Брань собственными силами по неведению

Если нет смирения, то как только начинается искушение, например, в виде обиды, которое ощущается «уколом» или сжатием сердца, то если человек и понимает, что началась брань, но вместо молитвы начинает рассуждать о самом себе или об обидчике. При этом мысли и чувства усиливаются, человек вспоминает ситуации по несколько раз, и вступает во внутренний разговор с самим с собой. Мысли будут оправдывающие, саможалеющие и т.п., но человек даже не догадывается, что это он сам борется с врагом.

Исихий Иерусалимский (из Добротолюбия, т.2, 24): «Не может ум победить демонское мечтание сам только собою: да не дерзает на это никогда».

И только сила Бога может победить вражье воздействие, и поэтому человек должен всегда звать Бога.

Макарий Египетский (Духовные беседы, беседа 20): «Когда и ты возденешь длани ума своего и помыслы к небу и пожелаешь прилепиться ко Господу, тогда сатана будет низложен твоими помыслами».

Нил Сорский (Предание о житии пустынном. Сл. 6): «На все злые помыслы должно призывать в помощь Бога; ибо мы не всегда имеем достаточно сил сопротивляться им, сказал св. Исаак, и негде нам искать помощи в этом деле, кроме как у Бога. Поэтому нужно молиться Владыке Христу с усердием, слезами и воздыханием, как говорит Нил Синайский, и говорит; «Помилуй меня, Господи, и не попусти погибнуть мне! Помилуй меня, Господи, ибо я немощен! Посрами, Господи, одолевающего меня беса! Упование мое, осени над главою моею в день брани бесовской! Побори одолевающего меня врага и обуревающие меня помыслы, умири тишиною Твоею, Слове Божий». Феодор же Студит, заимствуя у Давида свою молитву об избавлении от нечистых помыслов, так повелел молиться: «Господи, будь соперником против усоперников моих, срази сражающихся со мною» (см.: Пс.34,1), и прочее из того же псалма. Или как песнописец написал: «Рассеянный мой ум собери, Господи, и поросшее дурною травою мое сердце очисти! Дай мне покаяние, как Петру, воздыхание, как мытарю, слезы, как блуднице, да зову к Тебе: помоги мне и от скверных помыслов избави меня! Подобно морским волнам восстают на меня беззакония мои, и я, как корабль утопающий, погружаюсь в пучину скверных помыслов; но приведи меня к тихому пристанищу, Господи, покаянием и спаси меня! Я весьма скорблю о том, что слаб умом, почему и нехотя иногда изменяюсь к худшему — потому-то и вопию к Тебе, Богоначальная Святая Троице, помоги мне, и в стоянии добрых помыслов и чувствовании учини мя»».

Для христиан это должно быть основным правилом духовной брани.

Феофан Затворник (Письма, п.133): «Относительно мыслей всяких держите такое правило: как только заметите, гоните прочь без всяких рассуждений и оставайтесь с мыслию об одном Господе Спасителе вездесущем и всевидящем...»

В таком случае, как только человек почувствует определенное движение сердца, т.е. эмоциональный всплеск, он тут же должен предпринимать спасительные действия - осознать, что начинается искушение, и начать усиленно молиться Господу об избавлении от искушения, т.к. только сила Господа может разрушить вражьи воздействия, а человек может проявить свободу и позвать Господа на помощь. Мы же наоборот, начинаем рассуждать, и тем самым продвигаем вперед врага и зло.

Иоанн Златоуст (т.3, стр. 830): «Спаситель видел, что человеческая природа изнемогает под бременем (духовной) борьбы и уклоняется от нее по слабости. Поэтому Он восполняет недостаток ее силой Духа, чтобы утешить душу, удрученную нашей немощью. Он как бы уздой укрепляет ее Божественной благодатью, чтобы восприняв от благодати то, чего не имела по природе, (душа) вышла на борьбу (за бессмертие), пробужденная силой Духа».

Эта ошибка построена на неведении и забвении человека.

Изгнание врага собственными силами по самомнению.

Если нет смирения и молитвы о помощи с «воздыханием неизглаголанным», то противоречия становятся горделивым повелением врагу отойти от человека. Выше мы говорили о том, кому можно изгонять бесов из других людей.

Афанасий Великий (Творения,ч.2, стр. 241): «Естество человеческое само по себе недостаточно к тому, чтобы изгонять бесов, а может это делать только силою Духа...»

Но есть еще такое действие, как изгнание своих страстных помыслов, при которых человек повелевает врагу отойти от него.

Нил Сорский (Предание о житии пустынном. Сл. 6): «Когда же явится нужда нам, немощным, выступить против одолевающих нас помыслов и отгонять от себя эти лукавые помыслы, то это должно совершить не просто, не как случится, но также призыванием имени Божия и изречениями Священного Писания и, по примеру св. отцов, скажем каждому помыслу: «да запретит тебе Господь» (Иуд.1,9). И еще: «удалитесь от меня все, делающие беззаконие» (Пс. 6,9), «уклонитесь от меня все лукавые, чтобы я мог поучаться в заповедях Бога моего». Также можно принять за образец некоторого старца, который повторял наедине сам с собою: отойди окаянный и приди возлюбленный! Однажды услыхал это живущий с ним брат и, думая, что он с кем-нибудь разговаривает, спросил его: «С кем ты говоришь, отче?» Тот отвечал: «Я отгонял злые помыслы и призывал благия». И если и для нас это потребно, будем произносить сии и подобные сим слова».

Феофан Затворник (Толкование на Псалом 118, ст.116): «Мужественно вступающий на путь добродетели говорит помыслам и демонам: «уклонитеся от мене». Я положил себе ходить и буду ходить только в заповедях Божиих; никакие ваши лести и козни не собьют меня с пути; я буду испытывать заповеди Бога моего и делом проходить их. «Не просто, поясняет блаженный Феодорит, буду следовать им, но испытаю их во всей точности, чтобы ничто в них не укрылось от меня и чтобы исполнено было мною все, что заповедал Господь всяческих».

Если взять эти слова вне связи с целым, то они отзываются как будто самоуверенностию, которая никогда никого ни к чему доброму не приводила. В связи же они означают только дух, дышащий мужеством, черпающий его из крепкого упования на Бога, к Которому и обращается в молитве: «заступи»; «сподоби, говорит блаженный Феодорит, заступления Твоего меня, принявшего намерение идти путем заповедей Твоих, чтобы, обманувшись в надежде, не быть мне исполненным стыда». Так говорит непосрамляющее упование, привлекающее к себе силу Божию и опирающееся на ней. «Вся могу», говорит оно, но только «о укрепляющем мя Господе» (Флп.4,13), и верует, что Господь близ. Но так как Он Сам законоположил, дабы и мужающиеся, и дерзающие о Нем взывали к Нему, то и пророк взывает: «заступи», хоть и уверен, что заступление Божие уже ограждает его, по неложному обетованию Его. «И жив буду», разгоню то есть врагов, и останусь цел во всем моем нравственном устроении. А так как Господь, помогая уповающему, действует чрез душу на одоление врагов ее, то она не может не чувствовать сего притока силы Божией, а следовательно, и оживления чрез Него. Если Господь не берет назад данного, то данное, по случаю оживления, остается в душе; и по преодолении врагов она не может не сознать себя более живою, нежели каковою была она до наступления их. Кто испытал это однажды, тот в другой раз, прося помощи, не может не иметь в мысли и того, чем она сопровождается».

Как видим, эти молитвы подвижник произносит с чувством упования на помощь Бога, с мужеством и с чувством непримиримости с врагом. Но и здесь может быть опасность, т.к. эти молитвы нельзя произносить с чувством собственной силы и нельзя быть самонадеянным.

Варсануфий Великий и Иоанн (вопрос 301): «Если страстный помысл войдет в мое сердце, чем я должен отразить его, тем ли, чтобы противоречить ему или произнести запрещение и как бы прогневаться на него, или тем, чтобы прибегнуть к Богу и повергнуть пред Ним свою немощь?

Ответ: Брат! Страсти – те же скорби, и Господь не отделил их, но сказал: «призови Меня в день скорби твоей, Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс.49,15). И потому, в отношении всякой страсти ничего нет полезнее, как призывать имя Божие. Противоречить же прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали Диаволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал это потому, что имел власть. Нам же немощным остается только прибегать к имени Иисусову; ибо страсти, как сказано, суть демоны – и исходят (от призывания сего имени). Чего же ты хочешь более этого? Бог да укрепит тебя во страхе Своем и да подаст тебе победу».

Как видим, существует еще одна страшная форма самомнения о силе неочистившегося человека властвовать над врагом и приобретать дары Божии. Есть несколько причин такого заблуждения: человек не догадывается, что это враг употребил свою хитрость.

Исихий Иерусалимский (из Добротолюбия, т.2, К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве, ст.24): «Ибо хитры будучи враги наши, притворяются побежденными, замышляя низложить борца отъинуды, - чрез тщеславие; при призывании же имени Иисусова и минуты постоять и злокознствовать против тебя не стерпят».

Также причиной такого самомнения может служить неверное восприятие слов Господа: «именем Моим будут изгонять бесов» (Лк.16,17) и молитв некоторых святых, в которых они обращаются к врагу. Например:

Григорий Богослов (Песнопения таинственные. На лукавого): «Пришел ты, злодей (знаю твои замыслы!), пришел ты, неуступчивый, лишить меня вожделенного и вечного света. Как же, будучи тьмою, явился ты мне светом? Не обманешь такою лживостью. И за что ты всегда воздвигаешь на меня такую жестокую брань, и явно и тайно? В чем завидуешь благочестивым после того, как изверг ты из рая первого Адама — Божию тварь, грехом перехитрил мудрую заповедь, и сладостной жизни предложил горькую снедь? Как мне убежать от тебя? Какое средство изобрести против страданий своих? Сперва неважными грехами, как ручей, впадаешь ты в сердце, потом открываешь себе широкую дорогу, а там уже входишь большою и мутною рекою, пока не поглотит меня твоя пасть или бездна.

Но отступи от меня дальше, и налагай свои руки на те народы и города, которые не уразумели Бога; а я — Христово достояние; я стал храмом и жертвою, потом буду богом, когда душа вступит в единение с Божеством. Ты покорись Богу и Божией твари, убоявшись Божия гнева, сонма душ благочестивых и гласа их немолчных песнопений!»

Григорий Богослов (Творения ч. 3, Слово 40): «Если после Крещения приразится к тебе враг света и искуситель (а он приразится, ибо приражался к Слову и Богу моему, обманувшись внешним покровом, приражался к сокрытому Свету, обманувшись видимостью), ты имеешь чем победить его. Не страшись подвига: противопоставь воду, противопоставь Духа; этим угасятся "все раскаленные стрелы лукавого" (Еф. 6, 16). Ибо здесь. Дух..."раздирающий горы" (3 Цар. 19, 11); здесь вода...угашающая огонь. Если искуситель представит тебе нужду (как дерзнул и Христу) и потребует, чтобы камни превратились в хлебы, возбуждая тем голод, окажись знающим его намерения, научи его тому, чему он еще не доучился: противопоставь ему слово жизни, которое есть Хлеб с Неба, дарующий жизнь миру. Если искушает тебя тщеславием (как и Христа, возведя на крыло храма и сказав: бросься вниз (Мф.4,6) в доказательство Божества), не низлагай себя превозношением. Если это приобретет, не остановится на том - он ненасытен, на все простирается; обольщает добром и заканчивает лукавством - таков способ его брани. Даже и в Писании сведущ этот душегубец: из одного места скажет: написано о хлебе; из другого: написано об Ангелах... О, умудренный на зло, для чего не договорил и последующего (я твердо помню это, хотя и умолчишь ты), что ограждаемый Троицей, наступлю на тебя, аспида и василиска, и буду "наступать на змей и скорпионов" (Лк. 10, 19)? Если же станет преодолевать тебя ненасытностью, в одно мгновение времени и зрения показывая все царства, как ему принадлежащие, и требуя поклонения,- презри его, как нищего, и с надеждой на печать (Крещения и Миропомазания) скажи: "Я сам образ Божий, не погубил еще небесной славы, как ты через превозношение; я во Христа облекся, во Христа преобразился Крещением ты поклонись мне". И враг, как твердо знаю, побежденный и посрамленный этими словами, как отступил от Христа - первого Света, так отступит и от просвещенных Им».

Но такая власть дается Богом святым, а человеку маловерному или не достигшему высших ступеней отцы завещают обращаться к Господу, а не своими силами противоречить и изгонять врага.

Григорий Синаит (О прелести): «Немощные же и новоначальные, как крепостью, пользуются благоговейным бегством, со страхом избегают единоборства и, не отваживаясь на него преждевременно, этим спасаются от смерти».

Также есть неразумное стремление человека бороться с демонами, как это делали святые.

С. Нилус (Великое в малом): «Преподобный (Серафим Саровский) поведал ему (Мотовилову) о своей страшной борьбе в течение 1001 ночи и 1001 дня с бесами и силой своего слова, авторитетом его святости, в котором не могло быть и тени лжи или преувеличения, убедил Мотовилова в существовании бесов не в призраках или мечтаниях, а в самой настоящей горькой действительности. Пылкий Мотовилов так вдохновился повестью старца, что от души воскликнул:

- Батюшка! Как бы я хотел побороться с бесами!.. Батюшка Серафим испуганно перебил его:

- Что вы, что вы, ваше Боголюбие! Вы не знаете, что говорите. Знали бы вы, что малейший из них своим когтем может перевернуть всю землю, так не вызывались бы на борьбу с ними!»

Брань без осознания своего греха.

Иногда при искушениях человек чувствует вражье действие, но принимает его, как несправедливое нападение врага, т.к. не понимает, в чем он согрешил. При этом человек повторяет молитву, в основном это Иисусова молитва, но враг продолжает воздействовать. Одной из причин такой неверной брани является то, что человек в действительности не осознает своего греха, и это не приведет ни к покаянию, ни к очищению. Например, человек просыпается утром, и тут же начинает думать обо всем и ни о чем, затем он чувствует лень и внутреннюю пустоту. Человек начинает молиться Иисусовой молитвой, но все равно рассеивается и долго не выходит из этого состояния, при этом не понимает, что с ним происходит. На самом же деле к человеку подступил бес уныния, и когда человек задумывается о том, что с ним, то бес внушает, что это виновата погода, давление и т.п. И так получается, что человек в Иисусовой молитве просит Господа о помиловании с малозаметным чувством оправдания своей немощи и невиновности. А при борьбе не осознает, что враги нападают по причине его нечистоты, и поэтому он не может каяться, т.к. представляет себя жертвой. Но без покаяния, смирения и памяти Божией победа над врагом не одерживается.

Григорий Нисский (О надписании псалмов, кн.2, гл.13): «…при всяком приражении искушения имеем у себя одну только защиту — покаяние, то воспользовавшейся им с преспеянием во всякое время бывает победителем всегда нападающего».

Поэтому отцы и говорили, что необходимо следить за собой, знать признаки страстей, осознавать начало их действия и более усиленно молиться. Тогда такое разоблачение и соответствующая осознанная молитва дает плоды. Под осознанной молитвой мы подразумеваем различные молитвы, соотвествующие различным состояниям и ситуациям.

Нил Сорский (Предание о житии пустынном. Сл. 6): «Так, выбирая из Священного Писания приличное на каждый помысл и каждому времени потребное, подобным образом и будем призывать Бога в помощь против всех помыслов и Он упразднит их в нас».

Хочу сразу предупредить возможное возмущение делателей Иисусовой молитвы о том, что отцы учили только ее употреблять. Я ни в коем случае не противоречу этому, упаси меня, Господи! Молитва Иисусова является покаянной молитвой (и о ней мы еще подробно поговорим), но если у человека нет покаяния по причине неведения себя и своих грехов, нет покаяния по причине нечистого ума и сердца, то и плод ее будет малым. Это опыт. Поэтому осознанная молитва дает больший плод и лучше подготовить такие молитвы на различные страсти заранее, путем выбора цитат из молитвословов или Псалмов, тем более что в различные времена и у различных подвижников были свои любимые молитвы.

Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1 гл.47): «Были и есть такие молитвенники, которые излюбляли одну краткую молитовку и ее непрестанно повторяли. Святой Кассиан говорит, что в Египте в его время обычною всем коротенькою молитвою был 2-й стих 69-го псалма: «Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися». О святом Иоанникии пишется в житии, что он все повторял такую молитовку: “Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый”. Ее же он прилагал и к каждому стиху 30-ти псалмов, им заученных и составлявших его молитвенное правило. Другой некто постоянною своею молитвой имел такие слова: «Аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя». Иные, конечно, иные излюбляли для себя молитовки».

Итак, в отношении вышеприведенного примера об унынии можно посоветовать произносить: «извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне» (Пс.68,15);

при помыслах тщеславия: «Господом будет хвалиться душа моя» (Пс.33,3) или «Я беден и нищ, но Господь печется обо мне. Ты – помощь моя и избавитель мой, Боже мой!» (Пс.39,18);

при блуждании или греховных помыслах: «Да будут слова уст моих и помышления сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, Твердыня моя и Избавитель мой! (Пс.18,15);

при помыслах малодушия и сомнения: «Господи «утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои» (Пс.16,5) или «Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое» (Пс.26, 14);

при мыслях-предположениях и страхованиях: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (Пс.22,1);

при скорбях и саможалении: «Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен… Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои» (Пс.24,16,18).

И тогда человек увидит склонение своей воли на конкретный грех, почувствует нужду в помощи Божией, осознает свою греховность и потом душа сама, без понуждения, начинает произносить святые слова: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня, грешную!». И приходит истинное покаяние, и воцаряется внутри мир.

Также следует сказать, что человек должен всегда молиться, а не только когда начинается брань, и эта молитва будет оградительной от нападок бесов и уповательной на постоянную помощь Божию.

Феофан Затворник (Толкование на Псалом 118. Ст117): «Так как ты не можешь знать, когда подступят враги и поднимут бурю помыслов и страстных движений, то непрестанно молись: «Боже, в помощь мою вонми! Господи, помощи ми потщися!» (Пс.69,2)

Уповающего и молящегося в уповании вражеские нападения никогда не застанут врасплох, или даже и подступить к нему не посмеют. Уповательная молитва прикрывает душу некоторого рода осенением; оттого врагам и не видно, куда метить стрелами своими. Есть сказания, что на иных святых нападали злые люди, но Бог прикрывал их, делая невидимыми. Враги такие поищут-поищут, и уйдут без всего. Так и от невидимых врагов прикрывает Бог душу, так что они не видят ее. Может быть, свет молитвенный поражает их зрение, как свет вещественный поражает зрение некоторых птиц, которые потому и не видят среди белого дня.

Случается, что иные злодеи являются обокрасть дом, а в это время хозяин с кем-либо долго разговаривает; злодеи не начинают своего дела до тех пор, пока не услышат, что умолк разговор. Продлись он всю ночь — всю ночь и простояли бы они, опасаясь приняться за свое злодейское дело. Так и ты, если хочешь, чтобы враги отходили от тебя без дела, не прекращай беседы своей к Богу: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися!» Эта речь, хоть и молчком, мысленно будет совершаться в душе, но врагам она слышится гласно, и, пока будет она идти, ни за что не посмеют они подступить к тебе, потому что знают, о чем и с кем ты ведешь речь, и что им крепко достанется за дерзость нападения».

О неверной цели борьбы и придумывании своих способов брани.

Кратко скажем о первоначальной ошибке в борьбе со страстями, когда целью духовной брани является стремление стать великим подвижником и прославиться перед людьми и Богом.

Иосиф Исихаст (ДесятигласнаяДyходвижимая тpyба, Гл. второй звук трубы): «Итак, теперь мы трудимся для Бога не ради того, чтобы получить от Него награду, и не ради Жизни Вечной мы трудимся, но как купленные рабы трудимся, чтобы не быть рабами бесов!»

Василий Великий (Правила, кратко изложенные…, в.247): «Можно назвать святотатцами тех, кто присвояет себе дары Божии и себе самим восхищают славу, которая подобает Богу».

И если Господь по Своей милости освободит человека от какой-либо страсти, то такой человек может возгордиться о себе и пасть.

Симеон Новый Богослов (Слово 17): «Так грешник, силою Христовою избавленный от тяготящих его страстей, должен радоваться и веселиться о спасении Христовом. Если же он, получив такое избавление и исцеление, станет гордиться, то ведь диавол близ, и орудия страстей все еще в нас суть; удалится опять благодать Христова, и диавол, пришедши, возмутит помыслы его и направит его делать телом дела, худшие прежних».

Также человек может придумывать свои способы брани.

Исихий Иерусалимский (из Добротолюбия, т.2, К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве, ст.25): «Смотри не возмечтай о себе много (и неизмысли своих способов к борьбе), подобно древнему Израилю: иначе и ты предан будешь мысленным врагам. Ибо тот, избавлен будучи от Египтян Богом всяческих, измыслил потом своего себе помощника - идола слияннаго».

Амвросий Оптинский (Из переписки с монашествующими, п.137): «Пишешь, что сама ты не понимаешь своего душевного устроения. Ты, как видно, от неопытности и самочиния, по причине самомнения и скрытности характера, подверглась прелести вражией. Поэтому молись Господу о избавлении: Господи Иисусе Христе, помилуй мя прельщенную! Господи, не попусти врагам до конца поругатися над созданием Твоим, которое Ты искупил честною Твоею Кровию. Когда будешь так молиться, то сама увидишь действие этой молитвы, как душевным врагам это будет неприятно, и они будут смущать душу твою и отвлекать, чтобы ты так не молилась; да и самолюбию твоему будет неприятно считать себя прельщенною. Но ты понуждайся так молиться и просить от Господа помилования и вразумления. При этом должны быть и еще путаницы душевные, но заочно неудобно изъяснять. Ты прежде и лично была скупа на объяснение, скрывала сама не знала что и для чего. В скрытности и самочинии основание прелести вражией, от нее же да избавит нас Господь».

Поэтому запомним один из самых важных законов духовной брани: необходимо звать Господа, а не самому рассуждать и противоречить бесам.

Ефрем Сирин (Увещание, или огласительное наставление, монахам): «Как сильный ветер гонит пыль, так соперник наш, диавол, прогоняется гласом славословия Богу, молитв и слез. Посему никто не ленись и не бойся».

Амвросий Оптинский (Из переписки с монашествующими, п.242): «У Господа Бога средств много устроить это, если это полезно тебе, но никак не следует ни в этом, ни в другом чем-либо исполнять волю врагов душевных, смущающих тебя всякими внушениями и предположениями, которым ты доверяешь на том основании, что это тебе кажется. Вся стужающая тебе мысленная брань или путаница происходит от этого доверия вражеским внушениям, которым ты приписываешь какое-то значение или вероятие или которое ты хочешь уловить, вместо того, чтобы презирать их, призывая противу них помощь Божию. Главная же причина мысленной твоей брани, великое твое высокоумие, которое во всем проглядывает».

Есть еще одно распространенное заблуждение, что оградить себя от бесов можно только записанными словами молитв или Псалмов.

Лука Крымский (Проповеди. О 90-м Псалме): «Вы знаете этот великий 90-й псалом, и любите его, и возлагаете большие надежды на него, но не так, как надо. Вы возлагаете надежды на самые слова псалма, пишете его на бумаге и носите ее на груди; опоясываетесь поясом с вытканным на нем псалмом; и что же — это ли вас защищает? Нет, ибо псалом должен быть написан не на бумаге, а в сердце вашем. Он должен быть на устах ваших. Соответственно этому псалму должны вы направлять жизнь вашу; должны помнить все великие, святые слова этого псалма и жить по ним, а не только носить этот псалом на теле своем.

Это суеверие думать, что великий псалом 90-й защитит вас механически, это суеверие, нелепое суеверие. В сердце своем носите псалом, сердцем своим воспевайте его; живите, как велит этот псалом, и тогда получите ту великую защиту от Бога, которую обещает пророк Давид в этом псалме.

Есть у вас и другое чрезвычайно глупое суеверие, к сожалению, весьма распространенное по всем уголкам России. Кто-то присылает по почте или подбрасывает бумажки с несвязной, часто бессмысленной молитвой; написано, что молитва эта прислана якобы из Иерусалима, что она должна быть переписана столько-то раз и тайком разослана. Это бессмыслица, нелепость. Если когда-нибудь вам подбросят такую записку, порвите ее и сожгите. Не передавайте и не распространяйте ее, ибо мы должны жить не суевериями, а верой. Суеверия свойственны язычникам, христианам же должны быть чужды. Будьте же свободны от всяких суеверий! Храните 90-й псалом не на теле своем, а в сердце своем!»

Об отступлении от борьбы по малодушию.

Когда человек чувствует, что мысль очень навязчива и логична, то необходимо тут же стараться говорить себе громче, чем звучит эта мысль, молитву благодарения Богу, молитву вручения себя в волю Божию и т.п., причем много раз и усиленно, пока мысль не отойдет. Но если у души нет мужества и упования на Бога, то она смущается, малодушествует и отступает от борьбы.

Иоанн Златоуст (т.1, ч.2, Против аномеев, сл.4): «...Ничто так обыкновенно не ограждает нас от нападения, как молитва и усердное прошение».

Игнатий Брянчанинов (Собрание писем, с. 284): «…вооружайся скорее против (вражьего логичного помысла), гони его прочь от себя оружиями духовными: славословием Бога, благодарением Бога, преданием себя Его воле, укорением и осуждением себя, молитвою. Превосходное оружие при сильной брани: прийти в свою келью, повергнуться на минуту пред Богом с прошением Его помощи и преданием себя Его воле. При сильной брани это повторяй несколько раз в день и очень помогает».

Феофан Затворник (Письма, п.138): «Смущающие помышления, какие будут приходить, гоните прочь без разговоров с ними. Теперь уже можете видеть осязательно, что все это вражии внушения. А с врагом какая стать длить время.— Без замедления надо гнать его».

Феофан Затворник (Мысли на каждый день года, Неделя 5-я по Пятидесятнице, четверг): «Чувствующему искушение необходимо не падать, а вступать в борьбу. Побеждающий освобождается от одного искушения и подвигается вперед и вверх, чтобы там вступить в новое искушение. Так до самого конца жизни. О, когда бы постичь нам это значение искушающего нас зла, чтобы по этому постижению устроить и жизнь свою! Борцы увенчиваются, наконец, переходя в другую жизнь, где нет ни печали, ни болезней извне, и где они изнутри, как Ангелы Божии, становятся чистыми, без приражения искусительных движений и мыслей. Так заготовляется торжество света и добра, которое, во всей славе своей, откроется в последний день мира».

Исихий Иерусалимский (из Добротолюбия, т.2, ст.47): «Ум с умом невидимо сцепляется на борьбу, - ум демонский с нашим. Поэтому каждую минуту нужно из глубины души взывать ко Христу, чтобы Он отгнал ум демонский, добычу же победную даровал нам, как человеколюбец».

Исихий Иерусалимский (из Добротолюбия, т.2, ст.98): «Итак всякий раз как случится умножиться в нас лукавым помыслам, ввергнем в среду их призывание Господа нашего Иисуса Христа; и тотчас увидим, что они начнут рассеиваться, как дым в воздухе, как научил нас опыт. Когда после сего ум останется один (без помыслов смущающих), возмемся опять за непрерывное внимание и призывание. Так будем поступать всякий раз, как потерпим такое искушение».

Наравне с молитвой также должно быть и деятельное противление врагу.

Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе): «Все делай напротив того, что враг внушает: он внушает ненавидеть обидящих нас, - ты люби их; ругающих благословляй, и взимающих твое не истязуй и с охотой сам отдавай; когда хочешь смеяться - плачь; когда находит уныние - старайся развеселиться; когда зависть - радуйся чужому благополучию; когда борет противоречие, непокорность - немедленно покорись, согласись; когда блудные помыслы - поревнуй о чистоте сердца, представь высокое достоинство христианина, обоженного во Христе Иисусе, что члены наши - члены Христовы; когда гордость - смирись; когда злоба - будь особенно добр; когда раздражительность - сохрани спокойствие; когда скупость - будь щедр; когда рассеянность - немедленно запри чувства от всего внешнего и размышляй о едином на потребу; когда сомнение, маловерие, неверие - призови на помощь особенно сильную веру, припомни примеры веры или верующих Ветхого и Нового Завета и чудеса, совершенные верою, и проч. Делай так и не поддавайся врагу, мечтателю: ибо все страсти, пристрастия, прихоти - его мечта».

Исходя из вышеизложенного, запомним одно из главных правил духовной брани: необходимо собственное противление врагу с упованием на помощь Божию.

Феодор Едесский (Добротолюбие, т.3, ст. 68): «Никто из нас собственными силами не может избежать обходов и козней лукавого, но только непобедимою силою Христовою. Потому опасно заблуждаются, мечтающие совершаемыми ими подвигами и силою воли своей упразднить грех, упраздняемый одною благодатию Божиею. Чего ради светило церкви Иоанн Златоуст говорит, что недостаточно одного усилия человеческого, если не получится помощь свыше; и опять, никакой не будет пользы от помощи свыше, если не будет собственного усилия. То и другое показывают на себе Иуда и Петр; тот, столь много прияв от благодати, не получил от того никакой пользы, потому что не приложил своего хотения и не привнесл своего усилия; а Петр, хотя и ревностную изъявил готовность, но как не получил помощи свыше, пал. И так очевидно, что из того и другого соплетается добродетель. Посему прошу, как, все возложив на Бога, и самим не спать, так и ревностию ревнуя, не думать все исправить собственными усилиями».

Итак, мы разобрали тему о мыслях от врага при повседневном мышлении, а ниже разберем как враг еще воздействует на человека.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: