Мысли как внутренние разговоры с образами людей

Благодать подает нерассеянность мыслей и утишение образов, внимательное и теплое обращение к Богу, а враг побуждает человека к внутренним разговорам с образами людей. Господь подарил человеку дар слова. Этот дар соответствует нашим потребностям в общении и в познании. Слово бывает внешнее и внутреннее. Благодаря внешнему слову мы общаемся с людьми, через внешнее и внутреннее слово мы получаем знания, и самое важное – внутренним и внешним словом (молитва личная и молитва церковная и написанная) обращаемся к Господу. Обратите внимание, что для общения с людьми нам дано внешнее слово, а внутреннее - для общения с Богом. Но враг и этот дар искажает тем, что постоянно возбуждает в человеке мнимые разговоры с образами каких-то людей, а в итоге получается, что ум беседует с врагом.

Петр Дамаскин ( Кн.2, о духовной мудрости): «…ибо четыре, как полагаю, различные вещи приводят ум в состояние говорить: или сверхъестественная благодать свыше и блаженство, или чистота, происходящая от подвигов по Богу и могущая привести душу в первоначальную красоту ее, или усвоение земной учености, приобретаемое чрез обучение человеческое и старание о внешней мудрости, или, опять, проклятое и сатанинское обольщение, происходящее от гордости и лукавства демонского и составляющее извращение естества».

Человек может не только представлять себя, как было сказано выше, но может и представлять себя в роли другого человека. Об этой способности мы поговорим подробней в теме о воображении, а сейчас продолжим о вражьих внушениях. Итак, враг знает о такой способности человека, пользуется ею, и также преобразуется в образ какого-либо человека и вступает в собеседование с умом. Но это может быть не только собеседование, но и блудное мечтание.

Евагрий (О помыслах, 25): «Поэтому… следует хранить свой ум во время искушений, ибо когда появляется бес, ум сразу же воспринимает этот внешний вид своего собственного тела и (посредством него) вступает внутри (души) в брань с братом или совершает совокупление с женщиной. Такого (человека) Христос в Евангелиях назвал прелюбодеем, который прелюбодействует в сердце (своем) с женой ближнего (Мф.5,28)».

К сожалению, многие христиане даже не обращают внимания на то, о чем они думают, не видят, что в мыслях они постоянно с кем-то разговаривают, спорят, увещевают, разыгрывают подобие кинофильмов и т.п., и даже не подозревают, что это они общаются с врагом.

Симеон Новый Богослов (Слово 18): «Вот от чего большая часть людей, когда поют псалмы и молитвы деют, устами только произносят псалмы и молитвы, а ум их ведет беседы с бесами, потому что это они, бесы, вземлют ум его и кружат его в помыслах суетных, мирских, плотских, злопамятных, чтоб добро - молитва и псалмопение не было делаемо добре, то есть надлежащим, Богу угодным образом».

Есть различные степени этого вида прелести, например: мысленная вялотекущая беседа, или беседа с эмоциональными внутренними ощущениями, или беседа, которая проявляется без звука слов, но которая уже видна по внешнему виду человека, или самые очевидные для окружающих - беседы с воображаемым собеседником, которые ведутся громко. Собеседование с помыслом означает, что человек сочетался с врагом, и в учениях отцов о страстных помыслах это третий этап развития помысла, а если человек при этом испытывает и эмоции, то наступает следующий этап – сосложение.

Следует знать, что внушения происходят как при обычном мышлении, так и при молитве. И если в обычном мышлении человеку, не вступившему на путь духовного трезвения и молитвы, тяжело увидеть в себе такие разговоры, то при чтении молитв, псалмов и при церковных служениях такие разговоры более видны.

Евагрий Понтийский (Главы о молитве, ст.134): «Бывает, что бесы внушают тебе помыслы, а затем побуждают противостоять этим помыслам в молитве и (внутренне) спорить с ними».

Если же человек не распознал этого и, что называется, «переспорил их», то бесы отступают и человек думает, что он одержал победу.

Евагрий Понтийский (Главы о молитве, ст.133): «Тогда (бесы) добровольно отступают, дабы ты, впав в прелесть, возомнил о себе, будто начал уже побеждать помыслы и устрашать бесов».

Итак, если появляются побуждения кому-то что-то рассказать или ответить на пришедшую мысль, то необходимо знать, что это вражье прельщение. Когда помыслы исходят от Бога и Ангелов, то в человеке замирает мысль, нет образов никаких людей и Бога и нет желания ответить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: