуждает» человек сам с собою. А сейчас мы приведем примеры благодатного молитвенного обращения человека к самому себе.

Платон, Митр. Московский (т.4, Слово в тезоименитства …. княгини Марии Федоровны): «Первая Марии к покаянию побудительная причина была размышление о самой себе. Поскольку она человек, она, кажется, так сама в себе размышляла: «Я святейших рук Божиих создание; я чувствую в себе дыхание жизни, проистекшей из Источника присносущного. Я, находя в себе преимущественное различие от всех тварей, вижу, что благоволил Творец носить мне образ Его; я понимаю совершенства Божии и вижу, что мне оным сообразоваться должно. Я ощущаю в себе совесть, которая мне всегда представляет мои обязательства да представляет вместе и то, что я их или нерадивая исполнительница, или несчастная преступница. Ах! Таковое мое состояние нимало не сходно с тем концом, с которым я на свет произведена. Так буду ли я превращать намерение Божие? Буду ли столь забывать свое преимущество, чтобы златой состава моего сосуд делать сосудом глиняным? Буду ли, умаленная малым чем от Ангелов, унижать себя в состояние животных бессловесных? Буду ли помрачать небесное сияние образа Его? Буду ли не внимать гласу совести, столько громко напоминающей мне мои должности? Нет! Так поступать было бы все равно как бы и нерожденной быть, или и лучше бы было быть нерожденной. Нет! Буду отселе стараться ослабить силу моих страстей, которые потому много действовали, что я действовать сама им соизволяла и помогала; удовольствие моих чувств отселе не стану предпочитать удовольствию добродетелей и совести незазорной. Помощь небесная не совсем меня оставила: еще нахожу в себе столько сил, чтобы преодолеть злую привычку и прелести мира, это зависит от взятого единожды доброго и твердого намерения. Призову Бога на помощь, пойду в путь свой радуясь». Вот первая Марии побудительная к покаянию причина, да и причина самая действительная! Она взята не со стороны, но из внутреннего человеческого сердца. Она так ко всякому близка, как близок человек сам к себе. Нет нужды в изыскании ее много думать и много употреблять трудов; довольно только взойти в самого себя, тотчас сам в себе усмотришь разогнутую книгу, в которой перстом Божиим написано: «Человек! Будь добродетелен, а в преступлении раскаивайся».

Ефрем Сирин (Псалтырь, 12): «Долго ли не покаешься ты, бедная душа моя? Суд уже близок, огонь готов для членов твоих. В море зол погрязал я все дни жизни моей, не оплакивая грехов своих; и се внезапно смерть наложит на меня оковы свои. Сатана обольстил меня, и, связав своими похотьми, увлек в плен и без жалости поверг на землю. Увы, что теперь делать мне? Ты, праведный Судия, посрами лукаваго, который воюет против меня и, когда желаю покаяться, скрытно ставит мне хитрыя сети свои. Будь помощником моим, многомилостивый Господи, и я восстану, посмеюся над ним, разорву все сети его. Горе мне в день тот, когда будешь Ты, Господи, судить грешников! О, да не постыжусь тогда пред сонмом Ангелов! Трепещи и смущайся, душа моя, и, умоляя Господа своего, говори Ему: помилуй меня, Спаситель мой, и извлеки меня, погрязшую в пороках. Я – грешница и стыжусь умолять Тебя. Благодатию Твоею спаси меня, Господи, от геенны. Вот день Господень внезапно возблистает для твари, и праведники выйдут в сретение Господу с горящими светильниками; а я – тьма, нет елея в моем светильнике, чтоб сретить Жениха, когда придет Он. Трепещет дух мой, слыша, что день суда близок; в смущение приходят мысли мои от представления, что нечестивых ожидает огонь. По благости Твоей, милосердствующей о грешниках, помилуй меня, погибшего, – и буду славословить Тебя, когда явится царство Твое. Крест твой да сопровождает меня при этом страшном переходе, да отженет он от меня темные силы, да послужит мне ключем и отверзет райские двери, чтоб войти в веселия, возрадоваться и прославить мне щедроты Твои, Многомилостивый!».

Многие ли из нас могут так обращаться к своей душе? Многие ли из нас имеют такое видение своих грехов? К сожалению, нет. Многих из нас враг приучил вместо покаяния и самоанализа обольщаться мечтаниями о себе, самолюбованием, самооправданием и осуждением других. Подай нам, Господи, видеть грехи свои и приведи нас к истинному покаянию!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: